Ребенка обижают: как научить его реагировать на обиду

Ребенка обижают: как научить его реагировать на обиду

Ситуация, что ребенка обижаютцеленаправленно, встречается не так уж часто. Если он постоянно жалуется, что его все задевают, все обижают, стоит разобраться в причинах. Поговорите с ребенком, и вы увидите, что проблема не в поведении окружающих, а в том, что ребенок слишком остро на него реагирует. Чаще всего он просто не знает, как можно реагировать по-другому. Помогите ему разобраться, и понять, что мир гораздо дружелюбнее, чем ему кажется.

Дети часто склонны к обобщениям. Малыш говорит: «Меня все обижают». Если вы станете уточнять: «Кто все? Маша обижает? Нет? А Саша? А Даня? А Катя?», окажется, что обижают далеко не все, а лишь один-два человека. Разумеется, называйте вначале тех детей, кто, скорее всего, ребенка не обижает.

Привычка к обобщениям блокирует возможность действовать. Если все против, то всех не победишь, а можно только попробовать спрятаться и убежать. Если же обидчики лишь некоторые, то с этим вполне можно что-то сделать.

Помогите малышу прямо выражать свои чувства. Учите ребенка говорить другим, если их слова или действия его обижают. «Мне неприятно, когда ты так говоришь (так делаешь). Пожалуйста, не нужно… (обзывать, толкать, смеяться, отбирать)». Пусть он сделает паузу и посмотрит на реакцию. Скорее всего, другой ребенок откликнется и прекратит делать то, что могло обидеть. Этот способ помогает выйти из ситуации без обиды и при этом отстоять себя.

Научите игнорировать обидчика. Если прямое обращение не помогает, нужно иметь иные способы действия. Например, не замечать обидчика. Дело в том, что обидчивые дети рано или поздно становятся мишенями для более активных и злых на язык сверстников. Говорить им «мне неприятно» не помогает, потому что именно этого они и добиваются. Поняв это, нужно действовать по-иному. Например, попробовать запустить у себя в голове в полную громкость любимую песню, которая «заглушит» издевательства обидчика. Или представлять, что обидчика здесь нет.

Импульсивным, эмоциональным детям трудно дается этот метод. Пытаясь игнорировать, они быстро срываются на крик или драку. Но чем старше ребенок, чем эффективнее он может применять этот метод.

Смешные отговорки. Эти словечки, которыми можно автоматически отвечать на любые обзывания и дразнилки, достаточно наивны и подходят, скорее, младшим школьникам. Но каждому родителю с детства известно, что работают отговорки вполне эффективно. Это, например, такие фразы: «Кто так обзывается, тот сам так называется», «Черная касса, ключ у меня, кто обзывается – сам на себя!»,«Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое – оставил». Если есть прямое обзывательство, например: «Неумеха», нужно ответить: «Здравствуй, Неумеха, приятно познакомиться. А меня – Илья зовут».

Обидчивый ребенок слишком сконцентрирован на себе. Ему кажется, что все вокруг только и заняты тем, чтобы критически рассматривать его. Он будто окружен зеркалами со всех сторон: видит не других, а свои искаженные отражения. Нужно развивать в нем настоящий интерес к другим детям. А для этого он должен их увидеть, узнать ближе. Договоритесь с воспитателем в саду или учителем в школе, пусть они дадут ребенку задание «создать портрет» кого-то из детей. Узнать, например, что тот ребенок любит из еды, какие мультики смотрит, чего боится, что ему не нравится. Сами задавайте больше личных вопросов про других детей вашему ребенку, переориентируя его с позиции «что он может сделать для тебя». Когда он сможет увидеть в других личность, проблема обидчивости начнет уходить.

Родительская любовь: что нужно школьнику?

Школьная любовь: как поддержать ребенка?