Аутизм у детей: что это такое
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Сегодня 2 апреля, всемирный день распространения информации об аутизме. О том, что это за заболевание и как оно проявляется, мы расскажем в нашей статье.
Что такое аутизм
Итак, для начала необходимо понять, что же это за заболевание. Аутизм - это целый комплекс расстройств психического развития ребенка, возникающий вследствие нарушения развития головного мозга, характеризующийся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
С каждым днем статистика выявления аутизма у детей стремительно растет, согласно мировой статистике 1 ребенок из 100 болеет аутизмом, и этот диагноз ставится чаще, чем лейкемия, синдром Дауна или детский церебральный паралич. Мальчики болеют аутизмом в 4 раза чаще, чем девочки.
В большинстве случаев расстройств аутического спектра приводят к инвалидности и абсолютнойзакрытости в социальном общении детей и их семей.
Однако не все потеряно, опыт многих стран свидетельствует, что чем раньше начата терапия аутизма, психолого-педагогическая коррекция ребенка, тем легче будут проявления аутизма во взрослом возрасте. 60% детей с расстройствами спектра аутизма, терапия которых была начата в возрасте 2-4 года, в школьном возрасте смогли заниматься по программе общеобразовательной школы, 20% - вспомогательной программой.
Чем раньше выявить признаки аутизма у ребенка, тем более успешной будет адаптация ребенка к окружающему миру и к самостоятельной жизни.В случае если время упущено, и ребенок долгое время оставался без коррекционной помощи, его расстройство будет развиваться тяжелее, тяжелее будет форма аутизма и путь ребенка к нормальной жизни.
Психолог Компаниец Наталья рассказывает: «Ранний детский аутизм – медицинский диагноз, поэтому его должен определять специалист (детский психоневролог).К сожалению, часто бывает сложно опознать это состояние. «Разброс» диагнозов встречается весьма широкий – от проблем со слухом и зрением, речевым развитием до умственной отсталости и шизофрении. Но, наверное, к счастью, на практике редко встречаются «классические аутисты», чаще приходится работать с детьми, у которых проявлены отдельные черты аутизма. Для них разрабатывают индивидуальные программы «лечебного» воспитания».
Как выявить аутизм
Для того чтобы своевременно выявить признаки аутизма у детей, родителям необходимо тщательно следить за развитием малыша. Особенное внимание нужно уделять тому, как ребенок взаимодействует с окружающими людьми и детьми; как проходит его развитие речи, понимает ли ребенок обращенную к нему речь.
Как правило, первый повод для волнений у родителей может возникнуть ориентировочно к двухлетнему возрасту ребенка, до этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, которые постепенно сгладятся.
К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, уже в достаточной мере овладевает простейшими навыками речи и общения. Даже если малыш в этом возрасте не разговаривает или говорит мало, т.е. его активный словарь не расширяется, он прекрасно понимает, чего от него хотят взрослые и хорошо идет на контакт – его пассивный словарь достаточно широк.
Какие признаки в поведении ребенка должны насторожить родителей:
- ребенок не смотрит в глаза;
- говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
- все время повторяет одни и те же слова, фразы;
- ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
- не произносит слова, мычит;
- не интересуется игрушками;
- не интересуется и не играет с другими детьми;
- ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
- трясет головой, руками, раскачивается;
- ходит на носочках;
- грызет пальцы, руки;
- бьет себя по лицу;
- у ребенка истерики, приступы агрессии;
- боится незнакомых/ чужих;
- пугается звуков, вздрагивает.
Если какие-то из вышеперечисленных признаков присущи ребенку, совсем не обязательно, что это аутизм. Также некоторые из приведенных критериев могут указывать на отставание ребенка в развитии или сигнализировать о психических отклонениях. Как же разобраться в причинах отклонений и понять, что у ребенка: проблемы аутического свойства или нет?
Существует короткий диагностический тест для родителей, состоящий из трех вопросов:
- Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
- Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
- Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых?
Если ответы положительные, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.
Если на все три вопроса родители дают отрицательный ответ, есть все основания показать ребенка специалисту – педиатру, неврологу, психиатру.
Также доступен для родителей и педиатров полный скрининговый тест M-CHAT - Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста (The Modified ChecklistforAutisminToddlers (M-CHAT); Robins, Fein, & Barton, 1999).
Тест M-CHAT – это опросник на 23 простых вопроса, который признан украинскими детскими психиатрами, как один из простых скрининговых методик для выявления риска развития аутизма у детей раннего возраста (с 2-х лет).
В случае если у родителей есть подозрения по поводу корректности развития своего ребенка, такое скрининговое тестирование на аутизм по методике M-CHAT необходимо проводить с полутора лет каждые 6 месяцев. Если с 2,5 лет ребенок по тесту M-CHAT набирает более 4-х баллов – обратиться к специалистам необходимо обязательно.
Ольга Ладная, руководитель сообщества особых семей «Мы вместе», мама ребенка с аутизмом: «Мы, как родители сообщества особых семей, семей, воспитывающих детей с аутизмом, на своем опыте знаем, что значит своевременная диагностика для ребенка. Это шанс начать ранние коррекционные и реабилитационные программы. Это шанс не упустить время, которое может быть упущено из-за непрофессионализма современной медицинской системы. Мы призываем родителей самим тщательно следить за развитием своего ребенка и постоянно и постоянно анализировать уровень развития ребенка в соответствии нормами развития для детей этого возраста».
Симптомы аутизма проявляются уже в первый год жизни: у малыша отсутствует комплекс оживления, ребенок не реагирует на близких, вплоть до полного безразличия, не улыбается, не смотрит в глаза, слабо реагирует на различные зрительные и слуховые раздражители. Аутичный ребенок либо не говорит вообще, либо повторяет что-то, не обращаясь ни к кому. Повторение одних и тех же слов успокаивает больного малыша.
Аутичный ребенок не очень хорошо понимает, что происходит вокруг, не осознаёт существование других людей, не стремится к контактам с окружающими, не может или не хочет разделять людей, животных и неодушевленные предметы.
Дети-аутисты очень боятся перемен: новые предметы, обстановка, люди вызывают у них тревогу, которая проявляется либо отсутствием контактов, либо истерикой, отказом что-то делать. Ребенок может быть привязан к кому-то из близких, но не эмоционально, а «практически» (симбиоз), особенно это проявляется, когда малыш долго не говорит, а мама выполняет все его молчаливые требования.
Причины развития аутизма
Точная причина возникновения этого заболевания, к сожалению, до сих пор не известна. Ученые многих стран работают над решением этой проблемы и у каждой исследовательской группы своя версия.
Американские ученые из Университета Калифорнии утверждают, что особую роль в развитии заболевания играет наследственность: если в семье уже есть ребенок-аутист, то вероятность рождения еще одного малыша с этим заболеванием составляет 20%.
Согласно данным исследований другой группы ученых из Калифорнийского университета, у детей больных аутизмом в значимой зоне мозга, необходимой для нормального общения и эмоционального развития, отмечается чрезмерное количество клеток. Эксперты уверены, что отклонения развиваются еще во время второго триместра беременности в префронтальной коре головного мозга. В результате неправильного развития у детей с аутизмом фиксируется на 67% больше клеток, чем у здоровых малышей. Из-за аномального роста зоны ее функционирование нарушается, вследствие чего возникает аутизм.
Исследователи из американского Университета Пенсильвании в ходе своей работы выяснили, что взаимосвязь также существует и между аутизмом и низкой массой тела новорожденных детей. В результате проведенного эксперимента оказалось, что уровень расстройств аутистического спектра среди участников исследования с низкой массой тела был в пять раз выше, чем у их сверстников, родившихся с нормальным весом.
Ученые из университета штата Аризона, США, заявили, что по результатам их исследований они могут сделать вывод, что у детей с аутизмом повышен уровень некоторых токсичных металлов в крови и моче по сравнению со сверстниками без такого диагноза. Ученые утверждают, что сокращение раннего воздействия токсичных металлов на ребенка может снизить количество случаев аутизма, а лечение, направленное на выведение токсичных веществ, способно сократить их интенсивность.
Также учеными рассматривалась взаимосвязь между аутизмом и вакцинацией, иммунологическими нарушениями и заболеваниями кишечника, распространением компьютеров и эмоциональной холодностью родителей. Все эти гипотезы требуют дальнейшего исследования.
Аутизм – сложная и разноплановая болезнь, главное в общении с больным аутизмом ребенком терпение, человечность, надежда на лучшее и вера в успех. Родителям необходимо научиться принимать аутичных детей такими, какие они есть, избавить детей Родителям нужно создать ребенку эмоциональный психологический комфорт, чувство уверенности и защищенности, а затем, постепенно, осторожно обучать новым навыкам и формам поведения.
Читай также: Энциклопедия матери и ребенка: аутизм