Она сама виновата! Почему люди оправдывают насильников?

Автор
Она сама виновата! Почему люди оправдывают насильников?

Короткая юбка, вызывающее поведение, флирт, алкогольные коктейли… Да она сама виновата, что стала жертвой изнасилования!

Сексуальное насилие может не быть черной кляксой на белой бумаге вашей жизни, но тень от этого пятна, а иногда даже брызги чернила всегда рядом. Вы никогда не знаете, с кем и когда это случится. Вы можете обезопасить дочку-подростка и себя от насилия. Вы можете рассказать, что такое сексуальное насилие, и научить ребенка постоять за себя. И счастье, когда это просто теоретическая база, которая никогда не пригодится на практике.

Но бывает по-разному. И не всегда дело в короткой юбке или количестве спиртного. Просто человек оказался не в то время и не в том месте. И стал жертвой насилия. Случившееся не вернуть. Стороннему наблюдателю остается только определиться со своей позицией – поддержать или забросать камнями обвинений. Бывает так, что окружающие склонны оправдывать насильника. Почему так происходит?

Почему люди так часто обвиняют в преступлении не самого преступника, а его жертву? И не только обвиняют, но и оскорбляют, топчутся на репутации, выискивают неприглядные факты биографии, буквально добивая жертву. Ведь как комментируют, к примеру, изнасилование в ЖЖ, на любом другом интернет-форуме или на скамеечке у подъезда?

Светку изнасиловали? Да она сама хотела, она с ними пошла!.. Что? Лежит в больнице вся зашитая и со сломанной челюстью? Ну, все равно сама виновата – нечего короткие юбки носить... Юбка была длинной? А нечего по темным переулкам шастать... Шла днем по своей улице? А глаз-то горел, горел глаз, небось, как у проститутки! Да у нее на морде написано, что она не пай-девочка! Она еще в девятом классе с мальчиками за школой курила. Вот и получила по заслугам. Была бы приличной, ничего бы подобного не произошло.

«Несмотря на то, что изнасилование является очень распространенным преступлением в современном обществе, - пишет Джули Боллмер, - в большинстве случаев об изнасиловании не сообщается властям. Во многом это объясняется таким явлением как «обвинение жертвы», которое является повсеместным в нашем обществе. Его суть в том, что люди, которые становятся жертвами ужасных событий, обычно осуждаются сторонними наблюдателями, которые считают, что те, так или иначе, ответственны за случившееся.

Исследования показали, что феномен обвинения жертв изнасилований связан с верой в справедливый мир.

Люди, у которых сильна вера в справедливый мир, то есть в мир, в котором каждому воздается «по заслугам», не могут вынести идеи о том, что можно случайно стать жертвой несчастий. Человек хочет верить, что мир – это безопасное, справедливое место, в котором люди получают то, что заслужили.

Даже когда факты говорят об обратном, человек не хочет соглашаться с реальностью того, что мир совсем не справедлив.

Исследования Клейнке и Майера показали, что, сталкиваясь с доказательствами обратного, люди с высоким уровнем веры в справедливый мир делают одно из двух: они либо стараются облегчить страдания пострадавших, либо начинают оскорблять пострадавших и доказывать, что те заслужили свою судьбу. Поскольку отменить произошедшее изнасилование уже невозможно, они начинают оскорблять жертву этого изнасилования. Таким образом, для людей, которые верят в справедливый мир, нет невинно страдающего человека, а есть просто женщина, которая заслужила случившееся.

Такой человек обвиняет жертву, используя любые возможности – не та одежда (открытая блузка, короткая юбка), не то поведение (употребление алкоголя, флирт), не та личность (она лжет, хочет привлечь внимание). Все эти возможности соответствуют культурным мифам об изнасилованиях, которые позволяют принимать и одобрять изнасилования в нашем обществе. Используя эти мифы, человек сохраняет свою веру в справедливый мир.

Нужно отметить, тем не менее, что вера в справедливый мир не всегда проявляется в оскорблении и обвинении жертвы. Лернер и Миллер предложили три фактора, которые должны присутствовать, чтобы сторонний наблюдатель начал принижать жертву. Во-первых, жертва изначально должна быть невинной, иначе нет никакой необходимости принижать ее. С другой стороны, именно невинная жертва, которую не так уж легко обвинить в ее судьбе, нарушает веру в справедливый мир и легко может стать объектом оскорблений.

Эти же авторы считают вторым необходимым фактором привлекательность и статус жертвы. Их исследование показывает, что меньше всего обвиняют привлекательных жертв или тех, кто занимает высокий социальный статус, скорее обвинят непривлекательную жертву, или жертву низкого социального статуса. Возможное объяснение состоит в том, что в последнем случае они испытывают меньше сострадания к жертве.

Если социальное положение или внешность жертвы привлекательны, то сторонний наблюдатель скорее фокусируется на внешних факторах, приведших к случившемуся, а не на характеристиках жертвы. В этом случае нет необходимости оскорблять или обвинять жертву.

Наконец, вера в справедливый мир не может привести к принижению жертвы, если сторонний наблюдатель идентифицирует себя с жертвой. Например, Клейнке и Майер обнаружили, что женщины, независимо от веры в справедливый мир, гораздо реже обвиняют жертв изнасилований. С другой стороны, у мужчин наблюдалось явное соответствие между обвинением жертв изнасилований и верой в справедливый мир. Возможное объяснение такого различия в том, что женщины ассоциируют себя с жертвой изнасилований, просто потому, что они тоже женщины. В этом случае женщины концентрируются на внешних обстоятельствах, которые привели к изнасилованию, потому что те же обстоятельства могут привести к изнасилованию сторонних наблюдателей-женщин.

Мужчины, с другой стороны, не ставят себя на место жертвы, и в результате не испытывают сострадания. В результате, вера мужчин в справедливый мир позволяет предсказать, будут ли они обвинять жертву изнасилования или нет.

В заключение надо подчеркнуть, что гипотеза справедливого мира настаивает на том, что мир – это безопасное и справедливое место, в котором люди получают то, что заслуживают, и заслуживают то, что получают. Невинные жертвы, которые не заслужили своей судьбы, угрожают этой вере. Оскорбление и принижение жертвы позволяет восстановить эту веру в справедливый мир. Обвинение жертвы позволяет создать иллюзию, что жертвы получают то, что заслуживают, и что, в конце концов, мир справедлив.

Источник: radulova.livejournal.com