Как в школах США говорят с детьми о буллинге: рассказ мамы
- Автор
- Дата публикации
- Автор
В Украине только недавно приняли закон об ответственности за буллинг в школе. Эта тема активно обсуждается во всех школах. Екатерина Волошина, мама двоих детей, которая недавно живет в США, поделилась своими впечатлениями, как тема школьного буллинга обсуждается в американской школе.
Екатерина Волошина вместе с детьми переехала в штаты два с половиной года назад. В России дети посещали только детский сад. После переезда сын и дочь Екатерины поступили в K-grade – эквивалент наших подготовительных классов, сейчас они уже во 2 классе.
Разговоры о том, что такое буллинг, начинаются в американской школе с самого начала, с подготовительного класса. Простым языком, запоминающимися фразами детям объясняют, как себя вести с другими людьми.
Екатерина Волошина,
мама двоих детей
Хочу рассказать о том, как в американских школах освещается тема буллинга.
Это будет длинный рассказ, извините, но и тема непростая.
Утром была встреча в школе по поводу буллинга.
Я на этой встрече под конец плакала и утирала слезы рукавом, потом нашла салфетки, потом в машине еще всплакнула, потом студентам на эмоциях по скайпу рассказала обо всем (они сопереживали, обсуждали, такой невероятный обмен мнениями и эмоциями), и потом забрала детей из школы, поехали Марку купили новый футбольный мяч, потом я приготовила огромную бадью чили, вот уже ночь у нас, темная ночь, алабамская, а меня все потряхивает, не отпускает.
Руки, ноги и слова
Вообще про буллинг детям начали рассказывать еще в K-Grade (это типа нулевка, в нем учатся дети 5-6 лет).
Рассказывали элементарно, в простых понятиях: держи свои руки, ноги и слова при себе. Вот именно так, дословно: РУКИ, НОГИ и СЛОВА.
Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Что мне понравилось: уже пятилеткам объясняли, что обидеть другого можно не только действием (дракой, насилием), но и словом.
Уже в 5 лет дети понимали, что можно обидеть и словесно, надо осторожно и уважительно относиться к товарищам в разговорах и держаться вежливо.
Уже в 5 лет они это усвоили, помню, Дина орала: «Марк, you’re bullying!» Если он не давал ей свою игрушку, к примеру. Марк страшно обижался: быть bully, задирой – это позорно. Они очень четко поняли, что задирать – это не круто, это не быть героем, это – позорно, фу.
Родительское собрание на тему буллинга
Сегодня состоялось собрание родителей, бабушек, дедушек и опекунов на тему буллинга, внеочередное.
Дети из-за буллинга кончают жизнь самоубийством.
В основном вешаются, не знаю, почему именно вешаются – то ли лезвия им неприятны, то ли небоскребов в Алабаме мало, чтоб головой вниз, но короче, вешаются дети. На кроватях, в шкафах, в своих уютных детских спаленках на розовых покрывалах и под плакатами Marvel.
Кого-то буллят из-за расы, кого-то – из-за физических недостатков, был один мальчик с ДЦП.
Последний случай произошел недавно, 19 января.
20 или 21 января информация стала открытой, и уже 23 января родители нашей школы получили приглашение на запланированное экстренное собрание на 29 января, в 9 утра или в 5 вечера, на выбор.
Приглашения были разосланы бумажками и продублированы голосовыми сообщениями на телефон и на е-мэйл.
Директор нашей школы, мисс Катрина Кинн (святая женщина, хранит ее Бог, в которого она верит, и чтоб ангелы ей пели самые сладкие розовые госпелы после смерти, а я буду петь ей дифирамбы при жизни) сказала в голосовом сообщении: «Пэрентс! Мы столько говорим о буллинге! (и это правда, о буллинге в школе говорят постоянно), мне надоело, что от этого умирают дети! Соберемся и еще раз обсудим!»
Как проводятся родительские собрания в Америке
Я пришла к 9 утра, было родителей человек 25-30. В основном родители, было несколько бабушек и дедушек.
Кто-то из родителей пришел с переносками, в которых дрыхли младенчики, младшие дети, которых не с кем дома оставить.
Это, кстати, вообще нормальная практика в Америке – таскать с собой младенцев везде, они социализируются прямо с двухнедельного возраста.
Нам дали листочки для розыгрыша призов – это тоже очень американская практика, indoor prizes – типа на любом мероприятии разыгрываются какие-то подарки-призы. Нас ждал стол с бутылочками воды, шоколадными и овсяными печеньками, коробка с пачками чипсов (угощайтесь), и собрание началось.
А, кстати, у всех на столах, для каждого родителя был заготовлен пакет листочков: адженда встречи (от нее, к слову, ни на минуту не отклонились в итоге: спикеры, презентации, Q&A session), буклеты на тему буллинга и бумажки с контактами, что делать и куда обращаться.
Как в Америке разбирают случаи школьного буллинга
Мой кумир, директор школы мисс Кинн сказала короткую речь о том, что буллинг – страшная и позорная особенность наших реалий, и от нее к тому же гибнут наши дети, и вот давайте разберемся.
Выступил товарищ из социальной службы, мистер Патрик. Он с напарницей курирует 84 школы графства Мобил на предмет буллинга.
Все случаи, подозрения, разбирательства – все к нему. Он препарирует дело, ведет разговоры и в зависимости от обстоятельств либо закрывает дело на своем уровне, либо запускает наверх. Выше – уже судебное разбирательство, за буллинг предусмотрена административная ответственность.
Мистер Патрик был с презентацией на экране, что такое буллинг и чем отличается от бытового конфликта.
Мы должны это понимать и различать, чтобы не пытаться засадить в тюрьму ребенка, который у одноклассника стырил пирожок.
Различия буллинга и бытового конфликта
Дети есть дети, кто-то кому-то нагрубил или сказал: «Ой ты вонючка, ой у тебя прическа страшная» – это бытовой конфликт, это НОРМА. Это - социализация.
Буллинг – это повторяющееся и намеренное унижение человека.
Какие бывают виды буллинга:
- физический,
- вербальный,
- социальный,
- кибербуллинг.
С физическим и вербальным ясно, кибербуллинг тоже – травля в соцсетях или чатиках в играх, а что такое социальный? Это типа: не садись за мой стол, тебе нельзя, это стол для крутышек. Или (помните кино Mean Girls?): по средам мы носим розовое, если ты не в розовом, ты плохой. Это и есть социальный буллинг.
В презентации разъяснялись важные вопросы о буллинге:
- Как распознать, что твоего ребенка буллят?
- Как понять, что именно твой сладкий бэби и есть задира, bully?
- Что делать, к кому бежать, куда звонить?
- Если твоего ребенка буллят: как с ним поговорить, как объяснить, какие действия ОН, ребенок, должен предпринять?
Вся презентация была очень четкая, ясная, прямо алгоритм 1-2-3, с телефонами, мейлами. Не можете или не хотите звонить или писать мейл – заполните форму на ресепшене в школе (да, у нас в школе есть ресепшен, front desk).
Потом выступали другие товарищи из системы образования. Тоже все по делу: 1-2-3, как действовать, что делать.
Рассказали даже про секстинг: по статистике, 69% (тут все родители хихикнули, ну надо же, прямо 69) тинейджеров занимается секстингом, что с этим делать (не в плане бороться – бороться не надо, а вот что делать).
Каждый выступающий говорил: «Пэрентс! Мы здесь, чтобы решать ваши проблемы, которые, собственно, наши проблемы. Мы здесь, чтобы помогать. Мы здесь – и вот мой мобильный, мой е-мэйл, и вот я здесь, рассказывайте».
И родители рассказывали, у кого, что и как.
Школа и родители вместе воспитывают детей
Я уже третий год наблюдаю, что школа не берет на себя обязательства типа: мы ваших детей научим физике-химии-математике, а вот воспитывать должны вы, пэрентс, - нет!
Школа постоянно и убедительно повторяет: родители, мы воспитываем наших детей вместе! Пэрентс, мы вместе ответственны за наших детей! Мы их растим и следим за тем, чтобы они обучались и росли продуктивно, эффективно и безопасно.
Вот это ВМЕСТЕ – прямо кредо школы.
Потом показали небольшой ролик про детей, которые покончили с собой из-за буллинга, ну тут, конечно, мы с родителями сильно намочили пол в школьном кафетерии, где проходила встреча – плакали почти все.
Показали этих детишек… малыши же, 8-9-10 лет… забавные, лапочки такие… уже неживые… ох….
Потом нам раздали небольшие подарочки: ручки с лого школы, матерчатые сумочки, потом сказали: «Пэрентс, у нас тут осталась уйма чипсов, бутылок воды и печенек, пожалуйста, заберите с собой в машину». И мы разошлись.
Общность и прозрачность школьной жизни
Мы разошлись – но мы не разошлись.
Мы не разошлись во мнениях.
И мы не разошлись в векторе действий.
У меня ни на минуту не было ощущения формальности собрания. Как мой студент предположил: говорит, Екатерина, ну конечно, недавно малыш повесился, и все такие срочно по всей Алабаме давай для галочки собрания собирать, а потом Трампу отчитаться – нет!
Собрания для родителей – постоянны: и по делу, и по праздникам, я каждый месяц хоть раз да бываю в школе.
Кроме того, каждую пятницу (это прямо формализовано и узаконено Кодексом нашей школы) родители могут прийти и пообедать со своим чадом в школьной столовке, именно по пятницам, такая вот традиция.
Директор отчитывается по школьным делам постоянно: на сайте, присылают бумажки по любому поводу обо всех мероприятиях, голосовые сообщения на телефон и на е-мэйл.
Огромная прозрачность всего процесса.
Огромная общность.
Огромная, что ни говори – радость.
А, кстати! Алабама по американскому рейтингу школьного образования занимает одну из самых низких позиций в США – 47 или 48 место среди 50!
И я в диком восторге, находясь на дне рейтинга, нормально?
А что там на 30-м месте, например? А на 15-м? А на первом?