Не мешайте развиваться! Почему ребенка нельзя учить рисовать

Автор
Не мешайте развиваться! Почему ребенка нельзя учить рисовать

Арт-терапевт Виктория Назаревич рассказала, почему родителям нельзя учить детей рисовать до 8 лет и какое значение имеет детский рисунок для гармоничного развития личности ребенка.

Психологи давно советуют обращать внимание на детские рисунки, ведь они отражают внутренние переживания, которые кроха пока не умеет выражать по-другому. Мы уже рассказывали, как понять, о чем расскажет рисунок ребенка. Но эти данные могут быть правдивыми лишь в том случае, если малышу не навязывали правила рисования.

В становлении человека важной частью процессов развития личности является понимание образов, символов и форм, которые создаются нашей психикой для гармонизации. То, что ребенка начинают учить рисовать, - это самая большая ошибка. Мы закрываем ребенку путь к самопознанию и самопониманию. Ведь через свой рисунок гораздо легче понять и познать себя, что априори становится невозможным, когда с самого детства нас учат присматриваться к другим.

Конечно, многие скажут, как же ребенок должен видеть вещи правильной формы и в правильных цветах. Понятие "правильно" само по себе абстрактное. Ведь небо не всегда голубое, а солнце далеко не желтое. Если внимательно присмотреться, то вы и сами увидите в небе более 30 оттенков различных цветов. Но ваш ребенок может этого не увидеть, если с самого детства не давать ей выбора увидеть самому то, что хочет увидеть он сам. Итак, я как психолог почти с 16-летним стажем работы, могу смело утверждать: "учить рисовать нельзя !!!" А если учить профессионально, то в художественных школах и после 8 лет.

10 аргументов, почему учить рисовать ребенка до 8 лет вредно

  • Цвет и форма, линии на листе бумаги является способом самовыражения ребенка, и как только мама начинает комментировать, что солнышко должно быть круглым, несмотря на квадратное солнышко ребенка, он тут же найдет другой способ самовыражения, и это будут капризы, крики и т.д.
  • В период дошкольного возраста, когда у ребенка проходит очень тонкий и важный этап взросления - социализация, рисунок даст вам понять возможные трудности и переживания по этому поводу. Но только если вы не запрещали рисовать ребенку то, что он хочет. Например, одна мама, у которой ребенок очень агрессивен к другим, гордится тем, что всегда запрещала рисовать войну и драки. Так вот ребенок и принес все, что мог оставить на листе бумаги, в реальные социальные отношения с миром.
  • Ребенок имеет право на свой сюрреализм, поэтому исправлять рисунки ребенка, пробовать делать их более красивыми или правильными категорически нельзя. Если ребенок привыкнет к такой позиции, то ошибки во взрослой жизни тоже будете исправлять вы.
  • Каждый случайный рисунок ребенка - это избавление от негативных состояний, эмоций, которые он не смог выразить, энергии, которую некуда сбросить. Поэтому когда родители начинают помогать с сюжетами, то бессознательно блокируют психологический канал, с помощью которого ребенок может стабилизировать свое психоэмоциональное состояние. Можно помочь ребенку с выбором сюжета, когда он очень этого просит, и то только волшебной фразой: «Рисуй, что хочется рисовать».
  • Следующий важный вопрос, который задают родители: чем рисовать ребенку? Ведь прекрасно иметь 64 красивых фломастера, которые дают очень четкую и тонкую и ровную линию. Но если рассматривать рисования как форму самопомощи, то только рисование жидкой краской, которая легко смешивается и дает возможность экспериментировать с формой и различным цветом, и еще восковые карандаши, дают эффект настоящего терапевтического пространства в рисунке.
  • Никогда не критикуйте и не сравнивайте рисунки ребенка с другими. Через принятие продукта творческой деятельности вашего малыша вы принимаете процесс его становления как личности. Ведь логика ребенка такова: если рисунок плохой, значит и я для мамы плохая. Поэтому не бойтесь перехвалить ребенка, ведь каждый рисунок - это частичка проявления души вашего маленького чуда, его индивидуальности и неповторимости.
  • Важно заметить, что процесс рисования для детей - это способ самопознания, и очень важно не терять такой важный психологический и педагогический инструмент, как рисунок. Простые вопросы к ребенку - кто нарисован на картинке? какой он? что он делает? в каком он настроении? - дают возможность родителям заглянуть в душу ребенка и увидеть возможные проблемы.
  • Мир фантазий и сказок, который отражается на рисунке, раскрывает для ребенка новые горизонты собственного воображения, и это очень важная сфера жизнедеятельности ребенка. Если родители постоянно возвращают ребенка в суровую реальность, это значительно уменьшает способность фантазировать у детей, обедняется интеллектуальное развитие личности, снижаются возможности креативного, образного мышления. Но сами подумайте: перед тем, как что-то появляется в реальности, это что-то появляется у кого в фантазии. Не убивайте в своем ребенке творца!
  • То, что сам ребенок начинает гордиться собой, когда видит продукты своего творчества в рисунках, является лучшим средством для психологической профилактики невротических расстройств личности, тревог, страхов и низкой самооценки. А как вы будете гордиться вы своим ребенком, ни в сказке сказать, ни пером описать.
  • Рисунок является самой первой формой самовыражения человечества и древним средством социализации. Наскальные рисунки передают нам весь путь развития общества и цивилизации, так дайте же своему ребенку пройти свой путь развития в рисунках.

Источник: dytpsyholog.com