Как не убить талант воспитанием: история мамы десятилетнего изобретателя

Автор

Недавно мы писали о двух десятилетних стартаперах из Киева, которые изобрели светящиеся тапки MagicSlippers, способные защищать от монстров. За двое суток мальчики собрали 1000 $ на реализацию своего проекта, и уже изготовили партию тапочек для первых заказчиков. А UaUa.info тем временем встретился с Еленой Шульгой — мамой одного из соавторов стартапа.

Нам было интересно, как это — воспитывать творческого ребенка? Что делать, чтобы не заглушить его таланты, и помочь ему как можно раньше стать продуктивным? Елена поделилась своими взглядами на воспитание сына и рассказала о впечатлениях от первого в его жизни проекта.

Стартап на каникулах: что делать с детскими идеями

Знакомые шутят, что теперь Никите точно будет что написать в сочинении «Как я провел лето». Участие в Хакатоне — умопомрачительное приключение. Я искренне завидую: в своем детстве все отдала бы, чтобы в такое испытать.

У детей всегда полно идей: некоторые сумасшедшие, из некоторых может выйти толк. Но что делать с этими идеями, непонятно. И родители мало чем могут помочь, чаще отмахиваются.

На DIY Lab их провели по всем пунктам, от рождения и обсуждения идеи, до сбора средств на начальную реализацию и презентации проекта инвесторам.

Тапки — их первая идея. И, чем бы она ни закончилась, у ребят в голове теперь есть «дорожная карта». И когда лет в 15 появится идея посерьезнее, они уже будут знать, что с ней делать.

Никиту всегда тянуло что-нибудь собрать и посмотреть на результат. Вначале это были химические наборы, потом — конструктор. Мы стараемся все идеи поддерживать, помогать, если нужно.

После второго класса он ждал, что в школе появятся новые предметы, и до слез расстроился, из-за того, что нового еще придется ждать два года. Тогда мы взяли учебник физики для 7 класса и пошли по первым разделам – плотность вещества, скорость. Я адаптировала конечно, на машинках объясняла, кубики взвешивали из алюминия и дерева.

Через год опробовали язык программирования Python. Онлайн-ресурс был доходчивый, но я сама не программист, и много дать ему не могла. Была таким же учеником, как и он.

В этом году мы собираем 3D-принтер. Он увидел такой на Киевмейкер, и загорелся. Теперь постепенно покупаем детали, и по инструкциям из интернета собираем.

Но дома не получается дать ему все, что хотелось бы. Нет нужного оборудования, нет знаний. Я год искала кружок, где ему помогли бы реализовать его идеи, и нашла лабораторию DIY Lab.

Мы попали туда за два дня до Хакатона. По правилам мероприятия, нужно было разработать идею, за двое суток изготовить прототип, а потом еще за двое суток собрать на краудфандинге 1000 $ на начальную реализацию проекта. И у мальчишек это получилось!

Причем, это их собственный результат. Кураторы не водили их за ручку, не разжевывали, что и как. Им давали направление: вот следующий шаг – подумай, какой? Туда? Сюда? Дети размышляют, выполняют — и появляются связанные идеи. Складывается полная картина процесса, от задумки к производству.

Свобода vs загрузка: в ребенка всегда можно вложить еще больше

Никита — увлекающийся парень. И я очень боюсь направить его в какую-то одну сторону, и не показать весь остальной мир. Чтобы однажды не оказалось, что то, чем он занимается, ему не подходит. А вокруг столько всего было, но это прошло мимо него.

Поэтому сейчас он играет на саксофоне, танцует джазовые танцы, ходит на плавание при школе. Полгода уже занимается паркуром. Еще была робототехника, но это было немного не то, что мы хотели, и сейчас ищем другой кружок.

То есть, среди его занятий есть и то, что его интересует, и то, что дает общее развитие. Я хочу, чтобы он испробовал больше возможностей, и был свободен в выборе.

И потом, это грустно, когда с человеком можно поговорить только на профессиональную тему, а дальше он не может связать двух слов.

Кружки забирают столько времени, что Никита иногда забывает сделать уроки. Так что школа — не самое сильное наше место. Приходится подгонять, подтягивать. Объяснять, что предмет, который сейчас неинтересен, может вести к чему-то, что будет интересно, поэтому нельзя на него просто махнуть рукой.

У меня такое чувство, что дети — как резиновые. Их можно тянуть, тянуть. Осторожно, конечно, чтобы не порвать. Но всегда есть возможность вложить в них еще больше.

Когда нагрузки мало – они будут часами делать уроки, и все равно будут уставшие, несчастные и неуспевающие. А если дел много, и хочется еще поиграть, кино посмотреть — то они и уроки сделают, и найдут время заняться интересным. Естественно, не нужно доходить до состояния полуобморока, но пока сын справляется.

Когда детям интересно, они находят ресурс. Во время Хакатона был момент, когда Никита пришел уставший, а нужно было ехать в лабораторию. Он говорит: «Давай я съезжу на пару часов». Я говорю: «А давай ты съездишь на столько, на сколько нужно». Он приехал туда, включился в процесс и забыл, что не выспался или устал. Пока они увлечены – это отличный стимул.

И я рада видеть, что он действительно увлечен, и может взять себя в руки, не прыгать через парты. Потому что иногда приносит дневник такой красный, как будто в нем сразу все захотели отметиться.

Конечно, Никита должен набить какие-то свои шишки. Может ему действительно в школе нудно и не интересно. Но я говорю: если будешь лениться, плевать на все и круглосуточно играться – эта лень аукнется через 10 лет.

Нет отдельно детства, отдельно школы. Все, что ты делаешь сейчас, будет влиять на жизнь потом. Ты уже сейчас работаешь над ней.

И можно делать это нудно, как зубрилка. Но лучше и полезнее, если сделать эти задачи интересными для тебя.

Как растить талантливого ребенка: 10 советов мамы изобретателя

Вообще, советы давать очень сложно. У нас же не по десятку детей, чтобы чётко понимать: вот этот метод работает, а этот нет. Да и понять, сработала твоя методика или нет, можно будет только когда ребёнку лет тридцать исполниться. Но у нас в семье есть сложившиеся взгляды, и принципы, которых мы придерживаемся в воспитании.

Мы стараемся показать детям как можно больше возможностей, и научить пользоваться ими

Пока ребенок растет, он видит, как работает учитель, врач, продавец. Ну, может еще десяток профессий, которые окружают его в жизни. Остальных он не видит, и не представляет, в чем их суть.

И вот они вырастают, нужно поступать — а они толком не знают, чего им хочется. Либо выбирают профессию наугад и разочаровываются, либо не выбирают, просто потому что не знают, что такое вообще есть.

Поэтому показывать детям нужно как можно больше. Направлять их, но не насаждать своими комплексами нереализованными мечтами.

Не лениться водить на выставки, лекции, на концерты. Но при этом придирчиво отбирать те места, куда ведём, потому что мы можем воспитать у ребёнка как хороший вкус, так и плохой.

Ребенок должен иметь право сказать: «Мне не нравится». Но есть и нюансы

У нас с кружками так получалось. Вначале Никите все нравилось, но, как только начинались задания и сложности, появлялись «не хочу» и «не могу».

Поэтому у нас правило: мы не бросаем кружок в течение первого года. Ребенок должен прочувствовать и пройти сложный этап, и начать получать удовольствие. Не бывает, чтобы ты пришел на паркур — и сразу классно прыгаешь. Нет, сразу ты бьешь колени, у тебя ссадины, синяки и желание все бросить.

Но, когда появятся первые навыки, ты начинаешь получать удовольствие. В противном случае, дети будут перебирать хобби до бесконечности, и у них не вырабатывается стержень.

Любой бредовой идее нужно давать право на жизнь

У всех в детстве бывают бредовые идеи. Пусть это действительно ерунда, но это не я должна ему сказать. Пусть он начнет ее реализовывать, и сам увидит – да, бред.

А вдруг и не бред? Вдруг это у меня восприятие зашореное, и я не представляла, во что это выльется. Если говорит: «Я смогу» — не смотрите на возраст. А вдруг и правда сможет?

И вообще, мы стараемся говорить с ребёнком обо всём. Иногда, правда, сознаемся, что некоторые темы нам не очень интересны. Но если он всё-таки хочет «поговорить об этом», то мы послушаем. Так же он может сказать и мне и мужу. Это честно.

Мы анализируем неудачи вместе

Объясняем, что за любыми достижениями всегда стоит упорный труд, и куча неудач. Чтобы в такой момент ребёнок не опускал руки, не бросал начатое, а умел доходить до конца. В любом деле от простой бумажной поделки до собственного проекта.

Всегда есть кто-то, кто знает и умеет больше. И нужно не расстраиваться из-за этого, а начинать учиться.

Мы стараемся окружать детей людьми-примерами

Это может быть личный пример, своя работа, или кто-то, кто вошёл в историю.

Сейчас у меня один из любимых примеров Клайд Томбо, который открыл Плутон. У него не было денег, не было образования, но у него была любовь к звёздам и нереальное упорство. Очень люблю его фразу: «Если кто-нибудь когда-нибудь и имел возможность найти новую планету, то это я сейчас».

В этой фразе часть про планету можно заменить на всё что угодно, а всё остальное, просто идеально.

Я уверена, что детям нужно чаще сталкиваться со взрослыми реальными людьми. Им нужен опыт общения

Вот сейчас на этом проекте они должны были переступить через какой-то свой потолок. Многие вещи они самостоятельно делали тут впервые. Им нужно было переступить стеснение, страх, неудобство. Это была отличная тренировка.

Нужные качества сами по себе ниоткуда не возьмутся. Не будет щелчка пальцами, хлоп – 18 лет, и он классный, коммуникабельный, и ничего не боится. А в нашем мире быть робким, стеснительным — очень большая проблема.

Помогает участие в школьных спектаклях, выступления. Не хочет ребенок — все равно «выталкивать». Придумать 1000 способов, чтоб это было менее болезненно, договориться учителем, найти стимулы. Но дети должны научиться разговаривать, держать себя. Много этого не будет, может быть только мало.

Мы учим Никиту, что учиться нужно не ради оценок, а ради знаний и удовольствия

Но при этом стараемся развить самолюбие — «если я могу сделать это хорошо, я сделаю это хорошо или даже отлично».

Учиться легче, когда ребёнок знает к чему идёт. И мы должны помочь определить цель. Она может быть не точечной, но абстрактное «потому что надо» — не годится.

Мы не навязываем сыну уважение по принципу старшинства: если это учитель, он априори прав и объективен в оценках. Каждый человек достоин уважения только за свои качества, а не за положение. Иначе вырастают люди, которые боятся слово сказать шефу, который на них орет.

Детям нужны вещи, которые они получают за собственные деньги

Чтобы было не «мама, купи», а хочешь чего-то — найди способ заработать.

Пусть это будет не полная стоимость, но ребенок поучаствует в покупке, и будет знать, что вещи не с неба падают, а для этого нужно сделать.

Мы обсуждаем с Никитой свою работу, рассказываем, показываем, чем занимаемся. Папа у нас дизайнер, и он давал небольшие задания — чистить в фотошопе фотографии. Может это было неидеальная чистка, но неплохой способ заработать деньги.

Я всегда стараюсь дать ребёнку поверить, что именно он сможет перевернуть мир

Может он и не захочет этого делать. Но он должен понимать, что люди, которым это удавалось — Хокинг, Флеминг — это не особая каста, они такие же, как он. Поэтому ещё и ещё раз, всё, что ему нужно это цель, желание, вера в себя и трудолюбие.

И, если он позже поставит перед собой амбициозную цель, и даже не дойдёт до неё, а останется на полпути, это всё равно будет огромным достижением. И точка, в которую он придет, будет хорошим местом.

Последнее и самое-самое главное: наши дети не нужны никому кроме нас

И это нормально. Если кому-то нужны — это просто бонус, и вам крупно повезло. Поэтому не надо ждать, что его кто-то заметит, оценит, что-то предложит.

Хотите в школе писать научную работу — придите и скажите, что он будет это делать, даже если он совсем не отличник. Может ему просто скучно на уроках, а в этой работе он раскроется. Только вы знаете, как его развить, заинтересовать, дать уверенность в себе.

Хотите, чтобы в спектакле участвовал, а его не берут — скажите об этом. Потому что это ему нужно учиться выступать перед аудиторией. Хотите, чтобы он научился что-то менять, меняйте сами.

Наталья Ковтун

©

uaua.info