Есть мнение: почему взрослые не понимают детей
- Автор
- Дата публикации
Психолог Иван Лебедев рассказывает почему взрослые не понимают детей и как важно не обесценивать детские неудачи, а поддержать в нужный момент.
Ехал я тут в автобусе, и проехал свою остановку. Проехал, потому что, высунув язык, делал упражнение в шахматной тренировочной приложенке.
Упражнение никак не выполнялось, я тихохонько матерился, а потом, когда выбирался из дебрей к метро, думал про своих учеников, как они порой над элементарной задачей воздевают руки к небу и вопят: "Это невозможно!"
Я в тот момент понимал их, наверное, как никогда хорошо. И думал о том, как важно всё время помнить про масштаб - масштаб трудности, масштаб события, масштаб переживания. Помнить, что у ребёнка он другой.
Это у меня вообще такая фоновая мысль. Я часто думаю о том, как легко взрослые люди забывают, как были детьми и подростками.
Ну, то есть как "забывают" - помнят, конечно: детство босоногое, деревья были больше, небо - выше, ну и вот это всё. Это помнят, а как чувствовали тогда - как будто забывают.
И от этого часто говорят детям какую-то дикость, вроде "ну не переживай, это же такая ерунда", или "нашёл из-за чего расстраиваться", или "чего ты паникуешь, там дела на три минуты" - ну, такое.
И часто не со зла говорят, а пытаясь успокоить, утешить, утихомирить. Хотя, и со зла бывает тоже, от искреннего раздражения на незначительность момента.
И это раздражение очень легко понять - ну правда же ерунда какая-то, а тут целая драма на пустом месте. Или, и может быть это даже хуже всего, не пытаются принизить твои чувства и не злятся, а начинают умиляться.
Как будто не помнят, каково это: мало того, что чувствовать такое, а ещё вдобавок и слышать от них, от взрослых, вот это вот, и на лица их умильные смотреть.
Но я вот хорошо помню, как тётя всегда, когда приезжала в гости, привозила мне какой-нибудь маленький подарочек, а однажды не привезла. "Вот детство и кончилось" - скорбно подумал я в свои десять или около того лет. Сейчас смешно и трогательно, а как горько было тогда.
А ещё хорошо помню, как на кружке фехтования один парень, по фамилии Телегин, почему-то (для меня навсегда останется загадкой, почему) невзлюбил меня и называл Гусевым, а ни тренер, ни старшие ребята не обращали на это никакого внимания, потому что ну тоже мне проблема, фамилию переделал.
И такое бессилие брало и обида. Хорошо, бабушка научила, как надо поступать в таких ситуациях, и я стал называть парня Тачкиным, он быстренько и отвалил.
И ещё помню, как в санатории, куда мы ездили всё моё детство, на стене висел старый игровой автомат "Зимняя охота", и я всё мечтал в него поиграть, а он никогда не работал. И вот один единственный раз, однажды вечером мы шли с прогулки, и чудо! автомат светился так призывно.
Но было поздно, надо было идти спать, мне сказали "завтра поиграешь", а назавтра он, конечно, снова был выключен, и не включался больше никогда. Не с кем было разделить слёз разочарования тогда, потому что взрослые даже не поняли, в чём дело.
Взрослым казалось, что чувства у меня были маленькие, потому что я сам был маленький, хотя я был в самый раз, а чувства были большие-пребольшие, как деревья.
Поэтому я никогда не разозлюсь и не рассмеюсь от ребёнка, который от простейшей задачи кричит "Это невозможно!", или от сломанной дешёвой китайской игрушки начинает рыдать, будто кто-то умер, или шарахается от тявкающей чихуахуа.
Потому что нет ничего смешного в бессилии, горе или страхе.
Вот только злит, когда перед уроком пытаешься призвать детей к тишине, и особо ретивые начинают орать на весь класс "ТИХО!!" И ведь знаю, что они помочь хотят, но что ж за дураки, сил моих нет, Господи прости.
Но я работаю над собой. И всегда помню ключевое слово - "масштаб".
Источники
Почему взрослые не понимают детей, автор статьи - психолог Иван Лебедев, https://www.facebook.com/hugtheelephant/posts/1144472099273845