Я тупой, не трогайте меня: как отличить детское «Не хочу» от «Не могу», и что с этим делать

Автор

UaUa.info поговорили с детским психологом Еленой Ратинской о том, почему нельзя ругать ребенка за лень, от чего дети защищаются, когда саботируют свои обязанности, и в какие еще формы может выливаться нехватка энергии у ребенка.

К концу учебного года мы ждем, что наши школьники мобилизуются, подтянут «хвосты», исправят оценки и распрощаются со школой на позитивной ноте. Но для интенсивного рывка на финише у многих детей просто не осталось энергии.

Родители пытаются встряхнуть, мотивировать: «Давай, сдай это на 11, ты же можешь!». И получают в ответ: «Не могу, не получается!», «Я не понимаю» и даже «Отстаньте от меня, я тупой!»

Елена объяснила, что иногда такое поведение – единственный способ снизить планку завышенных родительских требований. А иногда так проявляется тотальная усталость, нехватка сил. Как эмоциональная, которую мы часто принимаем за лень, так и настоящая астения.

Лень — это защитный механизм психики. Он включается, если предстоят нагрузки, лишние с точки зрения мозга. Это дела, на которые нет мотивации, что-то, что не вызывает интереса, или заведомо приведет к неприятным последствиям. Нет мотивации – нет энергии, и ребенок, образно говоря, падает на диван.

Завышенные требования родителей

Иногда родители забывают о возрастных особенностях ребенка, и предъявляют ему недетские требования. Если ребенок реально не справляется с объемом, его лень – это напоминание родителям: «Я маленький, я не могу!»

То, что родителям кажется нормой, для ребенка может быть настолько неосягаемым, что он впадает в ступор, даже не начав.

Заставьте малыша собрать разбросанные игрушки, или оставьте первоклассника один на один с большой «домашкой» – многие дети в этой ситуации будут всеми силами уходить от ваших требований. Но это не упрямство: ребенок и правда не знает, как.

В 5-7 лет еще нет навыка внутреннего планирования. Если задач много, малыш не может выстроить цели по порядку, путается. Может даже и начинает что-то делать, но срезается и бросает.

А «много задач» для ребенка – это любой многошаговый процесс. Даже собрать портфель на завтра.

Постоянная критика вместо поддержки

Поддержка – это не тотальная похвала. Это когда вы говорите: «Тут ты сделал не очень хорошо, а тут – молодец, замечательно. По сравнению с тем, как ты вчера сделал, ты вообще красавец». Тогда ребенок не теряет веру в свои силы, хоть и видит, что есть еще где подтянуться.

Но если этого нет, и родители концентрируются только на неудачах и критике, ребенок постепенно понимает: делает он или не делает, его в любом случае ругают. Так зачем тратить силы? И он идет по пути наименьшего сопротивления.

Манипулирование чувством стыда

Стыд и чувство вины – удобная «кнопка» для управления: «Как тебе не стыдно так говорить!», «Хорошие дети так себя не ведут», «Ты позоришь меня».

Если регулярно вгонять ребенка в рамки подобными фразами, его самооценка разрушается настолько, что он и сам начинает стыдить себя за каждый шаг. Чтобы он ни сделал, ему кажется, что он поступил плохо.

Тогда дети вообще перестают что-то делать, чтобы не сталкиваться с неудачей. Лучше уж быть обычным и ничем не выделяться, но не чувствовать себя неудачником. И они тогда тоже ложатся на диван.

Дети помладше более открыты. Они могут высказать свои сомнения: «У меня не получится, у меня все получается плохо».

Это те самые предвестники, которые нужно уловить родителям. Потому что малыш подрастает и перестает говорить: «У меня не получится», он просто не делает: «Не хочу, отстань». Подростки, если закрываются, то капитально.

Поддержите

Если видите, что ребенок что-то делает, а потом бросает, и начинает себя винить, похвалите его попытку. Расскажите ему о его сильных сторонах, покажите возможные выходы.

Можно делать это не прямым текстом, а косвенно: «Я в детстве в похожей ситуации поступала так-то», или «Твой дядя когда-то изобрел такой-то способ».

Делите сложное дело на простые элементы

Дробите сложные задания на простые операции, и шаг за шагом выполняйте их вместе с ребенком. Ему нужно время, чтобы осознать, в какой последовательность нужно собирать тот же школьный рюкзак, и почему именно так.

Объясняйте: «Новый навык – как пучок прутиков. Если взять их все вместе, то не сломаешь. А если по одному – через какое-то время ты переломаешь их все. Пусть это дольше, зато гораздо легче».

Разбудите интерес к учебе

Если учеба построена на интересе, а не на понятии «надо», лени почти не бывает. Ребенок моих знакомых в 8 классе на уроках английского разбирал фильм «Молчание ягнят». Великолепная идея: конечно, так у детей будет энергия на учебу.

Давайте больше отдыха

В средней школе нагрузка возрастает, плюс по несколько кружков у ребенка. Он физиологически не может тащить весь процесс обучения.

У детей меняется гормональный фон, меняются вкусовые приоритеты – их трудно накормить сбалансированно. Это тоже влияет на уровень энергии, а родители все равно требуют по всем сферам.

Конечно, есть супердети, у которых выстроены все процессы. У них высокий интеллект и хороший энергетический запас, они умеют расслабляться накапливать энергию. Тогда да, они будут эффективны во всех сферах, и не будут уставать. Но таких детей единицы. Остальные дети от перегрузки просто перегорают.

Если видите, что ребенок на спаде сил, обозначьте для него приоритеты в учебе. А во всем, что не входит в эти приоритеты, уменьшите нагрузку в разы. Помогите ему в некоторых заданиях: что-то нарисовать, продиктовать, прочитать и рассказать. Сейчас задают очень большие тексты. Пусть половину прочитает ребенок, половину — вы.

Считаете, что выполнять работу за ребенка – плохая идея? Предложите ему собирать дома трех-четырех одноклассников и заниматься вместе. Задание делится между детьми, они вместе читают, обсуждают, осмысливают текст, задавая друг другу вопросы. А ваша роль – направлять процесс общения и делать его бесконфликтным.

Астения – проявление упадка энергии на физиологическом уровне. Это значит, что ребенок уже слишком много работал не на интересе, а на собственной энергии. Кроме обычной усталости, это состояние может быть симптомом ряда заболеваний. Поэтому, если видите признаки астении, обязательно обратитесь к педиатру.

Как выглядит астения

Ребенок начал дольше спать, но утром все равно просыпается уставшим.

В поведении чередуются вспышки то активности, то пассивности. Увлеченно начинает что-то делать, но быстро стухает. Прямо на глазах видно, как в нем иссякает запал.

Начинает рисовать, а через 10 минут видно, как у него замедляется рука, нажим карандаша становится слабее, и рисунок становится бледным. Сначала закрашивал быстро и густо, потом медленнее, потом – в разные стороны. Потом закрашивание переходит в заштриховку: «Вот, это типа все коричневое».

Ребенок буквально ложится на стол и дорисовывает уже лежа – это все проявления астении.

Внешне это тоже видно, особенно у малышей первоклашек-третьеклашек. Лицо становится белоснежным, на руках и на лбу проступают сосудистые сеточки.

Дошкольники тоже могут испытывать это состояние. Но в этом возрасте они скорее отзеркаливают нервное истощение и нехватку энергии, которые испытывают родители.

Если долго не было отпуска, если рутинная работа не дает возможности выплеснуть энергию и накопить новую, все мы будем чувствовать себя разобранными и разбитыми. Дети постарше уже сепарированы от родителей, а малыши чутко отлавливают их состояние. Для них родители – это опора, глыба, на которую можно опереться. И тут эта глыба начинает рассыпаться.

Ребенок погружается в тревогу, а значит, у него будет постоянная потеря сил. На другие процессы уже не хватает, вот тут и наступает истощение.

Прежде чем требовать от эмоционально истощенного ребенка усилий, ему нужно вернуть энергию. Помогут и витаминки, и отдых, и разные способы релаксации.

Отлично работает массаж — он вообще ресурсит и маму, и ребенка. Потому что мама тоже бывает в таком состоянии, что «Вот, это типа все коричневое».

Детские массажи должны быть обязательно игровые, с какими-то рассказами. Наше из детства «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы», например. Можно сказки сочинять, и «готовить», и «лепить. Телесные контакты, прикосновения, обнимашки всегда дают огромный ресурс.

С самого маленького возраста детей нужно учить расслабляться. Чтобы они умели полежать 10-15 минут,отдыхнуть, пофантазировать.

Я в своей практике очень люблю активное фантазирование. Ребенок ложится, и мы представляем с ним какой-то сюжет. «Давай полетим с тобой на какой-то остров, где тебе хорошо, место твоей силы. Что ты там видишь, чувствуешь?» И ребенок в своем воображении ходит, смотрит. Такой внутренний мультик, как сон наяву.

Во время такого фантазирования ребенок не спит, но мышцы расслаблены, расслаблена нервная система, стабилизируется внутреннее состояние. Во время таких «путешествий» дети могут расслабляться даже лучше, чем во время сна, особенно если со сном есть проблемы.

Автор: Наталья Ковтун, редактор UaUa.info

Следить за публикациями автора можно на странице в Фейсбук