Психологические ловушки «красоты»: как их избежать

Психологические ловушки «красоты»: как их избежать

Психолог Анастасия Пономаренко расскажет, почему мы тратим деньги на лишние вещи.

Отгремели январские праздники, до зарплаты еще далеко, а новогодние подарки и застолья пробили ощутимую брешь в семейном бюджете. А так не хочется отказывать себе в маленьких радостях — походах в салон красоты, в кафе с подружками. Но имеющаяся на руках сумма ставит перед сложной задачей: потратить ее таким образом, чтобы и польза была, и удовольствие, и чтобы из бюджета не выйти.

Постулат первый (печальный). Экономисты в кулуарах различных экономических форумов посмеиваются: двигатель современной экономики - дурак. Вот так, ни много, ни мало. Ибо дураку можно продать все, что угодно — главное, привлекательно это упаковать. В красивые слова, акции, конкурсы, сослаться на мифических «британских ученых». Толпы маркетологов работают не над изучением спроса, а над тем, чтобы нам же создавать потребности, а компании будут производить товары, их удовлетворяющие.

Нам постоянно предлагают попробовать «новый вкус» и тут же съесть таблетку для борьбы с лишним весом. Нам внушают, что быть старше 35 - это неприлично! Для того чтобы тут же предложить способ «как в 50 выглядеть на 35». Этому давлению очень трудно противостоять, так как маркетологи аппелируют не к разуму, а к эмоциям. А у многих из нас, увы, эмоции остались на уровне шестилетнего ребенка, который хочет новые игрушки, сапоги «как у Маши», желтую лопатку, как у Пети.

Первый второй (предупреждающий). Не поддавайтесь на действие рекламы! Поймите, у рекламодателей и у вас абсолютно разные цели! У вас — купить тот товар, который вам нужен, а у рекламодателей - продать свой товар любыми путями! Постоянное зомбирование с телеэкранов и журналов нашего сознания слоганами типа «ты должна быть молодой», «купи крем - будешь счастлива» преследует только одну цель - выкачать из вас как можно больше денег. А разве ваша цель такая же? Так что возьмите учебник анатомии, химии, и вы поймете - сделать кожу молодой и гладкой за 2 недели невозможно физиологически!

А йогуртница — всего лишь аппарат для производства йогурта, а не «место, вокруг которого собирается по утрам вся семья», так может, она не так сильно вам нужна в хозяйстве?

Психологические ловушки «красоты»: как их избежать - изображение №1

Постулат третий (обнадеживающий). Лучшее средство для снятия стресса - походы в спа-салоны. Они очень полезны для нашей психики. Лежишь себе, а вокруг тенью скользят добрые феи (косметологи то есть) - чувствуешь себя практически принцессой! Но надо понимать, что обертывание или телассотерапия - это не волшебная палочка, чтобы р-раз - и нет целлюлита. И антистрессовый массаж не сильно отличается от обычного, хотя его цена в 3 раза выше. Значит, в салон лучше ходить за релаксацией, а не волшебными таблетками. Соответственно, можно выбрать простые, недорогие процедуры в салоне с высокой культурой обслуживания. Цель — снятие стресса - все равно будет достигнута.

То же самое касается и покупок косметики и БАДов. Что такого должно быть в креме, что он стоит больше 100 долларов? А клиническая эффективность БАДов пока не доказана. Те проспекты с "клиническими испытаниями", которые показывают распространители, а также, которые представлены в интернете - неумело исполненный блеф, неудачная пародия на клинические исследования. Если вы все-таки решили попробовать, то обязательно просите регистрационное удостоверение. Сравните, что написано в графе «область применения» в официальной бумаге и рекламном проспекте. Может случится, что официально ваш БАД — это «источник микроэлементов», а в рекламном тексте написано, что он «один из важнейших компонентов терапии больных ожирением и артритом». Как говорят в Одессе, сравните и «трезво содрогнитесь».

Опасайтесь всех этих превосходных степеней «совершеннее», «моложе», «великолепнее». Критерии эффективности этих слов очень размыты. Как понять, что крем хороший? Что значит, кожа стала выглядеть моложе? Вас стали принимать за девушку 16 лет? Или морщины исчезли? Еще больше остерегайтесь научных терминов, смысл которых вам непонятен. Что такое «на клеточном уровне»? Что такое инновационный? Какой смысл продавец вкладывает в это слово? Оценивая свои траты критически, вы сможете существенно сэкономить.

Январь — время скидок. Многие поддаются ажиотажу, скупают все подряд. Можно использовать следующий прием. Прежде, чем купить понравившуюся вещь, спросите себя: а купила бы я ее по обычной цене? Или по цене, в 2 раза выше? И отдавайте свои деньги только в случае положительного ответа.

Психологические ловушки «красоты»: как их избежать - изображение №2

Постулат четвертый (заключительный). Чаще включайте критическое мышление. В январе сочетание экономии и удовольствия — насущная необходимость. А в остальное время — полезная привычка. Думая критически, вы вдруг обнаружите, что простая зарядка, которой вас заставляли заниматься в детстве на физкультуре, ничуть не менее эффективна, чем современный пилатес. С морщинками прекрасно справляется эфирное масло и простой жирный крем, так как даже самое дорогое средство все равно не проникнет глубже эпидермиса. И словосочетание «внутриклеточное воздействие» - не более чем рекламный трюк.

А освободившиеся средства лучше потратить на то, что действительно стоит денег. На хорошую стрижку у профессионального мастера. На экологически чистые продукты. На путешествия.

Ведь, как говорится, какая разница, какой марки на тебе кеды, если ты гуляешь в них по Парижу?

Автор: Пономаренко Анастасия, психолог благотворительного фонда «Путь домой»

А чтоб узнать, эффективно ли Вы планируете семейный бюджет, предлагаем пройти наш ТЕСТ