Эмоциональное и психомоторное развитие недоношенных детей на первом году жизни

Автор
Эмоциональное и психомоторное развитие недоношенных детей  на первом году жизни

В возрасте 1—4 мес в зависимости от степени недоношенности и массы тела при рождении дети начинают удерживать голову в горизонтальном положении лежа на животе, фиксируют взгляд, появляется первая улыбка.

В возрасте 3—6 мес дети, рожденные преждевременно, удерживают голову в вертикальном положении. Начинают гулить,поворачивать голову на звук, у них появляется комплекс оживления (ребенок радостно гулит, двигает ручками и ножками в ответ на приветливое обращение взрослого).

В возрасте 4,5—6 мес дети захватывают подвешенную игрушку, находят невидимый источник звука.

В 5,5—7,5 мес идет интенсивное психоэмоциональное развитие, недоношенные дети отличают чужих от близких, появляется длительное и разнообразное гуление, дети берут игрушку, предложенную взрослым, лепет появляется в 6—8 мес.

В возрасте 6—8,5 мес у детей развиваются движения в горизонтальном положении: повороты на живот, с живота на спину, ползание на животе.

В возрасте 9—12 мес дети осваивают движения в вертикальном положении (самостоятеьно садятся и ложатся, встают, держась за барьер, переступают, придерживаясь за неподвижную опору, стоят с поддержкой и самостоятельно, встают самостоятельно).

В возрасте 8—12 мес психоэмоциональное развитие детей продолжает совершенствоваться: они подолгу занимаются игрушками, действуют с ними по-разному, подолгу лепечут, произносят одни и те же слоги, повторяют их за взрослыми.

Навыки самостоятельности при кормлении (ест с ложки, сам держит ложку, хлеб) у недоношенных детей появляются в возрасте с 6—6,5 до 10 мес, а навыки опрятности — с 9—12 мес.

По сравнению с доношенными детьми психомоторное развитие детей, рожденных преждевременно, естественно, несколько замедлено; больные недоношенные дети достигают развития доношенных сверстников в более поздние сроки.

Справочная таблица эмоционального и психомоторного развития недоношенных детей (по степени недоношенности) и детей, рожденных в срок, на первом году жизни

Показатели Возраст,мес
Здоровые доношен­ные дети Недоношенные дети
Масса тела при рождении, г
до 3500 до 1500 до 1750 до 2000 до 2500
Удерживает головувгоризонтальномположении,лежана животе 3—4 2,5—3 2—2,5 1—2
Фиксирует взгляд 1 2—3 2,5—2 1—2 1—1,5
Первая улыбка 3—4 2—3 2—2,5 1—2
Отвечает на улыбку и речь взрослого 2 4—5 3,5—4,5 3—4 2—3
Удерживает головуисосредоточиваетвзгляднавзрослом, находясь на руках матери 2—3 5—6 5 4 3—4
Гуление 6 6 5,5 4,5
Поворачивает голову на звук 3 5—6 4—5,5 4—4,5 3—4
Комплекс оживления 5,5—6 5—5,5 4—4,5 3—4
Громко смеется 6 5,5 5 4,5
Захватываетподвешеннуюигрушку 4 6 6 5 4,5
Находитневидимыйисточник звука 6 6 5—5,5 4,5
Произносит отдельные слоги 6 9,5—10 8,5—9 8—8,5 8
Ест с ложки, снимает пищу губами 7,5 7 6,5 6
Хорошо ползает 10—11 10 9 8,5
Произносит отдельные слоги 6—7 9,5—10 8,5—9 8—8,5 8
На вопрос «где?» находит предмет 7 11,5—12 10,5—11,5 10—11 9—10
Долгозанимаетсяигрушками 10 10 9 8,5
Садитсясамостоятельно 8 11—12 10—11 9—10 9
Встает,придерживаясьзане­подвижную опору 11—12 10—11 9—10 9
Сам ест и держит хлеб 9,5—10 9,5 9 8
Действует с игрушками по-раз­ному:размахивание,перекла­дывание,складывание 8—9 11,5 11 10,5 9,5 — 10
Сам садится и ложится; встает, держась за барьер 8—9 11—12 10—11 9—10 9
Подолгулепечет,произносит одни и те же слоги 8—10 9,5 8,5—9 8—8,5 8
Появляются навыки опрятности 9 9,5—10 9,5 9 9
Повторяет слоги, произносимые взрослыми 9—10 13—13,5 13 11—12 11—12
Переступает, придерживаясь за неподвижную опору 9—10 11—12 10—11 9—10 9
Стоит с поддержкой 9—11 11—12 10—11 9—10 9
Стоит самостоятельно 9—11 12—13 11,5—12 11—11,5 11—11,5
Встает самостоятельно 9—12 11—12 10—11 9—10 9
Ходит, придерживаясь за опору или руку взрослого 10 12,5—13 11—12 10—11 10
Влезает наневысокуюповерх­ность, слезает с нее 10 13—14 12—13 11—12 10—11
Имеет запас простейших слов и пользуется ими 11—12 Этот навык появляется у недоношен­ных детей после первого года жизни

Информация из книги:

Физическое воспитание недоношенных детей.

В . Л . Страковская., Москва, 1990