Развитие речи у детей: первые слова малыша

Автор

Вот и остались позади волнительные 9 месяцев ожидания, незабываемые роды и суматошные первые дни дома. К вам с малышом уже приходила патронажная сестра, у которой вы уточнили все необходимые вопросы, грудное вскармливание налажено, а также вы уже побывали с крохой в поликлинике.

Ваша новая жизнь – рядом с малышом – началась, и теперь самое время заниматься его развитием, например, сегодня хотелось бы поговорить о развитии речи у ребенка до года.

Многие родители удивятся и скажут, какая у малыша может быть речь, если когда он не спит, то плачет, а если не плачет, то в лучшем случае издает какие-то невнятные звуки. Но вот именно они, эти странные звуки, на которые мало кто из родителей обращает серьезное внимание, и являются первыми шагами в формировании речи малыша, его призывом к общению. Ребенок может и изо всех сил хочет с вами общаться, а вы готовы? Если да, давайте учиться понимать друг друга.

Как развивается речь ребенка до года:

  • Первый месяц: реагируя на звук, ребенок становится более активным, шевелит ручками и ножками, поворачивает голову к источнику звука. Если малышу дискомфортно (хочется кушать, пора сменить памперс, одиноко или что-то болит) – он кричит, привлекая внимание мамы и формируя тем самым первый диалог.
  • Второй-третий месяцы: начало процесса «гуления». Малыш в ответ на улыбку или обращение произносит гласные «уаа», «ааиии», а затем и согласные звуки «ббуу», «гыы», улыбается. Меняется интонация криков ребенка, внимательная мама к этому периоду уже умеет различать их причину: недовольство, крик от боли, малышу скучно или он голоден.
  • Третий-шестой месяцы: ребенок продолжает активно «гулить» и постепенно соединяет отдельные звуки в достаточно длинные сочетания «мее-ууу-гыыаааа». В этот период малыш не просто произносит звуки, он ждет вашей реакции на них, пытается привлечь внимание, повторить, увидеть вашу улыбку. Именно в это время у вас появляется самый благодарный и интересный собеседник!
  • Седьмой-десятый месяцы: малыш начинает активно подражать взрослым, повторять слоги «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «да-да-даа». В этот период ребенок уже начинает интонировать: выражать радость или возмущение происходящими событиями, у малыша формируется понимание значения речи (я говорю – мне отвечают, я прошу – мне дают). Для развития речи в этот период как можно больше разговаривайте друг с другом, пойте веселые песенки, читайте небольшие стишки.
  • Одиннадцатый - двенадцатый месяцы: ребенок понимает обращенную к нему речь, может правильно ответить на простой вопрос («покажи, где у Маши носик?»), выполнить небольшую просьбу («Дай маме, пожалуйста, ложку»). В активной речи малыша появляются первые слова.

Ярош Татьяна Александровна, логопед: «Представленная выше схема развития речи малыша до 1 года – ориентировочная. Если ваш кроха опережает ее или отстает на 1-2 месяца, не переживайте, а помните, что каждый малыш индивидуален. Главное, на что хотелось бы обратить внимание, развитие речи малыша – это постоянный процесс, помочь в котором могут простые и элементарные упражнения и полноценное общение. Развитая речь – не природная способность ребенка, а полноценная работа с малышом его родителей».

Хотелось бы отметить, что отставание в развитии речи малыша ведет за собой задержку в развитии его психики, проблемы во время обучения в детском саду и в школе.

Часто специалистам приходится работать с детками, чьи родители постоянному общению с малышом предпочитали включить ему телевизор, увлечь новой игрушкой, а сами занимались своими делами или погружались в Интернет.

Разумеется, постоянное общение с малышом – сложная работа, но в результате вы получите разговорчивого, общительного, открытого малыша, который будет с радостью познавать мир.

Конечно, главными учителями малыша в первый год жизни становятся родители, именно от их желания развивать способности крохи зависит умение малыша правильно и говорить.

Что же может помочь нам в развитии речи у ребенка до года?

Советы достаточно просты:

Старайтесь как можно активнее общаться с ребенком.

Когда малыш еще совсем маленький, отличной возможностью для общения становятся кормление и купание крохи. Проговаривайте все свои действия («Вот сейчас мама даст Сереженьке ложечку такого вкусного супа!», «А Анютка уже готова идти купаться?»), говорите ласково, спокойно, но в тоже время не бойтесь использовать эмоции. Кроха смотрит на вас и улыбается? Поздравляем, вы все делаете правильно!

Развитие речи у ребенка начните с развития слухового внимания: отстукивание определенного количества ударов, простых ритмических рисунков, повторение серии звуков или слогов, узнавание звуков за ширмой

логопед

Коленчук

Наталия Николаевна

Задать свой вопрос >

Малыш внимательно на что-то смотрит? Назовите предмет, заинтересовавший кроху, дайте ему этот предмет в ручки или поднесите к нему малыша. Замечательный зеленый цветок у вас в гостиной, любимец черный фокстерьер или пушистая красная мамина кофточка – для малыша все интересно! Называйте окружающие ребенка предметы, их цвета и формы, рассказывайте крохе, что вы делаете или какие манипуляции производите с ним – тут не может быть бесполезной информации, малыш запоминает и интересуется всем, что ему говорят.

Услышав «гуление» малыша, отвечайте ему, радуйтесь его первым звукам, улыбайтесь, вместе с ним открывайте рот и издавайте различные звуки, которые со временем кроха будет повторять.

Задавайте малышу вопросы и сами же на них отвечайте («Кто у нас сегодня будет делать зарядку? Сашенька будет делать зарядку!»), разговаривайте и с малышом и рядом с ним, рассказывая ему о том, что происходит вокруг, следите за тем, чтобы ваша речь была правильной.

Пальчиковая гимнастика

Уже ни для кого не секрет, что чем лучше развита мелкая моторка малыша, тем быстрее идет и развитие его речи. Таким образом, нельзя забывать, о необходимости тренировки маленьких мальчиков – так у крохи развивается речь.

С первых дней жизни малыша не забывайте о массаже ручек и пальчиков, давайте ребенку держать и ощупывать различные предметы, отличающиеся по размеру и структуре, ведь учеными доказано, что чем больше разных поверхностей трогает малыш (мягкие, холодные, шершавые, шелковистые, теплые), тем более разговорчивым он становится, также развивайте хватательные рефлексы ребенка.

Малыша постарше учите перекладывать предмет из одной ручки в другую, катать небольшие пупырчатые мячики, делать «ладушки», открывать и закрывать коробочки, перебирать мелкие предметы, листать плотные странички книжки.

Готовы к творчеству вместе с малышом? Тогда принимайте в арсенал развивающих помощников пальчиковые краски и пластилин. Конечно, все творческие порывы крохи должны происходить под присмотром мамы, и, что еще важнее, вместе с ней, ведь важно не только что делает ребенок, а и то, как вы комментируетепроцесс.

Отлично помогут в развитии детских пальчиков игрушки, на которых малыш сможет потренироваться застегивать и расстегивать пуговички, молнии, кнопочки, а завязывание шнурков – это уже высший пилотаж.

Игрушки – первые помощники.

Новый этап развития малыша – он обращает внимание на игрушки, интересуется ими, пытается достать. Играйте вместе с малышом, проговаривая свои действия, рассказывая какого цвета погремушка, как говорит мышка, как крепко малыш держит игрушку, легко ли он может до нее дотянуться.

Самыми лучшими друзьями малыша в возрасте до года могут стать игрушки животных, на которых родители смогут, тренируя свои актерские способности, показать, как лает собачка, мычит коровка, поет птичка, хрюкает свинка и мяукает кошечка.

Если есть возможность показать ребенку любимых представителей животного мира, которые издают звуки, вживую, – замечательно, но в наш век урбанизации не у всех есть возможность пообщаться лично даже с коровой, а вот увидеть на улице и показать малышу собачку, птичку или кошечку - вполне разрешимая задача.

Отличный бонус для разговорчивого малыша – домашнее животное. Если в доме есть собака или кошка, будьте уверены, с подражанием звукам, которые они издают, у ребенка проблем не возникнет.

Именно подражая звукам животных, машин, шуму воды или ветра, с каждым днем малышу будет легче произносить новые звуки и небольшие слова.

На новых игрушках можно замечательно изучать части тела, находить у себя и у малыша такие же глазки, ротик, носик, а собирая первые пирамидки и конструкторы, изучать цвета и формы, находя похожие дома, среди окружающих предметов.

Когда малыш чуть подрастет, наступит время предложить ему интерактивные говорящие игрушки, которые будут стимулировать ребенка повторять за ними различные слова, небольшие предложения и песенки. Особенно хороши в этом вопросе герои любимых детских мультфильмов.

Вряд ли малыш будет долго играть игрушками самостоятельно, только самые новые из них способны увлечь его на некоторое время. А вот веселая игра с развивающей игрушкой и мамочкой – всегда будет самым любимым занятием ребенка!

Музыка и песенки.

Музыка и различные песенки – отличные помощники в развитии речи малыша. Если мама задорно поет веселую песню, то малыш с удовольствием ей подпоет в силу своих возможностей!

Слова песенок ребенку могут быть еще не понятны, но тон и общее приподнятое настроение малыш поймет прекрасно. Не забывайте о колыбельных, ведь именно они помогут крохе научиться скорее произносить звуки.

Исполнение песенок поможет пополнить словарный запас ребенка, познакомит его с новыми понятиями, научит чувствовать рифму и слог, поможет в развитии памяти, ведь запомнить строчки из любимой песенки проще простого.

Не забывайте о специальных музыкальных игрушках. А еще ребенка заинтересуют очень простые вещи - перекатывание фасоли в пластиковой бутылке, звук пуговиц в жестяной баночке, детский барабан и маракасы.

Звучит музыка и малыш начинает танцевать и хлопать в ладоши? Отлично, у вас растет всесторонне развитый и активный малыш. Самым лучшим вариантом для родителей будет присоединиться к милому танцу крохи.

Детские книжки.

Постарайтесь познакомить малыша с книгой как можно раньше. Сначала это могут быть простые небольшие стишки и потешки, а когда малыш подрастет, ему обязательно понравятся стихи и сказки, которые каждый родитель знает с детства, ведь на произведениях Корнея Чуковского, Самуила Маршака и Агнии Барто воспиталось не одно поколение.

И поверьте, чтение детских книг гораздо полезнее просмотра «Смешариков», главное найти то, что интересно именно вашему малышу.

Кроха хочет, чтобы вы в очередной раз прочитали ему «Муху-цокотуху»? Не отказывайтесь, читайте с удовольствием, с выражением и интонацией.

Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.

Важно, чтобы читать в доме действительно любили, и понимали важность этого процесса. Ассортимент книг для развития речи малыша достаточно широк:

  • озвученные книжки, которые исполняют песенки, стоит только нажать кнопку,
  • книжки-панорамки, которые помогут в развитии не только речи, а и воображения малыша, иллюстрируя крохе сюжет,
  • книги с пальчиковыми куклами – просто клад для родителей, они помогут ребенку не только услышать, но и увидеть героя.

Когда вы будете читать хорошо знакомые стихи или петь песенки, в конце строчки сделайте паузу, чтобы ребенок смог сам закончить ее, проверяя тем самым память крохи и превращая чтение в веселую игру.

Как видите, рецепты развития речи у малыша до года очень просты. Но есть один секрет: все это необходимо делать постоянно, каждый день, с любовью и верой в то, что ваш кроха – самый лучший и умный! Уверены, тогда у ребенка никогда не будет никаких проблем с речью.