Хотите помочь подростку? Выслушайте его
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Одна из главных загадок в отношенниях родителей и подростков: с кем находится и чем занят ребенок, когда он не с нами? Иногда нам безумно интересно. Иногда мы предпочли бы ничего об этом не знать. Детский и подростковый психолог Лоуренс Коэн утверждает: «В жизни ребенка, как и в любой другой, есть и хорошее, и плохое. Родители не всегда могут помочь ребенку. Но поддержать, придать сил – могут».
Психологи спросили детей: «Как взрослые могут вам помочь в ваших отношениях с друзьями?» Ответ был обескураживающим. «Никак». Но когда спросили: «Чем вам когда-нибудь помогали взрослые?» – ответ оказался совершенно другим. «Меня выслушали».
Раз ученые рекомендуют слушать, станем слушать. Но как подтолкнуть детей к откровенному разговору об их жизни и об их друзьях?
Родители и подростки: как разговаривать и как слушать ребенка
Разговор с младшими школьниками Лоуренс Коэн предлагает начать с самых общих вопросов: «Чем увлекаются твои друзья? Много ли вы вместе дурачитесь и играете? Нет ли кого-то, с кем вы играть не хотите?» Расспрашивая ребенка про друзей, а не про него самого, вы позволяете ему поговорить о своем положении и о его школьной жизни, не превращая разговор в допрос.
Подростки10-15 лет испытывают сильнейшую потребность в «чувстве локтя», принадлежности к какой-либо группе. С другой стороны, им часто приходится переживают чувство отверженности и одиночества: «Никто не хочет со мной дружить – и не надо, мне и одному неплохо».
Хорошим способом здесь может стать рассказ о какой-нибудь смешной и нелепой истории из вашего отрочества. Это поможет подростку почувствовать, что он не единственный, с кем приключались стыдные и неприятные вещи.
Бороться с одиночеством будет значительно легче, если у подростка будет несколько кругов общения. Если в одном из них ребенок поссорится с друзьями, он не останется в полном одиночестве.
Поэтому поощряйте детей вступать в спортивные секции, кружки по интересам или волонтерские организации. Пусть будет больше мест, где подросток регулярно бывает и общается со сверстниками.
Хотя друзья в жизни подростка и занимают больше места, чем семья, поддерживайте и оберегайте «семейное время». Пусть у вас будут часы и дни, когда вы просто разговариваете, общаетесь.
По словам Лоуренса Коэна, как и в случае с младшими школьниками, для семейных бесед хорошо подойдут общие вопросы: «Как дела в школе? Что ты думаешь о…? Чем вы сегодня занимались?» Ведь семнадцатилетним ничуть не меньше семилетних нужно знать, что у них есть надежная, чуткая и понимающая семья за спиной.
Источник: psychologies.ru