Навыки ребенка: социальное развитие младшего школьника

Автор
Навыки ребенка: социальное развитие младшего школьника

Формирование социальных навыков происходит задолго до школьного возраста, но отшлифовываются они именно сейчас.

Приоритеты 6-летнего ребенка сильно отличаются от 3-летнего, например, маленький непоседа уже больше тяготеет к независимости, всё больше обращает внимание на отношения со сверстниками, одноклассниками.

Когда ребенок растет, он проявляет больше интереса к взрослым вне семьи, например, к учителям или друзьям родителей. Дружба и другие социальные отношения становятся все более сложными и несут в себе больше смысла, потому что дети становятся более осведомленными о мире вокруг них и своей роли в нем.

Шестилетние дети могут лучше понять правила, и их больше заинтересует то, что другие делают то же самое, что они должны делать. Сейчас у деток растет интерес к организованной игре и общению с друзьями. Их интересует «команда», частью которой они могут быть, поэтому им очень нравятся командные виды спорта, например, футбол.

Друзья

В 6-7 лет ребенок предпочитает играть с детьми своего пола, он находит себе близкого друга или нескольких товарищей, с которыми может продолжать дружить на протяжении всей жизни.

Сейчас родителям нужно следить за возможным негативным поведением своего чада, которое связано с это фазой развития. Не секрет, что в таком возрасте дети могут быть очень жестокими. Создавая свою «группу влияния», они могут смеяться и издеваться над более слабыми или стеснительными одногодками.

Мама с нашего форума рассказывает: «Однажды моя дочь пришла из школы вся в слезах. Она рассказала, что только её одну не пригласили на День рожденья мальчика из класса. Причина – её никто не любит и не хочет с ней общаться. Это был большой секрет, но одна девочка рассказала об этом её на перемене, при этом ехидно рассмеялась в лицо. Моя девочка очень хорошая, добрая. Я успокоила её, конечно, как могла, но не понимаю, почему с ней никто не дружит».

Евгения Мотицкая, психолог: «Очень часто популярность в школе – это единственная важная определяющая того, насколько ребенок преуспевает в учебе и насколько он счастлив в школе. Социальное развитие – это колыбель развития интеллектуального. Чаще всего дети, у которых мало или нет друзей, школу просто терпеть не могут. В конце концов они могут бросить учебу. Социальная жизнь ребенка окрашивает всю его учебу в школе и все переживания в целом. Именно она и определяет дальнейшее развитие личности на всю жизнь».

В младшем школьном возрасте ребенок становится и более искусным в навигации отношений с друзьями и своей семьей. Он чувствует себя в безопасности и комфорте в своих отношениях с теми людьми, которые находятся рядом с ними.

Навыки ребенка: социальное развитие младшего школьника - изображение №1

Мораль и право

В 6-7-летнем возрасте дети считают, что в курсе практически всего, что происходит в мире. Они могут рассуждать о том, что их одноклассники делают неправильные вещи, и как им следовало бы поступить в той ли иной ситуации.

Поэтому часто у детей возникают конфликты, даже между близкими друзьями. Если родители могут умело объяснить, как справиться с разногласиями, тогда ссоры заканчиваются так же быстро, как и начинаются. Взрослым нужно показать, как разногласия можно уладить мирным путем, чтобы конфликты лишь укрепляли дружбу, а не разрушали её.

Если ваш ребенок растет настоящим миротворцем, то вам крупно повезло, но не все малыши понимают, что компромисс не означает победу или поражение, он просто предполагает альтернативное решение проблемы, которое поможет спорящим в чем-то согласиться.

Навык социального компромисса очень важен для ребенка. А взрослый может показать ему, что спор можно воспринимать по-другому, лишь поменяв свою точку зрения. Например, можно вместе поискать выход из сложившейся ситуации при помощи интересного метода «мозговой штурм».

Дети, которые спорят или ссорятся, должны посмотреть на предмет и придумать для него несколько способов применения. Например, мусорный контейнер может быть баскетбольной корзиной, защитой от дождя, местом для хранения игрушек и т.д. Разные необычные функции можно придумать и для других предметов (линейки, шнурка, носового платка).

Евгения Мотицкая, психолог: «При помощи такой простой игры дети глубже понимают, что на одно и то же явление (предмет) можно смотреть по-разному, как и на причину конфликта. Когда дети понимают принцип «мозговой атаки», они легче ищут компромиссные выходы из сложившейся ситуации. Например, вместо ссоры они могут сесть и придумать несколько способов решения сложившейся ситуации».

Очень важно, чтобы родители подталкивали детей к разрешению конфликтов мирным путем, напоминали о сути «мозговой атаки», и что в данный момент её можно применить. Уже очень скоро дети поймут, что этот способ может сильно облегчить им жизнь.

Навыки ребенка: социальное развитие младшего школьника - изображение №2

Эмоции

Ребенку важно научиться управлять своими эмоциями, причем, как отрицательными, так и положительными. Детям важно говорить, что все чувства нормальны, и важно не само чувство, а то, что ты с ним делаешь.

Человек, научившийся управлять своими эмоциями, становится хозяином собственной жизни

У нас всегда есть право выразить свои чувства разными способами. Выражением своих положительных ощущений (гордости, радости) мы можем обидеть кого-то, то же касается и отрицательных эмоций (страх, гнев, тревога). Люди делятся на тех, кто позволяет чувствам управлять собой, и на тех, кто сам ими управляет.

Если у ребенка есть успех в социуме, он умеет контролировать свои эмоции, и наоборот. Когда он сердится на своего друга, то не будет кричать на него или затевать ссору, он может спокойно обсудить сложившуюся ситуацию, чтобы не ухудшить её. Когда же ребенок получит хорошую оценку или в его жизни произойдет прекрасное событие, он не будет слишком бурно на это реагировать, потому что понимает, что окружающие могут воспринять такую реакцию как хвастовство.

Научитесь разговаривать со своим ребенком, объяснять ему, как можно выйти из той или иной ситуации, как реагировать на возможность появления конфликта или на обиду друга. Пусть он поймет, что может сам управлять своей жизнью, и может быть социально значимым человеком, к советам которого будут прислушиваться друзья.

Социальные навыки очень важны для каждого человека, так помогите своему малышу их освоить. Успехов!