Сказкотерапия для взрослых

Автор
Сказкотерапия для взрослых

Психолог Анастасия Пономаренко расскажет, почему взрослым надо чаще читать сказки.

Каждый из нас в детстве любил слушать сказки. Особенно на ночь.

В этом нет ничего удивительного, ведь рассказывание сказок перед сном дает прекрасный психотерапевтический эффект. Слушая сказку со счастливым концом (а большинство сказок именно такие) ребенок снимает накопленный за день стресс, успокаивается.

Взрослея, мы учимся снимать стресс по-другому: алкоголь, путешествия, йога — теперь критерии нашего выбора зависят не столько от эффективности метода, сколько от простоты выполнения и размера кошелька. А что касается сказок, то здесь ситуация вполне обычная: сказок в жизни взрослых просто не существует. Вернее, они существуют в виде сериалов и бесконечных глянцевых журналов. Но это как бы и не сказка, а так... легкий флер. Вроде как волшебность, но вроде как и «если захочу, то смогу этого добиться, у меня получится».

Хотя все прекрасно понимают, что, работая мотальщицей на фабрике, сложно стать женой принца Гарри; живя в коммуналке, трудно соревноваться с дочкой Вандербильда.

Однако, глянец соблазняет: «попробуй — получится», и есть надежда. А сказка никак не соблазняет, ничего прямо не говорит. Там вообще сложно понять, есть ли шанс — сплошное иносказание, двусмысленность, сравнение...

Потому взрослые — люди в массе своей прагматичные — сказки забросили. И очень зря. Ибо сказка есть та самая «волшебная таблетка» для снятия стресса, о которой так грезят многие.

Основной инструмент сказки — метафора. Сочиняя авторские сказки, применяя метафору, человек выходит за границы собственного сознания, что позволяет ему взглянуть на ситуацию несколько индифферентно, со стороны. Выстраивая сюжет, он начинает видеть, какие варианты решений проблемы существуют. И это помогает найти выход из трудной ситуации, понять, каким образом действовать дальше.

И потом, иногда бывают настолько травматичные ситуации, что о них тяжело рассказать даже психологу на консультации. Ведь, пересказывая ситуацию заново, человек как бы переживает ее еще раз. А травмы бывают настолько острыми, что переживать ее вторично необыкновенно больно.

Сказкотерапия для взрослых - изображение №1

И вот тут на помощь приходит авторская сказка. Сочиняя сказку, выстраивая фабулу с помощью образов, метафор, меняя основную сюжетную линию, человек снимает внутреннее напряжение, и событие уже перестает оказывать на него столь сильное травмирующее воздействее.

Чтобы сказка оказала нужный терапевтический эффект, ее лучше сочинять по определенным правилам и канонам:

  1. Сказка должна быть в чем-то идентичной вашей проблеме, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
  2. Сказка должна предлагать другое решение проблемы, используя которое, человек может сделать новый выбор при поиске путей выхода из кризисной ситуации.
  3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
  • жили-были ...(краткое описание среды, места действия, героев)
  • и как-то раз...(герой сказки сталкивается с каким-то конфликтом, проблемой, похожей на вашу)
  • и тогда.... ( показаны пути решения проблемы )
  • кульминация сказки (каким образом герои справляются с трудностями)
  • развязка ( чем все закончилось; развязка обязательно должна быть позитивной)
  • основные уроки сказки ( какие уроки извлекли герои из своих действий, вследствие чего их жизнь радикально меняется)

Человек, сочиняющий сказку, может, неожиданно для себя, выйти за рамки обычного восприятия мира, обнаружить нестандартные пути решения своих проблем.

Он включается в процесс так называемого «психологического волшебства», и у него появляется ощущение творца собственной жизни, что, конечно, снимает стресс и помогает сделать бытие менее невротичным.

Автор: Пономаренко Анастасия, психолог благотворительного фонда «Путь домой»