Инклюзивное образование: необходимость или модный тренд?
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Специалист по социокультурной реабилитации и педагог с 27-летним стажем Андрей Афонин рассказывает родителям об инклюзивном образовании, описывает недостатки и проблемы инклюзивного образования и объясняет, как не сделать своего ребенка жертвой стереотипов.
С вопросом, что такое инклюзивное образование детей с особыми возможностями здоровья, мы разобрались в предыдущей статье. В идеале, процесс инклюзии построен так, чтобы как нейротипичные, так и дети с ОВЗ получали максимум для своего развития. Но есть ли необходимость в инклюзии поголовно для всех детей с ментальными особенностями?
В продолжение разговора об инклюзии… Каждый ребенок стремится быть как все: быть понятым и принятым. А ситуация инклюзии, навязанная сверху, а не выращенная изнутри, только усугубляет ощущение своей особенности, ощущения себя как гадкого утенка, не попадающего в норму данного сообщества.
Но это совершенно не значит, что он не может попасть в норму другого сообщества, которое мыслит и чувствует себя также, как и он. Ситуация инклюзии в навязанном сверху варианте — это с одной стороны, признак стандартизации современного общества, а с другой, пережиток нашего советского сознания, когда все должны идти строем.
Кто решил, что то общество, которое навязывается в той или иной «обычной» школе, идеально подходит ребенку с аутизмом или синдромом Дауна или с церебральным параличом? Общество очень часто загоняет человека в прокрустово ложе определенных правил, без которых оно перестает быть обществом.
Только тот, кто может воспринять и транслировать эти правила, становится его членом. Если смотреть с этой точки зрения, человек с особенностями развития никогда не сможет стать членом общества, так как его мировосприятие и самовыражение отличаются от общепринятого.
Только создав общество, в котором этот ребенок уже сейчас является нормальным — то есть таким, который действует, как большинство в этом обществе, мы сможем вывести ребенка из состояния инвалидности, фрустрации, со-зависимости и сделать его самостоятельным и ответственным.
Но — это вряд ли будет общество стандартной школы. Возможно, существуют школы, где удается создавать такого рода среду для ребят. Но над созданием среды нужно работать не менее осознанно, чем над преподаванием математики или физики.
Если ребенок не понимает правил игры, он не может играть в эту игру. Он будет напрягать свои силы, чтобы понять, в какую игру играют все вокруг или будет страдать от того, что все вокруг настолько не понятно, что ему бы просто удалиться в спокойное место.
Школа — это именно такая игра. Из детской психологии известно, что первоклашки переживают свой особый статус школьника и в первом классе не столь важно давать им знания, сколь важно формировать коллектив.
Школа — это институция, куда ребенок приходит, отрываясь от родителя. Это, своего рода инициация, т. е. этап взросления. Ребенок может оторваться от родителя и тогда попадает в школу, где ему самому приходится решать массу новых проблем, первая из которых — научение общению.
Если он этому не научается вовремя, дальше ни о какой учебе речь идти не будет, он всегда будет безуспешно заниматься выстраиванием непонятных ему отношений и будет вследствие этого оставаться изгоем.
Дорогие родители, если бы вы знали, какие жуткие сцены устраивают 30–40 летние взрослые дети с особенностями развития, более менее закончившие школы 8 вида или как бы закончившие нормальные школы за счет родителей, когда они наконец начинают впервые самостоятельно выстраивать нормальные отношения с другими людьми (если им предоставляют такую возможность!) в свои 30–40 лет!
Эти сцены истерик, доводящие родителей до умопомрачения! При этом причиной является простое непонимание другого человека, нежелание поступится своими желаниями в пользу желаний другого и проч. Все очень просто — это уровень 5–7 летнего ребенка. Только разрушительная энергия взрослого ребенка подобна ядерному взрыву.
Мы периодически встречаемся с такими взрывами, так как тесно работаем с ребятами (около 100 часов в месяц) и с их родителями.
Дорогие родители, я пытаюсь вас предупредить от жестоких ошибок, которые потом принесут вам разочарование и потерю вашего же психического здоровья! И, конечно же, я далек от выписывания рецептов и не подвергаю сомнению тот положительный опыт, который уже существует. Я просто говорю о том, что не стоит совершать необдуманные поступки только потому, что они сейчас в тренде.
Опубликовано с разрешения автора
Источник: Школа родительского мастерства