Инклюзивное образование: как тьютор помогает особому ребенку освоиться в обычной школе
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Еще три-четыре года назад школы открещивались от особых детей под любым предлогом. А сегодня, мне кажется, что наличие инклюзивных классов становится даже престижным», — говорит психолог и тьютор Ирина Билык.
UaUa.info обсудили с Ириной, как тьютор помогает сделать инклюзивную среду комфортной для ребенка, его учителя и одноклассников. И что нужно, чтобы от инклюзивного обучения выигрывали все.
- Кто такой тьютор, и какова его роль в классе
- В чем суть работы тьютора
- Где найти тьютора для ребенка с особенностями развития
- Кто может быть тьютором для особого ребенка
- Как родители могут помочь своему ребенку освоиться в обычном классе
- Как тьютор «вписывает» особого ребенка в общество
Ирина Билык
психолог, тьютор инклюзивного класса, АВА терапист
Кто такой тьютор,
и какова его роль в классе
С этого года образование у нас стало инклюзивным. Дети с расстройствами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с неврологическими и ментальными нарушениями теперь включаются в обычные классы.
Польза очевидна. Особые дети учатся жить в обществе. Они чувствуют себя его частью, а не изгоями, тянутся в развитии к обычным детям. Их одноклассники осознают, что непохожесть другого человека — это нормально. Они становятся более открытыми, проникаются духом взаимопомощи.
Но учителям сложнее принять это нововведение. Многие просто не знают, как работать с особыми детьми. Есть и такие, кому мешают личные предубеждения.
А если и знают, и предубеждений нет, все равно трудно делить внимание между классом и особым ребенком.
Особому ребенку и задания нужно отдельно объяснить, и регулировать поведенческие всплески. А если он при этом еще и плохо реагирует на речь, или у него не сформированы навыки самообслуживания — это дополнительно усложняет дело.
Тьютор сопровождает ребенка в школе, адаптирует его к тому, что происходит на уроке и на переменах. Обучает реагировать на инструкции учителя, помогает завязать общение с одноклассниками.
В первую очередь мы решаем поведенческие проблемы. Да, мы принимаем все особенности наших детей. Но в классе кроме них есть и другие ученики, и нужно постараться, чтобы комфортно было всем.
В чем суть работы тьютора
Для каждого ребенка с особыми потребностями разрабатывается индивидуальная программа развития (ИПР). Она учитывает особенности ребенка, учитывает, каким способом ему удобнее воспринимать информацию. Иногда ИПР сильно отличается от программы остального класса.
Во время урока я сижу рядом с подопечным и помогаю понять инструкции учителя, направляю, подсказываю, что нужно сделать.
Остальным детям это не мешает. Хотя бы уже потому, что в классе не бывает идеальной тишины, которую мы могли бы нарушать и всех отвлекать. Да и подсказывать мы стараемся не голосом, а жестом, картинкой.
Например, учитель попросил дневник — я показываю на пиктограмму «дневник» и на учителя.
Если ребенок не воспринимает что-то на слух, я пишу это маркером на дощечке. Отвечаем у доски или работаем в группе тоже вместе: я помогаю визуальными подсказками.
В чем суть работы тьютора
- изображение №1" >
Если учитель понимает и принимает эту особенность, моя помощь нужна гораздо меньше.
Тьютор сопровождает ребенка в младших классах. В начале — довольно плотно, но постепенно наше участие сокращается, подсказки становятся минимальными. Это нужно, чтобы ребенок не привыкал к направляющей руке, а как можно быстрее начал справляться самостоятельно, ориентируясь на помощь учителя или одноклассников.
У аутичных детей есть особенность: им трудно обобщать навыки. Привыкнув ко мне, такой ребенок слышит меня и мои подсказки, а на голос другого человека может не реагировать.
Поэтому мы стараемся включать наших детей в общение с как можно большим количеством людей. Чтобы они учились просить помощи не у меня, а у соседа по парте, у другого ребенка или у работника школы.
Где найти тьютора для ребенка с особенностями развития
Я работаю в инклюзивном классе обычной киевской школы. Из двенадцати детей у нас двое — с расстройством аутистического спектра. В нашей команде два тьютора и ассистент учителя. Это опытный специалист по аутизму, который разрабатывает учебные программы и курирует работу.
Ассистент учителя — это штатный сотрудник. А вот тьютора родителям приходится искать самостоятельно.
Контакты тьютора может дать специалист, который курирует особого ребенка. Благотворительные организации, фонды, такие как, например, «Ассоциация родителей детей с аутизмом», тоже могут подсказать, куда обратиться.
Государство, увы, тьюторов еще не готовит. Пока что мы сами ищем программы, адаптируем их к нашим реалиям, стараемся обучить желающих, помогаем повысить квалификацию.
Повышать квалификацию важно, ведь дети с разными типами расстройств требуют разного подхода.
Где найти тьютора для ребенка с особенностями развития
- изображение №1" >
Я, например, работаю с аутичными детьми. Поэтому, кроме базового медицинского и психологического образования, прохожу курс прикладного анализа поведения (АВА). Эта методика применяется в работе с расстройством аутистического спектра и другими состояниями.
В идеале, тьютор работает в связке с поведенческим аналитиком, который курирует его подопечного с момента постановки диагноза. Аналитик знает возможности ребенка, помогает правильно построить работу, может оценить и скорректировать результаты.
Кто может быть тьютором для особого ребенка
Лучше всего на роль тьютора подходят педагоги-психологи, коррекционные педагоги, логопеды. Но целеустремленный студент тоже может справиться. Главное, чтобы это был ищущий, внимательный и пунктуальный человек.
Тьютором может быть и один из родителей. Но это крайний вариант. Родители слишком эмоционально включены в ситуацию, чтобы работать профессионально и беспристрастно.
Тьютор должен увидеть дефициты и пробелы у ребенка, обучить его недостающим навыками и постепенно самоустраниться. А родитель не всегда готов осознанно поставить ребенка перед трудностью.
Да и восприятие играет роль. Когда другие дети, или сотрудники школы задают вопросы, или ведут себя нетактично, родителям это причиняет боль. А тьютор профессионально и спокойно решает ситуацию.
Кто может быть тьютором для особого ребенка
- изображение №1" >
Я знаю, с диагнозом бывает сложно смириться. Кажется, что, если «спрятать голову в песок», проблема исчезнет. Но мне хочется кричать таким родителям: остановитесь, что вы делаете?
Из общей программы этот ребенок усвоит, в лучшем случае, элементарные вещи. Вызовет в свой адрес насмешки одноклассников и раздражение учителей, получит кучу ярлыков: двоечник, дурачок, и тд.
А специализированная программа для его уровня развития даст ему понятные цели. Он будет достигать их, и будет успешным в этом.
Так что же важнее: удовлетворить амбиции, или дать ребенку доступное ему развитие?
Как родители могут помочь своему ребенку освоиться в обычном классе
Родители особого ребенка тоже должны принимать участие в инклюзии. Но их роль в другом
Отношение к миру дети перенимают у взрослых. Атмосфера в классе во многом зависит от того, в каком ключе инклюзию обсуждают дома родители. А в обществе еще много стереотипов, недопонимания этой темы.
Хорошо, если близкие особого ребенка с самого начала подготовят почву для его появления в классе.
Как родители могут помочь своему ребенку освоиться в обычном классе
- изображение №1" >
Смысл презентаций — снять все недомолвки и недопонимание. Объяснить, что за нарушение у ребенка, в чем оно заключается. Рассказать, что по непонятным причинам такие нарушения сейчас очень распространены, никто не застрахован от них. Уметь общаться с такими людьми, очень важно, хотя бы уже потому, что их становится все больше.
Читайте также: Мама «особого» ребенка: «Инвалидность – это не крест, а просто жизнь с другими исходными данными»
Такие беседы вносят ясность. Люди, которые раньше были настроены скептически, становится более лояльными и поддерживающими. В частности, снимается большая часть напряжения в конфликтных ситуациях.
У нас ведь, если обычные дети подрались — ничего страшного. А если в драке участвовал ребенок с нарушением — это почти катастрофа.
Приходится выслушивать, напоминать, что периодически дерутся все дети. А у нас, вообще-то, инклюзия, современное общество, давайте будем терпимее друг к другу.
Как тьютор «вписывает» особого ребенка в общество
Инклюзия — это не ресурсные комнаты в школах, не законы. Это в первую очередь люди, которые нас окружают.
В прошлом году в нашем классе работала учительница — профессионал с огромным стажем. Но нам никак не удавалось найти с ней общий язык.
Она игнорировала наших детей, настраивала против них класс. Вся наша инклюзия чуть не пошла прахом из-за этого.
В этом году у нас новая молодая учительница. Она стремится сотрудничать, включает наших детей в работу.
Прежде чем дать задание, уточняет, что они могут сделать, а что нет. Следит за моими знаками: можно ли спросить ребенка. Такая командная работа — именно то, что нужно.
Как тьютор «вписывает» особого ребенка в общество
- изображение №1" >
И люди отзываются. Работники столовой «помогают» купить булочку. Вахтер следит, чтобы они не вышли из школы, и тд.
Мы планируем работу со старшеклассниками, чтобы они знали, что за дети учатся в их школе. Конечно, не все нас поймут. Будет и хихиканье, и тыканье пальцами, все это будет. Но будем работать с этим.
Дети в нашем классе уже сейчас намного добрее и осознаннее по отношению к особым детям, чем их сверстники. Они видят, когда нужно помочь, сами встают в пару, берут за руку, ведут в столовую «у нас сейчас еда», или помогают выполнить что-то на уроке.
Но так было не сразу: это постепенные процессы.
Мы проводили классные часы на тему «Мы все разные». Лепили, рисовали с детьми, рассуждали с ними на тему, какие бывают люди, почему все люди разные.
В этом году тоже будем разговаривать на эту тему, вместе мультики смотреть. Дети ценят такое доверительное общение.
Они спрашивают: «Почему он такой?», и мы рассказываем все как есть. Так случилось: он родился, потом заболел. Ему тяжело, но он очень старается. Да, он плохо разговаривает, зато быстро бегает, или хорошо собирает паззлы.
Как тьютор «вписывает» особого ребенка в общество
- изображение №2" >
У него есть свои особенности, но он такой же ребенок, как и они: так же кушает, поет песни, делает домашние задания, у него есть День рождения, он так же радуется или плачет.
Это и есть главная задача тьютора: создать контакт между детьми. Чтобы особые дети продолжали развиваться в гибком и доброжелательном окружении.
Инклюзия — это необратимый процесс. Сейчас мы только в начале пути, поэтому многие аспекты развиваются со скрипом. Но со временем рамки ее просто сотрутся. Тьюторское сопровождение уже не будет нужно, потому что общество станет открытым для всех — и для «особых», и для «обычных».
И те, кто до сих пор выступает за отделение особых детей, должны это понять и принять.
Как тьютор «вписывает» особого ребенка в общество
- изображение №3" >
Автор: Наталья Ковтун, редактор UaUa.infoСледите за публикациями автора на странице в Фейсбук