Пять советов психолога о том, как правильно общаться с «особенными» детьми и их родителями

Автор
Пять советов психолога о том, как правильно общаться с «особенными» детьми и их родителями

Павлику восемь лет, он светится дружелюбием и больше всего любит хлопать в ладоши. Если вы ему понравитесь, он возьмет ваши руки в свои, и соединит ладони, требуя, чтобы вы хлопали вместе с ним. Павлик — особенный ребенок. Природа почему-то дала сбой, и у здоровых родителей во время здоровой беременности родился малыш со множественными генетическими отклонениями. Чтобы ребенок начал держать голову, глотать пищу, ходить и понимать, что ему говорят, его мама Александра приложила огромные усилия. Чтобы он жил, насколько это возможно, полноценно, эти усилия ей придется прикладывать всю жизнь.

Воспитывать ребенка-инвалида трудно, но еще труднее мириться с нетерпимостью общества. Александре постоянно приходится сталкиваться с косыми взглядами, бестактными вопросами и замечаниями, злыми комментариями. Ее добрый и жизнерадостный Павлик и внешностью, и поведением слишком отличается от остальных детей.

Пять советов психолога о том, как правильно общаться с «особенными» детьми и их родителями - изображение №1

«Старшее поколение, почему-то, относится к особенным детям гораздо агрессивнее, чем молодежь, — делится Александра. — В транспорте, на площадке случается слышать: «Не смотри на этого мальчика, не подходи к нему, а то будешь как он!», «Уймите вашего ребенка, таким не место среди людей». Молодежь терпимее. Возможно, потому что молодые росли и воспитывались в более открытом обществе, чем сегодняшние бабушки, которые не умеют адекватно принимать чужую непохожесть.

Откровенную нетерпимость и агрессию еще можно списать на воспитание человека. Но иногда встречается и обычная бестактность: «Папа с вами живет? Скажите спасибо — при таком ребенке…», или «Ну, раз этот такой получился, рожайте теперь здорового». Вроде бы человек и обидеть не хочет, советует что-то. Но как так можно: «Такой получился»? Как будто не про живого ребенка, а про вещь. Очень больно это слышать».

Читай также: Ирина Хакамада рассказала о воспитании дочки с синдромом Дауна

Многие мамы детей-инвалидов стараются реже выходить из дома, пользоваться общественным транспортом, даже гулять с ребенком в ближайшей песочнице. Потому что везде есть шанс встретить непонимание, назойливое любопытство и агрессию.

«Особенных» детей в мире рождается с каждым годом все больше. Можно винить в этом стрессы, экологию, питание, но нельзя этих детей запереть дома и сделать вид, сделать вид, что их не существует. Дети с особенностями — это прежде всего просто дети. Они радуются жизни, дружат, любят, познают мир. Но делают все это по-своему, не так как мы.

Людмила Шелудько — педагог-психолог реабилитационного центра «Родына», в котором занимаются дети с такими тяжелыми диагнозами, как синдром Дауна, ДЦП, аутизм, генетические отклонения. Она рассказала, как воспринимать «особенного» ребенка, что нужно, а что не стоит говорить его маме, и как не ранить ребенка и его родителей показным равнодушием или назойливым любопытством.

Пять советов психолога о том, как правильно общаться с «особенными» детьми и их родителями - изображение №2

Не расспрашивайте о диагнозах. Инвалидность ребенка всегда крайне сложно осознавать и принимать. Родители переживают сильнейшую фрустрацию, чувство безысходности, чувствуют свое бессилие. Принять случившееся и научиться с этим жить — огромный труд над собой. Но это главное условие благополучия ребенка и семьи. Если эта работа удалась, родители начинают понимать, что особенности их ребенка — это не диагноз, а совершенно другой, особенный способ восприятия мира. После этого тема диагноза становится неприятной, слишком интимной, ее даже с врачами не всегда обсуждают.

Читай также: Медицинские идентификаторы: что это и кому они необходимы

Поэтому не выясняйте у мамы, почему ребенок таким родился, кто виноват, что она чувствует по этому поводу. Не заставляйте ее снова переживать тяжелые моменты. Не расспрашивайте о дефектах ребенка и о бытовых сложностях, которые ими вызваны. Тем более, если вы не собираетесь помочь справляться с этими сложностями, и вами движет простое любопытство.

Не нужно подчеркнуто жалеть семью с «особенным» ребенком — это унижает малыша и самих взрослых. Но и не старайтесь преуменьшить проблему, не подгоняйте человека, чтобы он скорее «перестал переживать», не обесценивайте родительские чувства горя и боли.

Увидев в транспорте, в кафе или на улице «особенного» ребенка, не акцентируйте внимание на его поведении и особенностях внешности. Постарайтесь сдержать естесвенное любопытство, которое возникает, когда мы видим что-то непривычное для глаз. И, уж тем более, не нужно демонстративно отворачиваться или отходить в сторону. Относитесь к этому естественно, так, как если бы перед вами был самый обычный малыш.

Конечно, эмоциональное поведение или телодвижения ребенка могут нарушать покой окружающих. Отнеситесь к этому с пониманием: это не целенаправленное хулиганство, которое можно прекратить окриком или замечанием. Это единственный способ контакта с миром, который возможен для таких детей. Не нужно советовать маме, как вести себя с ребенком или как его воспитывать. Единственное, когда ей может понадобиться ваша помощь — непредвиденные ситуации. Например, у ребенка случилась бурная истерика или резко ухудшилось самочувствие. То есть, в тех же ситуациях, которые могут произойти с любым ребенком и сделают беспомощной любую маму.

Иногда здоровый ребенок, встретив на прогулке ребенка-инвалида, спрашивает, что с ним, почему он так выглядит и ведет себя, а вы не знаете, как корректно и мягко ответить на этот вопрос. Расскажите, что ребенок-инвалид родился с особенным восприятием мира, людей и окружающей среды. Даже если он ведет себя необычно, он не опасен, дружить с ним можно и нужно. Но он больше нуждается в сочувствие, нежности, поддержке и терпении. Дети воспринимают непохожесть других очень естественно, и вскоре после знакомства перестают ее замечать. Они с готовностью помогают «особенному» ребенку в игре, стараются понять, помочь. Разумеется, если видят такое же толерантное отношение взрослых. А взрослым бывает сложно научиться естественно воспринимать тех, кто так разительно отличается от него.

Конечно, общаться с «особенным» и с обычным ребенком — это совсем разные вещи. Приходится искать точки соприкосновения, учиться его «языку» и видению. Такому ребенку нужно больше внимания, чуткости, ему сложнее обеспечить безопасность. Это большая затрата эмоциональных ресурсов для всех членов семьи, и для всех участников общения. Но при всех трудностях, не любить такого ребенка невозможно. «Особенные» дети непосредственны, открыты, их эмоции очень искренни. Их невозможно зашорить и ограничить воспитанием, как это часто случается с обычными детьми. Они тонко чувствуют симпатию и антипатию по отношению к себе и отвечают на добро искренней привязанностью.

Пять советов психолога о том, как правильно общаться с «особенными» детьми и их родителями - изображение №3

Наталья Ковтун © uaua.info