Как в школах учат детей быть хорошими людьми: пример США, Дании, Израиля и Сингапура

Автор
Как в школах учат детей быть хорошими людьми: пример США, Дании, Израиля и Сингапура

Как в школах мира учат детей быть хорошими людьми, и зачем нужны уроки эмоционального воспитания в школе, читайте в нашем материале.

Основа хорошего человека - это способность к состраданию, к помощи, в умении контролировать свои негативные эмоции, а не выплескивать их наружу на того, кто окажется под рукой. Это все невозможно без того, чтобы научиться отличать добро от зла, понимать людей и самого себя, свои чувства и эмоции.

Мы расскажем о необычных для нас с вами уроках в школах США, Дании, Израиля и Сингапура, где учат сочувствовать другим, отличать злость от страха, правильно грустить, и многому-многому другому.

Зачем в школах нужны уроки эмоционального воспитания

Наши эмоции могут дать нам ценную информацию о мире, себе и своих чувствах. В школах, где есть уроки эмоционального воспитания, детей обучают не прятать одну эмоцию за другой. Например, мальчики склонны скрывать чувство стыда под гневом, агрессией или насилием. А девочки часто не понимают какую эмоцию они чувствуют и как ее назвать.

Детей нужно обучать эмоциям,чтобы:

  • они лучше понимали себя и других;
  • умели называть свои эмоции;
  • контролировали эмоциональные вспышки;
  • понимали последствия эмоций.

Эмоциональное воспитание практикуется во многих школах мира, поскольку дети, которые понимают свои эмоции, успешнее учатся в школе, легче находят друзей и умеют противостоять проблемам в жизни, чувствуют себя счастливее и добрее относятся к другим людям.

Также именно эмоции отличают нас от машин и становятся нашим преимуществом в мире, где все больше рабочих мест занимают роботы. Такие навыки, как упорство, управление стрессом и коммуникация это наш способ стать незаменимыми. То есть эмоциональное воспитание позволяет не только вырастить детей хорошими людьми, но и повышает их шансы в будущем на трудоустройство.

Обучение проходит по специальным школьным программам для изучения эмоций и в каждой стране своя система подготовки.

Давайте подробнее обсудим как детей учат понимать себя и других в школах США, Дании, Израиля и Сингапура.

Как в школах мира учат детей быть хорошими людьми

Уроки по изучению своих эмоций в США

В американских школах детей активно обучают эмоциональному интеллекту. В США существует несколько школьных программ по изучению своих эмоций, их используют более чем в 1000 школах Америки в начальных классах:

  1. Программа социального и эмоционального обучения (SEL);
  2. Программа для обучения эмоциям (RULER).

Программа социального и эмоционального обучения (SEL) - это процесс, посредством которого дети понимают и управляют эмоциями, ставят и достигают позитивных целей, чувствуют и демонстрируют сочувствие к другим, устанавливают и поддерживают позитивные отношения и принимают ответственные решения.

Американские учителя используют такие SEL подходы на уроке:

  • Моделирование сложной ситуации в жизни ребенка в игровой форме. Например, мальчика обижают в классе и учитель с детьми эту ситуацию проигрывает в сценке. Так дети учатся понимать свои чувства и другого.
  • Строение диалога в конфликтных ситуациях. На примере споров в классе между учениками, учитель объясняет, что конфликт можно решить диалогом, а не физической агрессией. И озвучивает свой пример диалога с учениками.
  • На уроках практикуют групповые решения и устанавливают правила в классе. Так дети учатся командной работе и принятию решений.
  • Один ученик может описывать однокласснику свою проблемную ситуацию, а другой потом ее перессказывает. Это эффективный инструмент в обучении сочувствие другому.
  • Преподаватели учат распознавать проблемы по степени сложности, и в зависимости от степени сложности решать самостоятельно, или обращаться за помощью ко взрослым.

В этой программе дети используют специальное "колесо эмоций", где написаны цели SEL обучения:

  1. Принять свои сильные и слабые стороны.
  2. Научиться контролировать эмоции.
  3. Мотивировать себя на постановку и достижение целей.
  4. Понимать взгляды других и сопереживать им.
  5. Решать конфликты с помощью диалога.
  6. Делать выбор и принимать решения.
колесо эмоций

Программа для обучения эмоциям (RULER) - одна из самых известных школьных программ мира, используется в более чем 1000 школах в США и за рубежом. Разработана в 2005 году Марком Брэкеттом, Дэвидом Карузо и Робином Стерном из Йельского центра эмоционального интеллекта.

У программы есть пять основных целей:

  • осознать и принять свои эмоции и других;
  • понять причины и последствия эмоций;
  • научиться определять эмоции;
  • контролировать свои импульсивные порывы;
  • понять как эмоции влияют на жизнь.

Как детей обучают эмоциям в Дании

В школах Дании считают, что сочувствие помогает строить отношения, предотвращать издевательства и преуспевать на работе. Подростки, способные сопереживать, как правило, более успешны, потому что они ориентированы на цели и результат больше, чем их нарциссичные сверстники.

В датских школах час в неделю посвящают урокам эмпатии.

«Классен Тид» - урок эмпатии для учащихся в возрасте от 6 до 16 лет. Это фундаментальная часть датской учебной программы.

Час сочувствия так же важен как и время проведенное на английском или математике. Во время этого занятия ученики обсуждают свои проблемы, связанные со школой или нет, и весь класс вместе с учителем пытается найти решение.

Если нет проблем для обсуждения, дети просто проводят время вместе, отдыхая и наслаждаясь моментов здесь и сейчас. Это концепция датского чувства благополучия, которой учат еще со школы.

Американская писательница и психолог Джессика Александер, автор книги «Датский способ воспитания детей», провела исследования, чтобы понять как датчане учат сочувствию детей.

Вот некоторые способы обучения детей сочувствию в школах Дании:

  1. Командная работа, благодаря которой 60% заданий дети выполняют в школе. Цель не в том, чтобы превзойти других, а в том, чтобы помогать тем, кто одарен меньше других.
  2. Конкуренция исключительно с самим собой, а не с другими. Датские школы не предлагают ни призов, ни трофеев для своих учеников, которые преуспевают в школьных предметах или в спорте, чтобы не создавать конкуренцию. Вместо этого они практикуют культуру мотивации для улучшения.
  3. Датчане выделяют много времени для игры детей, которая учит эмпатии и навыкам ведения переговоров. Игра в стране считается образовательным инструментом с 1871 года.
  4. Совместное обучение. Состоит в том, чтобы объединить детей с разными сильными и слабыми сторонами по разным предметам, чтобы они помогали друг другу в классе, работая вместе над различными проектами. Метод учит детей с раннего возраста, что никто не может добиться успеха в одиночку и что помощь другим приводит к лучшим результатам.

Учителя отмечают, что посещение урока эмпатии приносит большое удовлетворение и радость датским детям и готовит их стать счастливыми взрослыми.

Как работают демократические школы в Израиле

Привычная нам система образования сегодня теряет свою популярность, многие педагоги и родители видят выход в альтернативном образовании. Один из самых ярких примеров такого образования - "демократические школы" педагога и советника шести министров образования Израиля - Якова Гехта.

Здесь учат ребенка обращать внимание на свои эмоции и чувства, потребности и желания, не бояться свободы и принимать решения.

Главная идея демократического образования - люди не делятся на успешных, средних и неудачников, ведь каждый успешен по-своему.

Задача школы - помочь ребенку найти, в чем талантлив именно он.

Основатель демократической школы Яков Гехт - пример именно такого подхода к обучению. В 15 лет он бросил учебу из-за диагноза "дислексия и дисграфия" (неспособность читать и писать. - ред.), что не помешало ему впоследствии основать собственную школу.

Основные принципы работы демократических школ в Израиле:

  1. Каждый ребенок особенный. Поэтому у каждого из учеников школы есть индивидуальный учебный план. Дети сами решают, что для них будет важно в будущем и на чем они хотят акцентировать свое внимание.
  2. Нет такого понятия, как "класс", нет обязательных занятий. Обучение обусловлено инициативой детей. Если ребенок хочет заниматься математикой, он присоединяется к группе детей, которая занимается этим же.
  3. Если школьник по какой-то причине не хочет приходить на занятие, никто его не ругает - он может вместо этого, к примеру, играть в футбол во дворе.
  4. Руководит процессом учитель либо старшеклассники - если последние хорошо владеют какой-то темой, вполне могут провести урок или прочесть мини-лекцию.
  5. Родители тоже вовлечены в процесс: каждые две недели на собраниях они получают подробный отчет от учителей о сделанном и изученном.

Сегодня в Израиле работает 26 демократических школ, большинство из них - государственные. В школе все учатся друг у друга, каждый ребенок может стать учителем, а учитель - учеником.

Как учат эмоциям в школах Сингапура

Главная задача школ Сингапура - помочь ученикам выявить собственные таланты, обучить эмоциональному интеллекту, а также развить страсть к обучению, которую дети пронесут через всю жизнь, получая новые знания и навыки по мере необходимости.

Интересны результаты, которых хотят добиться в Сингапуре на разных стадиях обучения.

Например, ученики, окончившие начальную школу, должны освоить следующие навыки:

  • отличать добро от зла;
  • знать свои сильные стороны и зоны роста;
  • понимать свои эмоции и других;
  • быть способными сотрудничать, делиться и заботиться о других;
  • иметь живой интерес к миру;
  • уметь думать и выражать свои мысли и эмоции;
  • гордиться своей работой;
  • иметь здоровые привычки и разбираться в искусстве;
  • знать и любить Сингапур.

Эти принципы не так пропагандируют «школьные» ценности - знание предметов, хорошие оценки и прочее, как описывают качества, которыми должна обладать целостная личность в изменчивом современном обществе. А для того, чтобы стать этой целостной личностью, нужно учиться понимать себя, свои эмоции и других.

Министерство образования старается заложить в детях такие качества, как ответственность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим и способность сотрудничать.

Как считают в Сингапуре, если ученик, да и вообще человек, морально и физически здоровая личность, понимает свои эмоции, находит общий язык с миром, то достичь успехов в работе ему не составит труда.

Теперь вы знаете как в школах США, Дании, Израиля и Сингапура учат детей быть хорошими людьми и понимать свои эмоции и других.

Источники

Нужно ли учить эмоциям в школах? https://ideas.ted.com/should-emotions-be-taught-in-schools/?utm_campaign=social&utm_medium=referral&utm_source=facebook.com&utm_content=ideas-blog&utm_term=education

Программа социального и эмоционального обучения (SEL) в США https://casel.org/what-is-sel/

Программа для обучения эмоциям (RULER) в США http://ei.yale.edu/ruler/

В школах Дании учат сочувствию https://www.morningfuture.com/en/article/2019/04/26/empathy-happiness-school-denmark/601/

Чему учат детей в школах Сингапура https://innovationhouse.org.ua/ru/statti/idealnaja-sistema-obrazovanija-chemu-uchat-v-shkolah-singapura/

Демократические школы Израиля http://www.dsnews.ua/society/-deti-uchatsya-ne-predavat-sebya-kak-rabotayut-demokraticheskie-15082019220000