Как приучить ребенка к самостоятельности: советы родителям

Автор

Ваш ребенок не хочет сам учить уроки, умываться или складывать одежду?

Младшим школьникам часто не хватает самостоятельности. Ребенок привыкает, что каждый его шаг контролируют родители, и так может никогда не научиться делать что-то самостоятельно.

Поэтому важно начать приучать ребенка что-то делать самому с раннего детства. Пусть помогает вам по хозяйству, давайте ему посильные поручения, например, сходить за хлебом.

Подрастающий отпрыск должен научиться обслуживать себя: убирать свои игрушки, складывать одежду, собирать портфель в школу и т.д.

На пути к самостоятельности

В 6-7 лет ребенок редко умеет самостоятельно организовать свою деятельность, потому что ему нужен график работы (и отдыха) и конкретный список дел. При этом родителям придется постоянно напоминать маленькому шкоднику о том, что он должен сделать, возможно, не только на словах, но и в письменном виде.

В таком возрасте удержать внимание ребенка надолго будет непросто, он то и дело будет отвлекаться на «попутные» дела. Так, уборка комнаты легко может превратиться в незапланированный заезд давно забытых под кроватью машинок, а складывание одежды – в построение «халабуды». С такими частыми отвлечениями может справится разве что составление расписания дня и развитие у отпрыска чувства времени.

Наблюдаем за ребенком

Понаблюдайте за тем, как «работает» чадо: быстро ли он устает от однообразной деятельности, легко ли выполняет новое задание или долго «включается». Посмотрите, какой вид деятельности дается ему легче всего (рисование, письмо, счет, чтение и т.д). Сделав определенные выводы, учитывая все особенности своего чада, вместе с ним составьте план выполнения уроков на каждый день.

Мама Алёна с нашего форума просит совета:«Сын уже заканчивает 4-й класс, а я до сих пор делаю с ним уроки. Даже не садится за них, пока я с работы не приду. Не могу же я сидеть с ним за уроками до самого института! Так хочется, чтобы он побыстрее стал самостоятельным. У друзей и знакомых ситуации разные: кто-то приучил ребенка уже с первого класса все делать самостоятельно, а другие – и в 9-м классе следят за выполнением «домашки». До какого возраста вообще нужно сидеть с ребенком над домашним заданием и нужно ли вообще?».

Читай также:Мамы UAUA.info обсуждают, до какого возраста делать с ребенком уроки

Наталья Яровая, детский психолог: «Очень многие факторы влияют на то, насколько легко ребенок будет делать уроки. Это и наличие интереса, и подвижность, и способность концентрировать внимание, и многое другое. Просто родителям нужно помочь сформировать навык выполнения домашних заданий самостоятельно. Это как с ездой на велосипеде. На первых порах вы все время рядом и поддерживаете ребенка, но постепенно отпускаете его на короткие дистанции, а потом и вовсе – малыш едет сам. Если Вы видите, что чадо справляется с какой-то частью заданий, давайте ему возможность проявлять больше самостоятельности. При этом обязательно подчеркивайте, что он всегда может обратиться к вам за помощью, если вдруг возникнут трудности».

Если ребенок хочет пойти погулять, посмотреть телевизор, сходить к другу в гости (или еще множество других детских радостей), вместе с ним рассчитайте время так, чтобы успеть сделать обязательные дела, и сполна насладиться детскими шалостями.

Насколько чадо ориентируется во времени? Сделайте «набросок»: сколько примерно у него займет выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Заранее договоритесь, что выполненным заданием считается только то, которое сделано до конца, с соблюдением всех требований.

Чувство времени можно развивать, предлагая ребенку оценить, сколько секунд/минут займет то или иное действие. Вы можете, например, произносить фразу, засечь ее на секундомере, а затем свериться с ощущением чада. Можно спрашивать у него, сколько времени едет маршрутка от одной остановки к другой, или сколько длится реклама между мультиками.

Приучаем к самостоятельности

Подходите к обязанностям с точки зрения творчества. Такой процесс увлечет ребенка, и выполнение уроков перестанет восприниматься как скучная необходимая обязанность.

Помните, что в 6-7 лет дети еще физиологически не могут сидеть на одном месте долго, тем более, выполняя одну и ту же работу. Поэтому проследите, чтобы у отпрыска была возможность часто менять сферу деятельности.

Если чадо быстро утомляется, предложите ему разделить задание на 2-3 подхода по 15 минут каждое. Пусть он сделает небольшую «переменку» между ними, во время которых может поиграть или просто подвигаться. Если Вы заметили, что ребенок не всегда быстро «включается» в задание, начинайте с более интересных и легких, а сложные уроки оставляйте на потом.

Чтобы школьник быстрее настроился на успешное выполнение домашнего задания, придумайте, как можно сделать выполнение «домашки» интересным занятием. Вы ведь уже узнали, какой вид деятельности нравится ему больше всего?

Со временем подрастающий отпрыск научится рассчитывать свое время и организовывать самостоятельную деятельность. Скоро присутствие родителей в комнате будет совсем не обязательным. Вы лишь будете контролировать итоговый результат.

Вспоминайте себя школьниками, как не хотелось учить уроки, умываться по утрам или вообще идти в школу. Делитесь с ребенком своими успехами, как вы преодолевали трудности, и кто в этом помогал. Это даст чаду ощущение единения с родителями, доверия и авторитетности их мнений.

Такой подход поможет отпрыску почувствовать себя сильным: раз его мама с папой справлялись с такими трудностями, как тяжелые задачки по математике, то и он сможет.

Удачи, терпения и сил вам в этом нелегком труде!