За что мы платим: отзывы родителей о частных детских садах

Автор
За что мы платим: отзывы родителей о частных детских садах

Вопрос о том, как выбрать детский сад, начинает волновать родителей чуть ли не с первого дня жизни ребенка. То что многие из них выбирают частные детские сады, понятно. Тут и страх перед советским наследием, безразличными воспитательницами, и бесчисленные негативные отзывы родителей о детских садах. А вот зачем родители отдают своих детей в иностранные детские сады, где с малышами говорят исключительно на английском/немецком/французском, мы узнали у троих киевских мам.

Мы расспросили троих мам о том, почему они выбрали для своих детей иностранный детский сад, и как их ребятишки чувствуют себя в «иностранной» среде. Наверное, сравнивать эти детсады с государственными было бы некорректно из-за множества сопутствующих факторов, поэтому давайте отбросим все параллели и просто впитаем полезный опыт.

История первая: иностранный детский сад с изучением английского языка

Наталия Воробьева, мама Семёна, трехлетнего воспитанника столичного Plaroom Kids Club

Мой опыт взаимодействия с государственными дошкольными учреждениями закончился в тот момент, когда с 14 места в электронной очереди почти за два года ожидания мы сместились на 65.

Впрочем, я считаю, что нынешняя система образования в Украине (как дошкольная, так и школьная) неэффективна и даже губительна для детей с точки зрения психологии. Это глобальная проблема, и виновата не столько пресловутая „МарьВанна“, сколько система, но я категорически против того, чтобы мой ребенок рос в этой заржавевшей советской банке.

Читай также: Оформление в детский сад: что для этого нужно

Я достаточно часто видела уставших от всего воспитательниц, которых не только не радует их работа, но даже раздражают играющие рядом дети. Вдоволь наобщалась со специфическимизаведующими государственных детских садов, которые вряд ли могут дать что-то хорошее, доброе и светлое детям. Слишком много знаю о школьной программе, где основная задача — бездумно зазубрить „с 6 по 9 страницу и пересказать слово в слово“, где напрочь отбивается у детей желание действительно учиться, углубляться в детали, создавать и „креативничать“…

Поэтому я начала выбирать альтернативный детский сад сыну, и, в первую очередь искала заведение с англоязычной формой обучения. Причем это должны были быть не отдельные уроки английского языка, а именно полноценное общение исключительно по-английски.

иностранный детский сад, как выбрать детский сад, детский сад, отзывы родителей о детских садах, частный детский сад

Фото из личного архива Натальи Воробьевой

Для меня важно было, чтобы у садика имелась лицензия Министерства образования Украины: определять сына в группу детей, за которыми присматривает „бабушка из соседнего подъезда“, и все подается как „частный садик с домашней атмосферой“, но при этом никто не несет никакой ответственности, я совершенно не хотела.

Детских садов, которые бы отвечали моим требованиям, в Киеве оказалось всего несколько („Умка“, „Меридиан“, детский садик при British School), но детей до трех лет принимал на момент поиска только Playroom Kids Club. В нем существует два формата обучения: полноценный садик и курсы (отдельные занятия, которые проходят в назначенное время и отдельно от детсадовских). Мой ребенок второй год посещает именно детский сад.

К нашему счастью, Playroom Kids Club еще и идеально подходил по месторасположению. После телефонной беседы с администратором мы приехали в сад для личного знакомства, чтобы все увидеть своими глазами. Важную роль сыграл и невероятно приятный коллектив, которому даже за первые 15 минут знакомства удалось расположить к себе как нас, родителей, так и сына.

Чтобы оформить ребенка в детский садик, никаким „особым“ условиям соответствовать не было надобности: следовало предоставить лишь копию свидетельства о рождении, медицинскую справку и оплатить единоразовый взнос. Причем внести оплату нам предложили после нескольких дней ребенка в садике, когда станет ясно, что сыну подойдет такой формат обучения (что меня, признаюсь, „подкупило“, поскольку, в первую очередь, учитывались интересы ребенка, а не стремление на нем заработать во что бы то ни стало).

Для меня самым важным было, чтобы, помимо развивающих занятий, к ребенку относились уважительно. Чтобы в садике он чувствовал себя комфортно и защищенно. Чтобы за время обучения он не превратился в „запуганного волчонка“ и не боялся воспитателей или детей.

Основатель детского сада, Олеся Божко, несколько лет жила в США и, вернувшись в Украину, основала Playroomв соответствии с популярным американским подходом Creative Curriculum с использованием методик Монтессори, Домана, Никитиных и пр. Ну, а как мама, Олеся руководствовалась принципом: „Так, как было бы комфортно и хорошо моему ребенку“. И то, что ее ребенок тоже посещал Playroom, говорит само за себя.

Читай также: Истории мам: Ольга Хилл, балерина из Сан-Франциско с шестью детьми

Искренне не могу нарадоваться командой Playroom, их подходом и тем, как им удается создавать комфортную атмосферу для детей. В группах 8–10 детей, 2 воспитателя, плюс учитель на специальных предметах: французский язык, фитнесс/танцы, творчество, актерское мастерство и т. д.

Средний возраст воспитателей не превышает 30 лет, все они с высшим образованием, в основном, педагогическим; есть филологи английского и французского языков, а также других специальностей. К примеру, учитель актерского мастерства закончила театральный, учитель музыки — музыкальную академию и пр. Уроки французского и английского языков проводят носители языков из Франции и США соответственно, что дает возможность ребенку максимально окунуться в особенности языковой среды.

Мой сын пока проходит программу аналогов ясельной и младшей группы, потому „подготовку к школе“ мы еще на себе не ощутили, но в старших группах для деток, которые планируют обучение в украинских школах, есть занятия по подготовке к школе по украинской программе.

В виду возраста, да и просто темперамента, усадить моего сына на полчаса и вещать ему „нужную“ дошкольную программу — задача из области фантастики. Потому мне нравится, что им предлагается вариант обучения в формате игры, когда весело и интересно. Скажем, на уроках science (наука) проводят маленькие безопасные эксперименты, которые на доступном ребенку языке поясняют, что такое дождь, почему происходит то или иное явление и пр. Или, к примеру, во время изучения буквы D на один из уроков принесли пять настоящих маленьких утят („утенок“ на англ. — duckling): и об уточках рассказали, и о том, что они едят, как за ними ухаживать, позволили им в тазике с водой поплескаться. В итоге у детей — масса впечатлений, позитивных эмоций — как тут не запомнить новую букву?!

Читай также: Iсторiя однієї мами: як допомогти цілеспрямованій дитині

В старшей группе один из уроков cooking объединили с уроком французского языка, который провели в настоящей французской булочной, где дети узнали, что и как готовится, попробовали что-то приготовить сами, их тут же угостились свежими круассанами — и все общение происходило исключительно по-французски.

Подобных примеров — масса, и, на мой взгляд, подобный формат обучения — самый удачный: когда ребенку предлагается испробовать все самому, когда его заинтересовывают учить, а не заставляют зубрить. Вообще, о творчестве в Playroom можно говорить бесконечно.

Это — один из основных приоритетов данного садика. Сегодня ты поддерживаешь ребенка в его желание сделать ракету из пластиковой бутылки, а через несколько десятилетий он, вполне возможно, соберет ее сам, но уже настояющую! Главное, не ограничивать его в творческих порывах, которые мы сами часто пресекаем фразами типа „не бывает синих деревьев“, „коровы не летают“ и т. д. Здесь, благо, с этим проблем нет.

иностранный детский сад, как выбрать детский сад, детский сад, отзывы родителей о детских садах, частный детский сад

Фото из личного архива Натальи Воробьевой

Один из самых любимых предметов моего ребенка — cooking, на которых они готовят легкие, но вполне съедобные блюда: овощные ролы, мини-пиццы или кексы. Моему ребенку еще не было трех лет, когда он в супермаркете мне рассказывал, что нужно купить для того или иного блюда, да и на кухне, когда мы что-то готовим дома вместе, сын чувствует себя почти как шеф-повар. Это как раз наглядный пример того пассивного, ненавязчивого обучения, которое может быть мега-эффективным, если сделать его интересным.

То же справедливо и по отношению к спорту. Каждое утро у детей начинается с получасовой музыкально-танцевальной разминки (под английские песенки). В течение дня проводят танцы или гимнастику(в зависимости от расписания), в теплое время года -на площадке на улице. И ежедневно, не менее двух раз дети гуляют (продолжительность прогулок может изменяться в зависимости от погоды).

Нет у меня нареканий и к питанию: всегда разнообразно, всегда свежее. Я, как и многие родители, столкнулась с тем, что в садике ребенок есть практически все, к чему дома даже не притронется =) И просит приготовить „как в садике“. Наверное, это и есть лучшая оценка поварам — еду они готовят на месте.

Детки, которые ходят в Playroom на полный день (есть вариант посещения только до обеда), питаются в саду 5 раз: завтрак (например, молочная рисовая каша) утренний снэк (домашнее печенье или сухофрукты), обед (борщ, гречневая каша с куриным котлетками, салат „морковка“), полдник (рогалик с повидлом) и легкий ужин (овощная запеканка). В конце каждой недели родители получают меню на следующую неделю и могут подстроиться. Если, к примеру, ребенок не ест молочное, его можно накормить завтраком дома и не оплачивать завтрак в садике.

Читай также: Истории мам: Люся Заичкина из Майями

Наконец, плюсом я считаю и многонациональный детский коллектив: у каждого иностранца — свои традиции, свои особенности, и это учит детей взаимодействию с людьми разных национальностей и культур.

Единственный момент, который бы хотелось улучшить — увеличить территорию садика. В этом году группы стали больше (было до 6 человек), да и количество самих групп увеличилось. Надеюсь, вопрос решится. У филиала Playroom в Козине проблем с территорией вообще нет: просторные учебные комнаты, большие спальни, огромная площадка. Верим, что и у киевского садика скоро будет не хуже.

Подытожу свой рассказ наблюдением за тем, с каким настроением сын ходит в садик, точнее, как он оттуда уходит :) Главным показателем являются наши получасовые сборы домой: „Мама, можно еще чуть-чуть?“, „Мама, я хочу тут оставаться. Я буду тут ночевать!“ — и все в таком роде.

И что бы ни происходило вне садика, сын тут же предлагает: „Мам, а давай расскажем об этом Тане! Мам, а давай покажем это Юле! Мама, там, куда мы идем, будет Лера?“ (это его воспитатели). Думаю, это показатель того, что воспитателям удалось найти тот самый ключик к сердцу ребенку, стать для него близкимилюдьми и создать для него зону комфорта, стольнеобходимую в моменты, когда мамы и папы рядом нет».

История вторая: частный детский сад с изучением немецкого языка

Наталия Марчукова, мама Майи (5 лет), воспитанницы детского клуба «КITA» при немецко-украинской школе (Киев):

Моя старшая дочь Майя начала посещать детский сад с двух лет. Первые два года это был частный детский садик „КITA“. Затем, в связи с переездом, пришлось поменять его на обычный государственный, относительно недалеко от дома: подошла наша электронная очередь, и я решила рискнуть — почему бы не попробовать.Тем более, добираться в прежний стало далековато и накладно. Но прошел год, и Майя снова вернулась в немецкий клуб — видимо, настолько привыкла к практикуемой в нем системе воспитания, что не смогла втянуться в „родную“, украинскую…

иностранный детский сад, как выбрать детский сад, детский сад, отзывы родителей о детских садах, частный детский сад

иностранный детский сад, как выбрать детский сад, детский сад, отзывы родителей о детских садах, частный детский сад

иностранный детский сад, как выбрать детский сад, детский сад, отзывы родителей о детских садах, частный детский сад

Фото Instagram.com/stellanata

Что меня привлекает в немецком детском садике? Во-первых, повседневный язык общения с детьми — это немецкий: им владеют все воспитатели (родом как из Германии, так и из Украины). Во-вторых, интернациональный детский коллектив. Детский садик рассчитан на 50 детей: одна младшая группа „Гномики“, две средних — „Звездочки“ и „Солнышки“ и группа „Дошкольник“, в которой готовят деток к поступлению в школу. Но все это не главное. Самое важное то, что дети здесь чувствуют себя СВОБОДНО! Безусловно, существует определенный распорядок, ритуалы, но все это преподносится в виде игры, без „обязаловок“ и прикрикивания.

Вообще, в нашем детском садике очень поощряется самостоятельность, пребывание на свежем воздухе в любую погоду и развитие воображения: множество разнообразных праздников (не в форме привычных утренников, а по своей сути) по душе и деткам, и родителям. Например, для одного из последних праздников мы вместе с Майей делали фонарик, который потом она с остальными ребятами запускала в небо, пекли пряники ко дню Святого Николая и пр. И это все не конкурсы „мамских поделок“, а своеобразное вовлечение родителей в жизнь детей.

Читай также: Истории мам: Катя Тарабукина из Берлина

Мне импонирует, что наши воспитатели пребывают в постоянном контакте с детьми: если малыши сами себя занимают игрой — не вмешиваются, но если заскучали — обязательно увлекут, раззадорят. Возможно, играет роль и возраст педагогов. Кстати, кроме преподавателя каратэ все они — женщины 27–35 лет. Как бы там ни было, но в немецкий садик Майя ежедневно отправляется с искренним удовольствием.

иностранный детский сад, как выбрать детский сад, детский сад, отзывы родителей о детских садах, частный детский сад

Фото Instagram.com/stellanata

Единственный минус, который мне бы хотелось исправить -детей из средней группы не заставляют спать днем: если ребенок хочет отдохнуть — пожалуйста, но дневной сон здесь не является обязательным. Хотя Майе желательно было бы спать — все-таки от активного времяпрепровождения она устает…

Впрочем, все плюсы перевешивают этот минус, и я нисколько не жалею, что в свое время мы год ждали, чтобы попасть в „КITA“, а теперь каждый будний день в утренний час-пик отвозим сюда старшую дочь — чтобы она чувствовала себя ребенком, свободным, счастливым, с мнением которого считаются и чью самостоятельность поощряют и воспитывают.

И хоть за год посещения обычного детсада Майя выучила гораздо больше слов/цифр/правил /государственных символов и пр., все это — ничто по сравнению со счастливыми глазами твоего ребенка, которого в детском садике ждет действительно его ДЕТСТВО.

История третья: отзыв о французском детском саде

Елена Кожевникова, мама двухлетнего Филиппа и школьников Ивана (11) и Матвея (9), воспитанников столичного Французского лицея имени Анны Киевской.

Старшие сыновья учатся во Французском лицее имени Анны Киевской с 3 лет. Во французской системе этапы обучения делят на детский сад, начальную школу и коллеж. Французский лицей имени Анны Киевской является одним из 400 образовательных заведений при Агентстве французского образования за рубежом (AEFE). Никаких трудностей с поступлением Вани не возникло, а Матвея через три года зачислили, что называется, автоматом. Дело в том, что при зачислении в школу приоритет отдают братьям и сестрам учащихся, затем — гражданам Франции, ну, и в последнюю очередь — всем остальным желающим. В итоге детский коллектив получается украино-интернациональным.

Что мне импонировало больше всего? Прежде всего — воспитание в детях самостоятельных навыков, вплоть до гигиены после посещения туалета. Провести все гигиенические процедуры и помыть руки — это правило усвоилось буквально за две недели.

Через полгода посещения детсада мой старший сын чуть больше, чем за пять минут полностью одевал себя в зимнюю одежду — в саду просто-напросто нет нянечки, которая бы всех одевала-раздевала, каждый ребенок самостоятельно одевался и у них таким образом возникало очень важное чувство осознания своей самостоятельности. Точно так же прививается и культура использования столовых приборов: ложкой и вилкой дети едят уже в младшей группе, в старшей в обиход вводят ножи.

Во-вторых, это творческие навыки. Вообще, мне кажется, весь детский сад — это сплошное созидание: дети рисуют, лепят, мастерят, читают книги, учат стихи и песни.

Читай также: 6 идей, как увлечь ребенка чтением

Например, есть такой знаменитый итальянский художник — Джузеппе Арчимбольдо, который прославился своими портретами из овощей, фруктов и цветов. Дети совместно с учителями и родителями устраивают праздник, на котором создают картины, похожие на произведения Арчимбольдо, параллельно знакомясь, помимо живописи, еще и с вкусовыми навыками „материала“. Также регулярно дети посещают выставки, какие-то общественные мероприятия.

В-третьих, физическое развитие. В саду оно общее — периодически дети посещали бассейн, постоянно играли в подвижные коллективные игры и гуляли при любой погоде. А в школе их начинали ближе знакомить с разными видами спорта, чтобы дать возможность отыскать „свой“. Мои сыновья выбрали фехтование.

И конечно же самое главное — дети свободо разговаривают на французиком языке, читают книги, смотрят фильмы и иногда задумчиво спрашивают: „Хм… Как же это сказать по-русски?“.

Мне нравится, что ребенок тут воспринимается как личность. С самого младшего возраста с детьми общаются как с равными — уважительно и терпеливо, стремятся в разумных пределах посвящать их в реалии взрослого мира. На занятиях дети с учителями обсуждают проблемы современного мира. Когда в Париже случились теракты, старшей группе в детсаде и школьникам постарались доступно объяснить, что произошло, как на это следует реагировать, какие чувства — нормальны и оправданны…

Мне также импонирует, что с раннего возраста детям прививают понимание прекрасного. Скажем, в садике все воспитатели — ухоженные, стильно одетые женщины, которые всем своим видом задают уровень для подрастающего поколения.

Наконец, никогда и никого из детей прилюдно специально не выделяют — ни в хорошем, ни в плохом смысле. Даже на родительском собрании никаких публичных выговоров и имен — только в приватной беседе.

Читай также: Развивающие игры для детей 5 лет

Но самый главный результат такого образования — за все годы обучения ни один из сыновей никогда не отказывался идти ни в сад, ни теперь — в школу или коллеж. Когда в минувшем октябре из-за выборов понедельник был нерабочим, все друзья сыновей были рады этому дополнительному выходному, в то время как Иван и Матвей совершенно не разделили эту „радость“ и весь день откровенно проскучали.

Из минусов я бы отметила питание — оно привозное, и в коллеже мы от него вообще отказались: во-первых, порции маловаты, во-вторых, мы не можем контролировать съеденное — поэтому снабжаем старших сыновей едой в термосах, да и дети плохо ели привозную еду. Второй момент — это помещение, в котором расположена школа, но руководство делает все возможное, чтобы данный вопрос решить.

Отдала бы я младшего, Филиппа, во французский садик? Безусловно! Единственное, что останавливает, — это выросший курс евро...

Читай также: Советы психолога: позвольте ребенку скучать дома

Читай также: 5 способов занять ребенка дома без мультфильмов и игрушек

Читай также: Как просто занять ребенка зимой, если ему от 2 до 8 лет

Детский сад… Кто-то из мам от этого словосочетания вздрагивает, а кто-то — по-хорошему на него молится. Садики в нашей стране есть государственные, есть частные, есть «вальдорфские» и «по Монтессори». А есть еще категория «иностранных» — где с детьми говорят по-английски/по-немецки/по-французски. Мы расспросили трех мам о том, почему они выбрали для своих детей альтернативные детские садики, и как их ребятишки чувствуют себя в «иностранной» среде. Наверное, сравнивать эти детсадики с государственными было бы некорректно из-за множества сопутствующих факторов, поэтому давайте отбросим все параллели и просто впитаем полезный опыт.

ИСТОРИЯ № 1 (ФОТО ПРИЛАГАЕТСЯ)

«Мой опыт взаимодействия с государственными дошкольными учреждениями закончился в тот момент, когда с 14 места в очереди започтидва года ожидания мы сместились на 65-е, — вспоминает Наталия Воробьева, мама Семёна, трехлетнего воспитанника столичного Plaroom Kids Club (//playroom.co.ua). — Впрочем, я считаю, что нынешняя система образования в Украине (как дошкольная, так и школьная) неэффективна и даже губительна с точки зрения психологии. Да, это глобальная проблема, и виновата не столько „МарьВанна“, сколько система, но я категорически против того, чтобы мой ребенок рос в этой заржавевшей советской банке. Я достаточно часто видела уставших от всего воспитательниц, которых не только не радует их работа, но даже раздражают играющие рядом дети; вдоволь наобщалась со специфическимизаведующими государственных детских садов, которые вряд ли могут дать что-то хорошее, доброе и светлое детям; слишком много знаю о школьной программе, где основная задача — бездумно зазубрить „с 6 по 9страницы и пересказать слово в слово“, где напрочь отбивается у детей желание действительно учиться, углубляться в детали, создавать и „креативничать“…

Поэтому я начала выбиратьальтернативныйдетский сад сыну, и, в первую очередьискала заведение с англоязычной формой обучения, причем это должны были быть не отдельные уроки английского языка, а именно полноценное общение исключительно по-английски. Для меня важно было, чтобы у садика имелась лицензия Министерства образования Украины: определять сына в группу детей, за которыми присматривает „бабушка из соседнего подъезда“,и все подается как „частный садик с домашней атмосферой“, но при этом никто не несет никакой ответственности, я совершенно не хотела.

Детских садов, которые бы отвечали моим требованиям, в Киеве оказалось всего несколько („Умка“, „Меридиан“, детский садик при British School), нодо трех лет детей принимал (на момент поиска) только Playroom Kids Club. В нем существует два формата обучения: полноценный садик и курсы (отдельные занятия, которые проходят в назначенное время иотдельно от детсадовских). Мой ребеноквторой год посещает именно детский сад.

К нашему счастью, Playroom Kids Club еще и идеально подходил по месторасположению. После телефонной беседы с администратором мы приехали в сад для личного знакомства и чтобы все увидеть своими глазами. Важную роль сыграл и невероятно приятный коллектив, которому даже за первые 15 минут знакомства удалось расположить к себе как нас, родителей, так и сына. Чтобы оформить ребенка в детский садик, никаким „особым“ условиям соответствовать не было надобности: следовало предоставить лишь копию свидетельства о рождении, медицинскую справку и оплатить единоразовый взнос. Причем внести оплату нам предложили после нескольких дней ребенка в садике, когда станет ясно, что сыну подойдет такой формат обучения (что меня, признаюсь, „подкупило“, поскольку, в первую очередь, учитывались интересы ребенка, а не стремление на нем заработать во что бы то ни стало).

Для меня самым важным было, чтобы, помимо развивающих занятий, к ребенку относились уважительно, чтобы в садике он чувствовал себя комфортно и защищенно, чтобы за время обучения он не превратился в „запуганного волчонка“ и не боялся воспитателей или детей. Основатель детского сада, Олеся Божко, несколько лет жила в США и, вернувшись в Украину, основала Playroomв соответствии с популярным американским подходом Creative Curriculum с использованием методик Монтессори, Домана, Никитиных и пр. Ну, а как мама, Олеся руководствовалась принципом: „Так, как было бы комфортно и хорошо моему ребенку“. И то, что ее ребенок тоже посещалPlayroom, говорит само за себя. Искренне не могу нарадоваться командой Playroom, их подходом и тем, как им удается создавать удивительно комфортную атмосферу для детей. В группах 8–10 детей, 2 воспитателя, плюс учитель на специальных предметах: французский язык, фитнесс/танцы, творчество, актерское мастерство и т. д. Средний возраст воспитателей не превышает 30 лет, все они — с высшим образованием, в основном, педагогическим; есть филологи английского и французского языков, а также других специальностей. К примеру, учитель актерского мастерства закончила театральный, учитель музыки — музыкальную академию и пр. Уроки французского и английского языков проводят носители языков из Франции и США соответственно, что дает возможность ребенку максимально окунуться в особенности языковой среды.

Мой сын пока проходит программу аналогов ясельной и младшей группы, потому „подготовку к школе“ мы еще на себе не ощутили, но в старших группах для деток, которые планируют обучение в украинских школах, есть занятия по подготовке к школе по украинской программе.

Меня очень устраивает тот формат, который предлагается: в виду возраста, да и просто темперамента, усадить моего сына на полчаса и вещать ему „нужную“ дошкольную программу — задача из области фантастики. Потому мне нравится, что им предлагается вариант обучения в формате игры, когда весело и интересно. Скажем, на уроках science (наука) проводят маленькие безопасные эксперименты, которые на доступном ребенку языке поясняют, что такое дождь, почему происходит то или иное явление и пр. Или, к примеру, во время изучения буквы D на один из уроков принесли пять настоящих маленьких утят („утенок“ на англ. — duckling): и об уточках рассказали, и о том, что они едят, как за ними ухаживать, позволили им в тазике с водой поплескаться. В итоге у детей — масса впечатлений, позитивных эмоций — как тут не запомнить новую букву?!

В старшей группе один из уроков cooking объединили с уроком французского языка, который провели в настоящей французской булочной, где дети узнали, что и как готовится, попробовали что-то приготовить сами, их тут же угостились свежими круассанами — и все общение происходило исключительно по-французски.

Подобных примеров — масса, и, на мой взгляд, подобный формат обучения — самый удачный: когда ребенку предлагается испробовать все самому, когда его заинтересовывают учить, а не заставляют зубрить. Вообще, о творчестве в Playroom можно говорить бесконечно. Это — один из основных приоритетов данного садика. Сегодня ты поддерживаешь ребенка в его желание сделать ракету из пластиковой бутылки, а через несколько десятилетий он, вполне возможно, соберет ее сам. Но уже настояющую! Главное, не ограничивать его в творческих порывах, которые мы сами часто пресекаем фразами типа „не бывает синих деревьев“, „коровы не летают“ и т. д. Здесь, благо, с этим проблем нет.

Один из самых любимых предметов моего ребенка — cooking, на которых они готовят легкие, но вполне съедобные блюда: овощные ролы, мини-пиццы или кексы. Моему ребенку еще не было трех лет, когда он в супермаркете мне рассказывал, что нужно купить для того или иного блюда, да и на кухне, когда мы что-то готовим дома вместе, сын чувствует себя почти как шеф-повар. Это как раз наглядный пример того пассивного, ненавязчивого обучения, которое может быть мега-эффективным, если сделать его интересным.

То же справедливо и по отношению к спорту. Каждое утро у детей начинается с получасовой музыкально-танцевальной разминки (под английские песенки). В течение дня проводят танцы или гимнастику(в зависимости от расписания), в теплое время года -на площадке на улице. И ежедневно, не менее двух раз дети гуляют (продолжительность прогулок может изменяться в зависимости от погоды).

Нет у меня нареканий и к питанию: всегда разнообразно, всегда свежее. Я, как и многие родители, столкнулась с тем, что в садике ребенок есть практически все, к чему дома даже не притронется =) И просит приготовить „как в садике“. Наверное, это и есть лучшая оценка поварам — еду они готовят на месте. Детки, которые ходят в Playroom на полный день (есть вариант посещения только до обеда), питаются в саду 5 раз: завтрак (например, молочная рисовая каша) утренний снэк (домашнее печенье или сухофрукты), обед (борщ, гречневая каша с куриным котлетками, салат „морковка“), полдник (рогалик с повидлом) и легкий ужин (овощная запеканка). В конце каждой недели родители получают меню на следующую неделю и могут подстроиться. Если, к примеру, ребенок не ест молочное, его можно накормить завтраком дома и не оплачивать завтрак в садике.

Наконец, плюсом я считаю и многонациональный детский коллектив: у каждого иностранца — свои традиции, свои особенности, и это учит детей взаимодействию с людьми разных национальностей и культур.

Единственный момент, который бы хотелось улучшить — увеличить территорию садика. В этом году группы стали больше (было до 6 человек), да и количество самих групп увеличилось. Надеюсь, вопрос решится. У филиала Playroom в Козине проблем с территорией вообще нет: просторные учебные комнаты, большие спальни, огромная площадка. Верим, что и у киевского садика скоро будет не хуже.

Подытожу свой рассказ наблюдением за тем, с каким настроением сын ходит в садик, точнее, как он оттуда уходит =) Главным показателем являются наши получасовые сборы домой: „Мама, можно еще чуть-чуть?“, „Мама, я хочу тут оставаться. Я буду тут ночевать!“ — и все в таком роде =)

И что бы ни происходило вне садика, сын тут же предлагает: „Мам, а давай расскажем об этом Тане! Мам, а давай покажем это Юле! Мама, там, куда мы идем, будет Лера?“ (это его воспитатели). Думаю, это показатель того, что воспитателям удалось найти тот самый ключик к сердцу ребенку, стать для него близкимилюдьми и создать для него зону комфорта, стольнеобходимую в моменты, когда мамы и папы рядом нет».

ИСТОРИЯ № 2 (ФОТО ИЗ ИНСТАГРАМА @STELLANATA)

Наталия Марчукова, мама Майи (5 лет), воспитанницы детского клуба «КITA»(//www.kita.kiev.ua/) при немецко-украинской школе (Киев):

«Моя старшая дочь Майя начала посещать детскийсад с 2 лет. Первые два года это был частный детский садик „КITA“. Затем, в связи с переездом, пришлось поменять его на обычный государственный, относительно недалеко от дома: подошла наша электронная очередь, и я решила рискнуть — почему бы не попробовать? Тем более, добираться в прежнийстало далековато и накладно. Но прошел год, и Майя снова вернулась в немецкий клуб — видимо, настолько привыкла к практикуемой в нем системе воспитания, что не смогла втянуться в „родную“, украинскую…

Что меня привлекает в немецком детском садике? Во-первых, повседневный язык общения с детьми — это немецкий: им владеют все воспитатели (родом как из Германии, так и из Украины). Во-вторых, интернациональныйдетский коллектив. Детский садик рассчитан на 50 детей: одна младшая группа „Гномики“, две средних — „Звездочки“ и „Солнышки“ и группа „Дошкольник“, в которой готовят деток к поступлению в школу. Но все это — не главное. Самое важное то, что дети здесь чувствуют себя СВОБОДНО!Безусловно, существуют определенный распорядок, ритуалы, но все это преподносится в виде игры, без „обязаловок“ и прикрикивания.

Вообще, в нашем детском садике очень поощряется самостоятельность, пребывание на свежем воздухе в любую погоду и развитие воображения: множество разнообразных праздников (не в форме привычных утренников, а по своей сути) по душе и деткам, и родителям. Например, для одного из последних праздников мы вместе с Майей делали фонарик, который потом она с остальными ребятами запускала в небо, пекли пряники ко дню Святого Николая и пр. И это все не конкурсы „мамских поделок“, а своеобразное вовлечение родителей в жизнь детей.

Мне импонирует, что наши воспитатели пребывают в постоянном контакте с детьми: если малыши сами себя занимают игрой — не вмешиваются, но если заскучали — обязательно увлекут, раззадорят. Возможно, играет роль и возраст педагогов. Кстати, кроме преподавателя каратэ все они — женщины 27–35 лет. Как бы там ни было, но в немецкий садик Майя ежедневно отправляется с искренним удовольствием. Единственный минус, который мне бы хотелось исправить -детей из средней группы не заставляют спать днем: если ребенок хочет отдохнуть — пожалуйста, но дневной сон здесь не является обязательным. Хотя Майе желательно было бы спать — все-таки от активного времяпрепровождения она устает…

Впрочем, все плюсы перевешивают этот минус, и я нисколько не жалею, что в свое время мы год ждали, чтобы попасть в „КITA“, а теперь каждый будний день в утренний час-пик отвозим сюда старшую дочь — чтобы она чувствовала себя ребенком, свободным, счастливым, с мнением которого считаются и чью самостоятельность поощряют и воспитывают. И хоть за год посещения обычного детсада Майя выучила гораздо больше слов/цифр/правил /государственных символов и пр., все это — ничто по сравнению со счастливыми глазами твоего ребенка, которого в детском садике ждет действительно его ДЕТСТВО».

ИСТОРИЯ № 3 (ФОТО НЕТ)

Елена Кожевникова, мама двухлетнего Филиппа и школьников Ивана (11) и Матвея (9), воспитанников столичного Французского лицея имени Анны Киевской (//lyceeadk.com):

«Старшие сыновья учатся во Французском лицее имени Анны Киевской с 3 лет. Во французской системе этапы обучения делят на детский сад, начальную школу и коллеж. Французский лицей имени Анны Киевской является одним из 400 образовательных заведений при Агентстве французского образования за рубежом (AEFE). Никаких трудностей с поступлением Вани не возникло, а Матвея через три года зачислили, что называется, автоматом. Дело в том, что при зачислении в школу приоритет отдают братьям и сестрам учащихся, затем — гражданам Франции, ну, и в последнюю очередь — всем остальным желающим. В итоге детский коллектив получается украино-интернациональным.

Что мне импонировало больше всего? Прежде всего — воспитание в детях самостоятельных навыков, вплоть до гигиены после посещения туалета. Провести все гигиенические процедуры и помыть руки — это правило усвоилось буквально за две недели.

Через полгода посещения детсада мой старший сын чуть больше, чем за пять минут полностью одевал себя в зимнюю одежду — в саду просто-напросто нет нянечки, которая бы всех одевала-раздевала, каждый ребенок самостоятельно одевался и у них таким образом возникало очень важное чувство осознания своей самостоятельности. Точно так же прививается и культура использования столовых приборов: ложкой и вилкой дети едят уже в младшей группе, в старшей в обиход вводят ножи.

Во-вторых, это творческие навыки. Вообще, мне кажется, весь детский сад — это сплошное созидание: дети рисуют, лепят, мастерят, читают книги, учат стихи и песни. Например, есть такой знаменитый итальянский художник — Джузеппе Арчимбольдо, который прославился своими портретами из овощей, фруктов и цветов. Дети совместно с учителями и родителями устраивают праздник, на котором создают картины, похожие на произведения Арчимбольдо, параллельно знакомясь, помимо живописи, еще и с вкусовыми навыками „материала“. Также регулярно дети посещают выставки, какие-то общественные мероприятия.

В-третьих, физическое развитие. В саду оно общее — периодически дети посещали бассейн, постоянно играли в подвижные коллективные игры и гуляли при любой погоде. А в школе их начинали ближе знакомить с разными видами спорта, чтобы дать возможность отыскать „свой“. Мои сыновья выбрали фехтование.

И конечно же самое главное — дети свободо разговаривают на французиком языке, читают книги, смотрят фильмы и иногда задумчиво спрашивают: „Хм… Как же это сказать по-русски?“.

Мне нравится, что ребенок тут воспринимается как личность. С самого младшего возраста с детьми общаются как с равными — уважительно и терпеливо, стремятся в разумных пределах посвящать их в реалии взрослого мира. На занятиях дети с учителями обсуждают проблемы современного мира. Когда в Париже случились теракты, старшей группе в детсаде и школьникам постарались доступно объяснить, что произошло, как на это следует реагировать, какие чувства — нормальны и оправданны… Мне также импонирует, что с раннего возраста детям прививают понимание прекрасного. Скажем, в садике все воспитатели — ухоженные, стильно одетые женщины, которые всем своим видом задают уровень для подрастающего поколения.

Наконец, никогда и никого из детей прилюдно специально не выделяют — ни в хорошем, ни в плохом смысле. Даже на родительском собрании никаких публичных выговоров и имен — только в приватной беседе.

Но самый главный результат такого образования — за все годы обучения ни один из сыновей никогда не отказывался идти ни в сад, ни теперь — в школу или коллеж. Когда в минувшем октябре из-за выборов понедельник был нерабочим, все друзья сыновей были рады этому дополнительному выходному, в то время как Иван и Матвей совершенно не разделили эту „радость“ и весь день откровенно проскучали.

Из минусов я бы отметила питание — оно привозное, и в коллеже мы от него вообще отказались: во-первых, порции маловаты, во-вторых, мы не можем контролировать съеденное — поэтому снабжаем старших сыновей едой в термосах, да и дети плохо ели привозную еду. Второй момент — это помещение, в котором расположена школа, но руководство делает все возможное, чтобы данный вопрос решить.

Отдала бы я младшего, Филиппа, во французский садик? Безусловно! Единственное, что останавливает, — это выросший курс евро…»

Детский сад… Кто-то из мам от этого словосочетания вздрагивает, а кто-то — по-хорошему на него молится. Садики в нашей стране есть государственные, есть частные, есть «вальдорфские» и «по Монтессори». А есть еще категория «иностранных» — где с детьми говорят по-английски/по-немецки/по-французски. Мы расспросили трех мам о том, почему они выбрали для своих детей альтернативные детские садики, и как их ребятишки чувствуют себя в «иностранной» среде. Наверное, сравнивать эти детсадики с государственными было бы некорректно из-за множества сопутствующих факторов, поэтому давайте отбросим все параллели и просто впитаем полезный опыт.

ИСТОРИЯ № 1 (ФОТО ПРИЛАГАЕТСЯ)

«Мой опыт взаимодействия с государственными дошкольными учреждениями закончился в тот момент, когда с 14 места в очереди започтидва года ожидания мы сместились на 65-е, — вспоминает Наталия Воробьева, мама Семёна, трехлетнего воспитанника столичного Plaroom Kids Club (//playroom.co.ua). — Впрочем, я считаю, что нынешняя система образования в Украине (как дошкольная, так и школьная) неэффективна и даже губительна с точки зрения психологии. Да, это глобальная проблема, и виновата не столько „МарьВанна“, сколько система, но я категорически против того, чтобы мой ребенок рос в этой заржавевшей советской банке. Я достаточно часто видела уставших от всего воспитательниц, которых не только не радует их работа, но даже раздражают играющие рядом дети; вдоволь наобщалась со специфическимизаведующими государственных детских садов, которые вряд ли могут дать что-то хорошее, доброе и светлое детям; слишком много знаю о школьной программе, где основная задача — бездумно зазубрить „с 6 по 9страницы и пересказать слово в слово“, где напрочь отбивается у детей желание действительно учиться, углубляться в детали, создавать и „креативничать“…

Поэтому я начала выбиратьальтернативныйдетский сад сыну, и, в первую очередьискала заведение с англоязычной формой обучения, причем это должны были быть не отдельные уроки английского языка, а именно полноценное общение исключительно по-английски. Для меня важно было, чтобы у садика имелась лицензия Министерства образования Украины: определять сына в группу детей, за которыми присматривает „бабушка из соседнего подъезда“,и все подается как „частный садик с домашней атмосферой“, но при этом никто не несет никакой ответственности, я совершенно не хотела.

Детских садов, которые бы отвечали моим требованиям, в Киеве оказалось всего несколько („Умка“, „Меридиан“, детский садик при British School), нодо трех лет детей принимал (на момент поиска) только Playroom Kids Club. В нем существует два формата обучения: полноценный садик и курсы (отдельные занятия, которые проходят в назначенное время иотдельно от детсадовских). Мой ребеноквторой год посещает именно детский сад.

К нашему счастью, Playroom Kids Club еще и идеально подходил по месторасположению. После телефонной беседы с администратором мы приехали в сад для личного знакомства и чтобы все увидеть своими глазами. Важную роль сыграл и невероятно приятный коллектив, которому даже за первые 15 минут знакомства удалось расположить к себе как нас, родителей, так и сына. Чтобы оформить ребенка в детский садик, никаким „особым“ условиям соответствовать не было надобности: следовало предоставить лишь копию свидетельства о рождении, медицинскую справку и оплатить единоразовый взнос. Причем внести оплату нам предложили после нескольких дней ребенка в садике, когда станет ясно, что сыну подойдет такой формат обучения (что меня, признаюсь, „подкупило“, поскольку, в первую очередь, учитывались интересы ребенка, а не стремление на нем заработать во что бы то ни стало).

Для меня самым важным было, чтобы, помимо развивающих занятий, к ребенку относились уважительно, чтобы в садике он чувствовал себя комфортно и защищенно, чтобы за время обучения он не превратился в „запуганного волчонка“ и не боялся воспитателей или детей. Основатель детского сада, Олеся Божко, несколько лет жила в США и, вернувшись в Украину, основала Playroomв соответствии с популярным американским подходом Creative Curriculum с использованием методик Монтессори, Домана, Никитиных и пр. Ну, а как мама, Олеся руководствовалась принципом: „Так, как было бы комфортно и хорошо моему ребенку“. И то, что ее ребенок тоже посещалPlayroom, говорит само за себя. Искренне не могу нарадоваться командой Playroom, их подходом и тем, как им удается создавать удивительно комфортную атмосферу для детей. В группах 8–10 детей, 2 воспитателя, плюс учитель на специальных предметах: французский язык, фитнесс/танцы, творчество, актерское мастерство и т. д. Средний возраст воспитателей не превышает 30 лет, все они — с высшим образованием, в основном, педагогическим; есть филологи английского и французского языков, а также других специальностей. К примеру, учитель актерского мастерства закончила театральный, учитель музыки — музыкальную академию и пр. Уроки французского и английского языков проводят носители языков из Франции и США соответственно, что дает возможность ребенку максимально окунуться в особенности языковой среды.

Мой сын пока проходит программу аналогов ясельной и младшей группы, потому „подготовку к школе“ мы еще на себе не ощутили, но в старших группах для деток, которые планируют обучение в украинских школах, есть занятия по подготовке к школе по украинской программе.

Меня очень устраивает тот формат, который предлагается: в виду возраста, да и просто темперамента, усадить моего сына на полчаса и вещать ему „нужную“ дошкольную программу — задача из области фантастики. Потому мне нравится, что им предлагается вариант обучения в формате игры, когда весело и интересно. Скажем, на уроках science (наука) проводят маленькие безопасные эксперименты, которые на доступном ребенку языке поясняют, что такое дождь, почему происходит то или иное явление и пр. Или, к примеру, во время изучения буквы D на один из уроков принесли пять настоящих маленьких утят („утенок“ на англ. — duckling): и об уточках рассказали, и о том, что они едят, как за ними ухаживать, позволили им в тазике с водой поплескаться. В итоге у детей — масса впечатлений, позитивных эмоций — как тут не запомнить новую букву?!

В старшей группе один из уроков cooking объединили с уроком французского языка, который провели в настоящей французской булочной, где дети узнали, что и как готовится, попробовали что-то приготовить сами, их тут же угостились свежими круассанами — и все общение происходило исключительно по-французски.

Подобных примеров — масса, и, на мой взгляд, подобный формат обучения — самый удачный: когда ребенку предлагается испробовать все самому, когда его заинтересовывают учить, а не заставляют зубрить. Вообще, о творчестве в Playroom можно говорить бесконечно. Это — один из основных приоритетов данного садика. Сегодня ты поддерживаешь ребенка в его желание сделать ракету из пластиковой бутылки, а через несколько десятилетий он, вполне возможно, соберет ее сам. Но уже настояющую! Главное, не ограничивать его в творческих порывах, которые мы сами часто пресекаем фразами типа „не бывает синих деревьев“, „коровы не летают“ и т. д. Здесь, благо, с этим проблем нет.

Один из самых любимых предметов моего ребенка — cooking, на которых они готовят легкие, но вполне съедобные блюда: овощные ролы, мини-пиццы или кексы. Моему ребенку еще не было трех лет, когда он в супермаркете мне рассказывал, что нужно купить для того или иного блюда, да и на кухне, когда мы что-то готовим дома вместе, сын чувствует себя почти как шеф-повар. Это как раз наглядный пример того пассивного, ненавязчивого обучения, которое может быть мега-эффективным, если сделать его интересным.

То же справедливо и по отношению к спорту. Каждое утро у детей начинается с получасовой музыкально-танцевальной разминки (под английские песенки). В течение дня проводят танцы или гимнастику(в зависимости от расписания), в теплое время года -на площадке на улице. И ежедневно, не менее двух раз дети гуляют (продолжительность прогулок может изменяться в зависимости от погоды).

Нет у меня нареканий и к питанию: всегда разнообразно, всегда свежее. Я, как и многие родители, столкнулась с тем, что в садике ребенок есть практически все, к чему дома даже не притронется =) И просит приготовить „как в садике“. Наверное, это и есть лучшая оценка поварам — еду они готовят на месте. Детки, которые ходят в Playroom на полный день (есть вариант посещения только до обеда), питаются в саду 5 раз: завтрак (например, молочная рисовая каша) утренний снэк (домашнее печенье или сухофрукты), обед (борщ, гречневая каша с куриным котлетками, салат „морковка“), полдник (рогалик с повидлом) и легкий ужин (овощная запеканка). В конце каждой недели родители получают меню на следующую неделю и могут подстроиться. Если, к примеру, ребенок не ест молочное, его можно накормить завтраком дома и не оплачивать завтрак в садике.

Наконец, плюсом я считаю и многонациональный детский коллектив: у каждого иностранца — свои традиции, свои особенности, и это учит детей взаимодействию с людьми разных национальностей и культур.

Единственный момент, который бы хотелось улучшить — увеличить территорию садика. В этом году группы стали больше (было до 6 человек), да и количество самих групп увеличилось. Надеюсь, вопрос решится. У филиала Playroom в Козине проблем с территорией вообще нет: просторные учебные комнаты, большие спальни, огромная площадка. Верим, что и у киевского садика скоро будет не хуже.

Подытожу свой рассказ наблюдением за тем, с каким настроением сын ходит в садик, точнее, как он оттуда уходит =) Главным показателем являются наши получасовые сборы домой: „Мама, можно еще чуть-чуть?“, „Мама, я хочу тут оставаться. Я буду тут ночевать!“ — и все в таком роде =)

И что бы ни происходило вне садика, сын тут же предлагает: „Мам, а давай расскажем об этом Тане! Мам, а давай покажем это Юле! Мама, там, куда мы идем, будет Лера?“ (это его воспитатели). Думаю, это показатель того, что воспитателям удалось найти тот самый ключик к сердцу ребенку, стать для него близкимилюдьми и создать для него зону комфорта, стольнеобходимую в моменты, когда мамы и папы рядом нет».

ИСТОРИЯ № 2 (ФОТО ИЗ ИНСТАГРАМА @STELLANATA)

Наталия Марчукова, мама Майи (5 лет), воспитанницы детского клуба «КITA»(//www.kita.kiev.ua/) при немецко-украинской школе (Киев):

«Моя старшая дочь Майя начала посещать детскийсад с 2 лет. Первые два года это был частный детский садик „КITA“. Затем, в связи с переездом, пришлось поменять его на обычный государственный, относительно недалеко от дома: подошла наша электронная очередь, и я решила рискнуть — почему бы не попробовать? Тем более, добираться в прежнийстало далековато и накладно. Но прошел год, и Майя снова вернулась в немецкий клуб — видимо, настолько привыкла к практикуемой в нем системе воспитания, что не смогла втянуться в „родную“, украинскую…

Что меня привлекает в немецком детском садике? Во-первых, повседневный язык общения с детьми — это немецкий: им владеют все воспитатели (родом как из Германии, так и из Украины). Во-вторых, интернациональныйдетский коллектив. Детский садик рассчитан на 50 детей: одна младшая группа „Гномики“, две средних — „Звездочки“ и „Солнышки“ и группа „Дошкольник“, в которой готовят деток к поступлению в школу. Но все это — не главное. Самое важное то, что дети здесь чувствуют себя СВОБОДНО!Безусловно, существуют определенный распорядок, ритуалы, но все это преподносится в виде игры, без „обязаловок“ и прикрикивания.

Вообще, в нашем детском садике очень поощряется самостоятельность, пребывание на свежем воздухе в любую погоду и развитие воображения: множество разнообразных праздников (не в форме привычных утренников, а по своей сути) по душе и деткам, и родителям. Например, для одного из последних праздников мы вместе с Майей делали фонарик, который потом она с остальными ребятами запускала в небо, пекли пряники ко дню Святого Николая и пр. И это все не конкурсы „мамских поделок“, а своеобразное вовлечение родителей в жизнь детей.

Мне импонирует, что наши воспитатели пребывают в постоянном контакте с детьми: если малыши сами себя занимают игрой — не вмешиваются, но если заскучали — обязательно увлекут, раззадорят. Возможно, играет роль и возраст педагогов. Кстати, кроме преподавателя каратэ все они — женщины 27–35 лет. Как бы там ни было, но в немецкий садик Майя ежедневно отправляется с искренним удовольствием. Единственный минус, который мне бы хотелось исправить -детей из средней группы не заставляют спать днем: если ребенок хочет отдохнуть — пожалуйста, но дневной сон здесь не является обязательным. Хотя Майе желательно было бы спать — все-таки от активного времяпрепровождения она устает…

Впрочем, все плюсы перевешивают этот минус, и я нисколько не жалею, что в свое время мы год ждали, чтобы попасть в „КITA“, а теперь каждый будний день в утренний час-пик отвозим сюда старшую дочь — чтобы она чувствовала себя ребенком, свободным, счастливым, с мнением которого считаются и чью самостоятельность поощряют и воспитывают. И хоть за год посещения обычного детсада Майя выучила гораздо больше слов/цифр/правил /государственных символов и пр., все это — ничто по сравнению со счастливыми глазами твоего ребенка, которого в детском садике ждет действительно его ДЕТСТВО».

ИСТОРИЯ № 3 (ФОТО НЕТ)

Елена Кожевникова, мама двухлетнего Филиппа и школьников Ивана (11) и Матвея (9), воспитанников столичного Французского лицея имени Анны Киевской (//lyceeadk.com):

«Старшие сыновья учатся во Французском лицее имени Анны Киевской с 3 лет. Во французской системе этапы обучения делят на детский сад, начальную школу и коллеж. Французский лицей имени Анны Киевской является одним из 400 образовательных заведений при Агентстве французского образования за рубежом (AEFE). Никаких трудностей с поступлением Вани не возникло, а Матвея через три года зачислили, что называется, автоматом. Дело в том, что при зачислении в школу приоритет отдают братьям и сестрам учащихся, затем — гражданам Франции, ну, и в последнюю очередь — всем остальным желающим. В итоге детский коллектив получается украино-интернациональным.

Что мне импонировало больше всего? Прежде всего — воспитание в детях самостоятельных навыков, вплоть до гигиены после посещения туалета. Провести все гигиенические процедуры и помыть руки — это правило усвоилось буквально за две недели.

Через полгода посещения детсада мой старший сын чуть больше, чем за пять минут полностью одевал себя в зимнюю одежду — в саду просто-напросто нет нянечки, которая бы всех одевала-раздевала, каждый ребенок самостоятельно одевался и у них таким образом возникало очень важное чувство осознания своей самостоятельности. Точно так же прививается и культура использования столовых приборов: ложкой и вилкой дети едят уже в младшей группе, в старшей в обиход вводят ножи.

Во-вторых, это творческие навыки. Вообще, мне кажется, весь детский сад — это сплошное созидание: дети рисуют, лепят, мастерят, читают книги, учат стихи и песни. Например, есть такой знаменитый итальянский художник — Джузеппе Арчимбольдо, который прославился своими портретами из овощей, фруктов и цветов. Дети совместно с учителями и родителями устраивают праздник, на котором создают картины, похожие на произведения Арчимбольдо, параллельно знакомясь, помимо живописи, еще и с вкусовыми навыками „материала“. Также регулярно дети посещают выставки, какие-то общественные мероприятия.

В-третьих, физическое развитие. В саду оно общее — периодически дети посещали бассейн, постоянно играли в подвижные коллективные игры и гуляли при любой погоде. А в школе их начинали ближе знакомить с разными видами спорта, чтобы дать возможность отыскать „свой“. Мои сыновья выбрали фехтование.

И конечно же самое главное — дети свободо разговаривают на французиком языке, читают книги, смотрят фильмы и иногда задумчиво спрашивают: „Хм… Как же это сказать по-русски?“.

Мне нравится, что ребенок тут воспринимается как личность. С самого младшего возраста с детьми общаются как с равными — уважительно и терпеливо, стремятся в разумных пределах посвящать их в реалии взрослого мира. На занятиях дети с учителями обсуждают проблемы современного мира. Когда в Париже случились теракты, старшей группе в детсаде и школьникам постарались доступно объяснить, что произошло, как на это следует реагировать, какие чувства — нормальны и оправданны… Мне также импонирует, что с раннего возраста детям прививают понимание прекрасного. Скажем, в садике все воспитатели — ухоженные, стильно одетые женщины, которые всем своим видом задают уровень для подрастающего поколения.

Наконец, никогда и никого из детей прилюдно специально не выделяют — ни в хорошем, ни в плохом смысле. Даже на родительском собрании никаких публичных выговоров и имен — только в приватной беседе.

Но самый главный результат такого образования — за все годы обучения ни один из сыновей никогда не отказывался идти ни в сад, ни теперь — в школу или коллеж. Когда в минувшем октябре из-за выборов понедельник был нерабочим, все друзья сыновей были рады этому дополнительному выходному, в то время как Иван и Матвей совершенно не разделили эту „радость“ и весь день откровенно проскучали.

Из минусов я бы отметила питание — оно привозное, и в коллеже мы от него вообще отказались: во-первых, порции маловаты, во-вторых, мы не можем контролировать съеденное — поэтому снабжаем старших сыновей едой в термосах, да и дети плохо ели привозную еду. Второй момент — это помещение, в котором расположена школа, но руководство делает все возможное, чтобы данный вопрос решить.

Отдала бы я младшего, Филиппа, во французский садик? Безусловно! Единственное, что останавливает, — это выросший курс евро…»