Возможны "откаты" детей в развитии: опытный стоматолог объяснила, почему лечение зубов под наркозом опасно
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Предложение от клиники лечить детские зубы только под наркозом должно насторожить
Две детские смерти после лечения зубов под наркозом за последние три месяца, которые имели место в Тернополе и Львове, всколыхнули общество. Украинцы не только сочувствуют семьям и обвиняют в халатности врачей, но и задают вопрос, стоит ли якобы беспроблемное посещение стоматолога рискам, сопровождающим методы общего обезболивания.
Об этом "Телеграф" пообщался с опытным стоматологом Анной Крыловой — совладелицей и главным врачом клиники "МамаДентист".
Палка с двумя концами
— На выходных стало известно о смерти 5-летнего мальчика из Львова, который в декабре впал в кому после лечения зубов под наркозом. В комментариях в соцсетях люди высказывают мнение, что, возможно, вообще не стоит трогать молочные зубы, которые сами выпадают, когда придет время. Насколько они в этом правы?
— Мальчик впал в кому не потому, что ему вырывали или лечили зубы, а потому, что это делали под наркозом. Таким же, который делают при любой операции и когда ребенок находится в так называемом медикаментозном сне. Но на самом деле это не сон, а состояние угнетенной центральной нервной системы. То есть как только мы заканчиваем вводить препарат, выбранный для общей анестезии, ребенок просыпается.
Вопрос нужно задавать по-другому. А именно: уместно ли делать наркоз в любых случаях лечения зубов в дошкольном возрасте? Здесь дело, с одной стороны, в коммерции. Стоимость часа лечения во сне в частных клиниках варьируется от 3800 до 9800 грн. Умножим это на 3-5 часов, которые требуются для лечения и получим существенную сумму.
Кроме того, врачу удобнее работать с лежащим неподвижно ребенком, которого не нужно уговаривать, как и общаться с находящимися рядом взволнованными родителями.
Но все, кто заканчивал медицинский университет, знают, что наркоз — это палочка с двумя концами. И вроде бы ребенок не травмируется психологически, но могут быть другие, более серьезные последствия. Альтернативой является применение местного обезболивания, с которым можно полечить зубы — удалить нервы, запломбировать каналы или провести любую манипуляцию. Ребенку при этом не больно, и даже если он кричит, то от нежелания лечиться, или от того, что ребенок маленький и не понимает, что с ним происходит.
— Что во время лечения в наркозе может пойти не так ли?
— Не всегда при лечении зубов в наркозе производят интубацию дыхательных путей, обеспечивая принудительное дыхание. Также препараты, применяемые при наркозе, оказывают побочное действие, в частности, могут повлечь за собой остановку дыхания.
— В качестве аргумента "за" наркоз родители называют то, что ребенок слишком боится стоматологов и с ним не получается договориться. В этом случае уместен ли такой метод?
— Когда мы говорим "договариваться с ребенком", то перекладываем ответственность за его здоровье на него самого. А если, например, речь идет об абсцессе — гнойном воспалении, которое может повлечь за собой сепсис и смерть, мы ведь, не раздумывая, ведем ребенка к хирургу, который делает все, что нужно.
Так же и с зубами, не обязательно при первом отказе сразу вкладывать ребенка в наркоз. Можно за первый визит удалить один самый болезненный зуб. На это уходит около 5 минут с учетом местной анестезии. То есть ребенок садится в кресло, мажем ему десна обезболивающим гелем, делаем инъекцию анестетика, после этого пока лекарство подействует, можно ребенка и на руки взять, если очень хочется, или на мультик его отвлечь. А дальше само удаление.
И здесь важно и родителям подготовиться и поддерживать подходящее настроение у ребенка, объяснять спокойным тоном, что лечение необходимо.
Пломбирование зубов, если врач опытный, также производится довольно быстро. Но пойдем от обратного, не все стоматологи, к сожалению, умеют работать так. Ко мне иногда приходят пациенты и говорят, что в другом месте им предлагали трехчасовое лечение под наркозом. Хотя фактически для решения тех проблем, которые есть у ребенка с зубами, достаточно меньше времени.
— Подытоживая, если на одном рычаге весов — придержание ребенка во время лечения и его возможные слезы, а на втором — негативное влияние наркоза, то лучше все-таки выбрать первое?
Да. Я постоянно об этом говорю. С этим согласны родители, которые хоть раз полечили ребенка под наркозом, потому что видели, как ребенок из него выходит, замечают какие-то "откаты" в развитии. Да и взрослые люди после наркоза отмечают ухудшение памяти, внимания, ведь всегда влияние токсичных препаратов на мозг. Такая же история с эпидуральной анестезией или кесаревым сечением, которые активно навязывают роженицам.
У меня 20-летний опыт лечения детей, и в основном в возрасте до трех лет. Такие дети всегда не хотят лечиться и не дают себя лечить. И когда мне родители говорят: "Давайте попробуем лечиться", отвечаю: "Нет, мы не будем пробовать, мы будем лечиться, если вы этого хотите".
Я все это проговариваю с родителями, и они готовятся дома, спокойно обращаются к ребенку уже в клинике. Так же спокойна я, потому что это моя работа, и мои пациенты это чувствуют. Да, они могут поорать, но они понимают, что им ничего не угрожает, им не больно. Это главное! А ведь применяется местная анестезия.
Станьте партнером с ребенком
— В профилактических целях, с какого возраста ребенка нужно водить к стоматологу?
— Сказать, что приходите год или полтора неправильно, потому что у меня, например, есть пациенты, которым я лечила зубы уже в восемь месяцев. Ведь есть группы риска, которым посещать врача следует начинать раньше сверстников. К примеру, когда у старших детей в семье рано начали портиться зубы, тогда младших детей нужно показать, когда появляются передние верхние зубы. Это как раз возраст – 8-10 месяцев. Если первый ребенок и у родителей в принципе были здоровые зубы, можно прийти, когда появится первый жевательный зуб, то есть после года. В общем, в первую очередь родителям нужно ориентироваться на вид зубов. Если они стали неоднородны, как бумага или как мел белые, имеют пятнышки, или на них очень много налета, что свидетельствует о появлении кариеса, то нужно планировать визит.
— А что больше всего вредно для зубов — конфеты?
Сладкие напитки. Конфеты только налипают на жевательные поверхности, а напитки попадают на все поверхности и портят зубы. И это и йогурты, и какао, которые мамы любят покупать детям на постоянной основе, а также домашние компоты и компоты. А еще очень популярная пастила, которая является концентрированной фруктовой кислотой и сахаром, которая еще и липнет к зубам, — это просто помощь в стоматологическом бизнесе.
И так же грудное молоко. Когда в определенном возрасте мама очень много прикладывает ребенка, он тоже срабатывает отрицательно. Ведь даже в капле молока на языке размножаются колонии бактерий, а когда он прижимается к зубам – это идеальные условия для порчи зубов. Ведь тепло, влажно, остатки пищи и это сладкое питье. И потом можно увидеть такую картину, что все зубы целые у ребенка, а верхние испорчены.
— На что следует обращать внимание при выборе врача/клиники, который должен насторожить?
- Часто на клинические случаи, фото которых я выкладываю у себя на странице в Instagram, мне пишут: "Куда смотрели родители? Неужели не было видно, что зубы портятся?!" А история всегда одна и та же. Родители говорят, что обращались к врачам, даже пломбы ставили, а те выпадали. Так что не всегда можно найти профессионала, который будет знать, что делать.
Таким "красным флажком" есть то, когда в больнице говорят, что детей до 3-3,5 лет лечат ТОЛЬКО в наркозе. То есть там либо не хотят брать на себя ответственность, либо не умеют делать по-другому, потому что нужно иметь определенный опыт и навыки, как зафиксировать ребенка, чтобы он не травмировался, как быстро провести все необходимые манипуляции.
Надо искать тех специалистов, которые предлагают альтернативу, смотреть их страницы в соцсетях, разговаривать с ними. Потому что очень важно, умеет ли врач общаться с детьми и имеет соответствующую психологическую подготовку. Я, например, по второму образованию — психолог, поэтому прекрасно понимаю как детей, так и родителей, знаю чего ожидать и действую на опережение.
Например, по статистике, детям больше не нравится, когда ставят в рот валики, при этом язык обездвижен и ребенок думает, что ему нечем дышать. Она может начать паниковать, ее нужно уметь успокоить, не дать расстроиться и закончить установку пломбы. И если малышей до трех лет лечим только с родителями, то старших, по крайней мере, от пяти лет, стараемся принимать без них.
Ибо есть такая психологическая модель — драматический треугольник: жертва-преследователь-спаситель. Так вот в нашем случае ребенок в кресле стоматолога – это жертва, врач – это всегда плохой человек, который что-то от ребенка хочет, а родители его от него спасают. И когда мы устраняем один из "углов" — родителей, мы становимся с ребенком партнерами, я могу уже ребенка уговорить, он мне может начать помогать, соглашаться выполнять мои просьбы — и это совсем другая история. И я родителей предупреждаю, что в какой-то момент ребенок может закричать, но не надо забегать в кабинет, потому что могу справиться с ситуацией.
А еще у детей есть психологическая особенность – категоричное мышление. То есть все очень плохо или очень хорошо. И на визите у стоматолога они могут покричать. А потом выйти из кабинета со словами: "Тетя, я тебя люблю, все было класс". Мы спрашиваем: "А почему ты тогда кричал?" — "Мне было неудобно". То есть ребенок на любой дискомфорт может реагировать ну о-о-очень негативно. Эту особенность надо понимать и родителям, и врачам, и не вкладывать через каждое "ай", "ой" или даже крик, который может занять 10 секунд, в наркоз. И врачей нужно этому учить.
— Помогут ли ребенку свыкнуться с стоматологией такие визиты-знакомства, когда ничего не делают?
– Если при посещении кабинета нет никакого лечения, это не работает. Адаптация возможна только путем выполнения каких-либо манипуляций. Сегодня, например, выполняют чистку, завтра ставят маленькую пломбу, послезавтра выполняют более сложное лечение с местной анестезией. То есть чтобы приучить, нужно что-то делать, а не просто кататься и играть на кресле.
По собственному опыту: дети, которые начали ходить ко мне в возрасте один-два года и делают это периодически, воспитаны в понимании, что такое стоматология. Они уже знают, что есть врач, лечащий им зубы, что это не больно и недолго. Потом, когда им пять-шесть лет, у них нет страха, они не спрашивают, а что вы будете делать, а что это за инструмент, потому что с детства знают, что это такое.
Важно:
любая информация медицинской тематики, размещенная на сайте Телеграф, носит информационный характер и не является рекомендацией.
Применение каких-либо медицинских препаратов должно быть согласовано с лечащим врачом.