Игровая зависимость у детей: почему без смартфона ребенку скучно

Автор

Почему без смартфона ребенку скучно, как проявляется игровая зависимость у детей и что с этим делать, рассказывает детский и семейный психолог — Наталия Простун.

Наблюдаю картину общения дочери с матерью:

— "Мама, дай телефон".

— "Не дам! Ты много сегодня играла", – говорит мама, пряча телефон подальше в свою дамскую сумочку.

— "Мне скучно!!!", – начала истерить девочка. — "Ну, дай телефон! Ты, что не понимаешь, что мне скучно..", — начинает демонстративно плакать ожидая, что получит свое (проработанная схема).

— "На!... Возьми!!!", — мама раздраженно вытягивает телефон из сумки и отдает ребенку.

Девочка успокаивается и пропадает на несколько часов. Тишина.

Вспоминаю, как на одну из смен лагеря-клуба "Я и другие", побывал ребенок с игровой зависимостью.

Ему было все не интересно, ни мастер-классы не приносили удовольствия, ни групповые игры, ни анимации, ни спорт.

Он все время говорил, что ему скучно. И постоянно плакал родителям в телефон, что это самый занудный лагерь, где ему приходилось побывать, что ему здесь очень скучно (лагерь без гаджетов).

Спрашиваю, — "если бы у тебя была волшебная палочка, чтобы ты изменил бы в нашем лагере" — "разрешил бы играть на смартфоне" — не поднимая голову, отвечает 10-летний парнишка.

Продолжаю спрашивать, чтобы понять про увлечения ребенка — "А что тебе больше всего нравиться делать?".

Слышу — "играть на телефоне!".

— А как ты проводишь время? – продолжаю интересоваться.

— "Прихожу домой со школы, играю на смартфоне, делаю уроки потом вновь играю".

— "Тебе нравится как ты живешь, ты чувствуешь себя счастливым?", - вновь интересуюсь.

— "Когда есть смартфон – да!".

Сейчас многие родители сталкиваются, что без игры на смартфоне детям становится скучно. И родители спешат спасти ребенка от скуки — давая вновь смартфон. И возможно, избавить себя от детского нытья.

У ребенка не формируется переносимость к такому состоянию. Ему сложно придумать игру, развлечь себя, чтобы лишить себя скуки. Ребенок может долго нудиться, но в голову не приходят идеи, что-то создать из бумаги, построить из конструктора самолет или слепить из пластилина. Даже если кто-то и предложит альтернативу создать игру в НЕ онлайн — это будет скучно.

Игровая зависимость или интернет зависимость — легко формируется с раннего детства.

Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В смартфоне картинки быстро меняются, в игре много ступеней сложности и много поощрений.

Достиг, выиграл и получил удовольствие. В интернете много не полезной для ребенка информации. Мозг усиленно питается и съедает все.

Чем питается мозг ребенка родители не в состоянии проследить. Часто на это не хватает времени. А потом ребенок, сталкиваясь с жизненными трудностями, все больше и больше хочет оставаться в онлайн.

Там хорошо и интересно. Там есть виртуальные друзья (которые никогда не придут в гости), отношения, совместные игры, там хочется жить.

И дети живут в искусственном и красочном мире, где ложным способом удовлетворяются их потребности.

А с реальностью все становится плохо, общения мало, друзей тоже, учиться не хочется, многое не интересно, в общем вновь "скучно".

Мама и папа заняты, и с ними также "скучно". Ничего не хочется. Хочется получить дозу - в руки смартфон. И ради этого ребенок готов побыстрее убрать в своей комнате, сделать уроки, да что угодно сделать, чтобы только получить от родителя смартфон.

В моей практике у подростков были и истерики, и демонстрация суицида, когда ребенка лишали смартфона.

Причина проста, полученный опыт жизни в онлайн и играх создает определенные изменения в мозге, формируются нейронные связи где и как можно получить удовольствие.

Пластический мозг ребенка, играя в компьютерные игры или живя в онлайн, получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия.

В реальной жизни невозможно получить такую дозу, только лишь принимая наркотики.

Когда дети живут в онлайн от 3 до 5 часов, доза становится настолько сильной, что пропадает интерес к жизни, к хобби, к кружкам, к обучению и даже к самому себе.

Реальность становится мрачной и серой — и вновь подпитывается желание убежать от реальности. Создается замкнутый цикл.

Были случае в моей практике, ребенок ждал, когда родители уснут и до утра играл неделями (родители про это даже не знали), пока психика не дала сбой. Уже вмешалась психиатрия.

Дофамин - это гормон, отвечающий за поощрение от какой-либо деятельности. Организм получает награду в виде дофамина всякий раз, когда ребенок набирает уровень в игре.

Гормон дофамин относится к широкому классу под названием "катехоламины", он:

  1. повышает внимательность,
  2. создает хорошее настроение,
  3. создает привязанность,
  4. когда его много приводит часто к переутомлению.

Ребенок играя устает. По-настоящему устает. Потом не хватает сил, чтобы делать уроки.

Ребенок проживая жизнь в Инстаграм, в ютуб и в компьютерных играх, и мозг, который в процессе формирования, настолько пересыщается дофамином, что ему становится сложно правильно определять, что хорошо и плохо.

Цвета виртуальности становятся насыщенными и яркими. Мозгу становится все тяжелее переключиться на впечатления, приходящие из реального мира.

Формируется из ребенка "дофаминовый наркоман". Нужна доза и он ее требует, а родители дают!

Что происходит с ребенком, который много времени проводит онлайн:

  • становится раздражительным и эмоциональным, капризным;
  • агрессивным, когда сталкивается с фрустрацией;
  • появляется бессонница;
  • падает успеваемость (притупляются познавательные интересы);
  • становится рассеянным;
  • слабо развивается воображение (сложно, что-то придумать свое);
  • реальность становится черно-белая, теряется интерес к жизни;
  • становится не интересны кружки и другие увлечения в реальности;
  • не умеет общаться;
  • становится не интересным для других;
  • появляются проблемы со зрением и позвоночником;
  • не умеет преодолевать трудности (быстро сдается);
  • мало двигается;
  • ослабляется иммунитет;
  • формируется сильное "Я виртуальное" и слабое "Я реальное";
  • формируется зависимость.

В здоровом варианте можно получать дофамин небольшими порциями: радуясь жизни, общению с друзьями, наслаждаясь природой, погодой, хобби, путешествиями…

И если вы надумали уменьшить пребывание ребенка в онлайн, тогда вместе создайте ему интересную жизнь в офлайн. Создайте возможность получать дофамин в реальной жизни здоровым способом. И не спешите спасать от скуки.

Пусть ребенок побудет в ней и придумает что-то свое, свою реальную игру, пригласит друга, и они поиграют в УНО, в Монополию, порисует или полепит. Пусть сам, а не вы для него.

Очень важно:

  1. В компьютерную игру можно позволять играть только 30 мин в день (чтобы не сформировалась зависимость). Объясните ребенку, почему вы ставите ограничения. Важно, чтобы он понимал.
  2. 30-40 минут любимого ютуба или мультфильма в день. Не больше (забота про мозг ребенка). Ограничения делаются с уважением к личности ребенка.
  3. За час до сна никаких гаджетов (маме с папой также полезно побыть без гаджетов, вдруг увеличится интерес друг к другу). Гаджеты полезно убрать из детской.
  4. Золотое время укладывания ребенка спать с 21.00 до 22.00. Сон любит темноту и тишину. (улучшается самочувствие ребенка на следующий день).
  5. Усиливать семейные традиции: играть в игры по вечерам с детьми, общаться, устраивать совместные ужины без гаджетов, прогулки на велосипеде, приглашать друзей в гости, играть в обычные дворовые и настольные игры.
  6. Формировать хобби у ребенка, дать возможность выбрать себе кружки по интересам (формируется ценность того, что я могу).
  7. И ребенку нужно движение! Спорт в помощь! (формируется стрессоустойчивость).
  8. Прогулка на улице от 2 до 4 часов день (кислород нужен для питания мозга).
  9. Формировать культуру объятий в семье от 8 раз в день (формируется здоровая привязанность к близким).
  10. Много приятных слов друг другу (формируется ценность себя).
  11. Родителям быть примером свободного человека (дети подражают).

Не стоит полностью лишать ребенка интернета или игр на телефоне. Родитель в процессе воспитания ребенка вынужден делать ограничения.

Каждый родитель желает, чтобы ребенок был счастливым, иногда становится невыносимым состояние страдания ребенка, хочется спасти его от "скуки", помочь.

Но, если мы по-настоящему любим своих детей и желаем им лучшего, нужно найти в себе силы уменьшить внутри себя напряжение и дискомфорт, который мы ощущаем, когда ставим ограничения.

Нам хочется сказать: "ДА" своим детям намного чаще, но иногда сказать: "НЕТ" - это лучшее что мы можем сделать для своего ребенка.

Осмысленные ограничения — создают безопасность для вашего ребенка.

Источники

Автор колонки: детский и семейный психолог Наталия Простун https://www.facebook.com/498261847579687/photos/a.498295400909665/557210781684793/?type=3