Размышления папы: когда начинать планировать свою жизнь
- Автор
- Дата публикации
Глава семьи дауншифтеров, которым надоело играть в экопоселенство в далеком украинском селе и захотелось поехать в Индию, продолжает свои путевые заметки. Самому молодому участнику экспедиции 3 года.
Сегодня папа Слава рассуждает о том, как и когда учить ребенка составлять планы на жизнь, и необходимо ли это вообще.
В жизни наблюдаю как множество соотечественников делают несистематические движения, пробуют и бросают жизненные проекты, теряют время, ресурсы и энергию в бесперспективных профессиях.
У многих это тянется годами, и люди опускают руки, так и не найдя свое место в хаосе жизни. Их к этому не готовили, в школах не учили.
А если бы нынешнее подрастающее поколение учили жизненному планированию? Что бы это дало? Не знаю, но попытаюсь поделиться опытом подготовки подростков к планированию жизни из развитой страны.
Итак, обучаясь в юности в школе в США, бывал несколько раз на специальных «уроках планирования будущего» для старшеклассников.
Это уроки проводят специальные педагоги, которые учат 16-18-летних школьников базовым стратегиям жизни и развития в американском обществе. Рассказывают теорию, что можно, что нельзя, ученики пишут свои планы, консультируются со специалистами, анализируют, вовлекают в процесс родителей.
Пример: вы Джон и вам 16. На предварительном тестировании (общенациональные тесты, по результатам которых отбирают в вузы) вы набрали 30 из возможных 36. Это хороший результат и вам светит стипендия. Йель или Стэнфорд вряд ли светит, разве что вы готовы очень-очень напрягаться, а что-то попроще – очень даже ваше.
Обучение в присмотренном вами вузе будет стоить столько-то в год (стипендия всё никогда не покрывает). Столько-то пойдет на аренду учебников, столько-то – на общежитие. Ваши родители готовы потратить на ваше образование столько-то.
А бабушки? Забили на вас, или таки оплатят Беркли? В США в консервативных кругах высше-среднего класса есть традиция: при рождении внука бабушка идет в банк, и открывает отдельный накопительный счет, на который кладет 20 000 под процент, который регулярно пересчитывается. Таким образом, к вступлению дитяти в колледж на счету может накопиться около миллиона (слышу, как у отечественного читателя скрипят мозги от тяжелой математики, как это работает, и 15-16-летних детей в США учат легко это посчитать на калькуляторе). Конечно, случаи столь долгосрочного планирования не массовы, особенно сейчас, но традиция такая есть.
Но, допустим, у нашего примерного Джона такой бабушки нет. Брать ли кредит на учебу? Условия кредитования в США далеко не столь грабительские, как у нас. Работать ли, учась в колледже? Насколько интенсивно, и, главное, для достижения каких целей?
Дальше: ограничиться ли бакалавратом, чтобы после выпуска получать 35 000 в год или взять кредит побольше и получить магистра, но после выпуска стартовать с 45 «косарей»?
Или не брать кредит, не лезть в долги и подрабатывать во время учебы? Или лезть в кредит, но за время учебы освоить еще и дополнительную специальность в смежной сфере, которая превратит вас в редкого специалиста, и позволит сразу после колледжа «рубить» 55 000 в год?
- Ехать ли в другой город?
- Когда покупать машину/жилье?
- В кредит? За папины? За свои? На чем сэкономить?
Параллельно детей очень доходчиво учат науке «считать кредиты» и выплаты по ним, планировать вложения и расходы. Рассказывают базовые вещи о том, что такое банки, акции, ценные бумаги, как создавать старт-апы и как строится карьера в бизнесе, науке, госсекторе. Как планировать обязательную страховку и пенсию. Это у нас молодежь смеется при вопросе о пенсии. В стабильном же обществе гражданину есть резон думать о ней с довольно молодого возраста.
Следующая тема: когда путешествовать? Насколько далеко? За свои ли деньги, в кредит или за стипендию?
Зачем в классическом немецком образовании предусмотрен Wandernyahr? – Год для путешествий («посмотреть мир») и расширения кругозора. Насколько можно позволить себе такое удовольствие?
Таким образом, старшеклассников учат оперировать реальными сумами и реальными отрезками времени. Потом ребенок может проговаривать все это с родителями. (Сравните с до сих пор типичной в нашей стране ситуацией, когда «меня вступили, шоб було»). В средней американской семье примерный план того, что ребенок будет делать или пытаться делать после школы, появляется уже за два-три, а то и раньше, года до выпуска.
Планировка эта сродни простому бизнес-плану. Время, деньги, опасности, возможности…
Следующий урок вообще для нас «из области фантастики». Страсти и метания любви прекрасны, но в американском обществе считается, что разумнее и удобнее планировать семью заранее. Один ребенок или два? Сразу или потом? Пока совсем молодая, в универе? Как это скажется на успеваемости и на карьере? Или лучше попозже, когда будет уже какая-нибудь профессиональная реализация? Не слишком ли это поздно?
В сколько лет жениться? Если жениться, то где жить? Или брать кредит? Не превратит ли этот кредит, в сумме с уже имеющимся на обучение мою жизнь в ад и рабство? Если да, то насколько? Уверена ли я, что смогу это вытерпеть?
Сколько у меня будет детей? Какое я смогу дать им образование? На какое напряжение я могу ради этого пойти и не «перегореть»?
Нельзя сказать, что эта система прекрасно работает, особенно в деле «планирования семьи» - на первый взгляд, человеческая природа такова, что период 17-25 лет вообще планированию не поддается. Но, все же, рационально устроить жизнь и достичь поставленных целей, или хотя бы поставить их или даже подумать уже полезно. Полезно выработать у себя ментальную привычку хоть в общих чертах прокладывать «дорожную карту» своей жизни. Полезно иметь хотя бы приблизительную идею о том, что с тобой будет через год, два, пять.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Итак, базовая информация о том, что реально делать после празднования совершеннолетия/выпуска из школы/поступления папой через «честное тестирование» в универ (одно из сотен и сотен новых украинских заведений, дающих очень некачественный продукт) в украинской системе образования не дается совершенно. Это неудивительно, учитывая, что бизнес, кроме самого большого, тоже не планирует ничего дальше, чем год-два, - настолько все у нас быстро меняется, непредсказуемо и рискованно.
Положиться на опыт планирования старших поколений наш подросток тоже особо не может, ибо они не планировали, за них планировала партия красивыми и никогда не воплощавшимися пятилетними планами.
Похоже, пришло время что-то в этой сфере менять, разрабатывать свой и вводить в образование западный опыт. Современному человеку проще вступать во взрослую жизнь, если навыки планирования выработаны уже в подростковом возрасте.
Хотя бы потому, что, хоть для индивида, хоть для нации без поставленной четкой цели шансы придти к ней всегда почти равны нулю.
Читать всю историю наших приключений в Индии:
//ahamot.org/z-malyukom-po-indii-3-delhi-adaptatsiya
Читай также: О чем думают и говорят другие папы