Учимся читать: полезные советы родителям дошкольника

Автор

Не многие из нас помнят тот день из детства, когда мама сообщила нам: «Сегодня мы учимся читать!» Этот процесс чаще всего входит в нашу жизнь постепенно, незаметно, ненавязчиво. Помогая раскрывать детские умения, на основе знаний выученного алфавита, дети начинают постепенно соединять буквы в слоги, слоги в слова, а слова – в предложения.

Чем поможет ребенку умение читать? Как минимум – ему будет легче адаптироваться в школе, а как максимум – благодаря чтению он узнает из книг много нового и интересного. Согласитесь – причины весомые. Значит, начинаем?

Учимся читать - с какими методиками

К процессу обучения чтению можно подходить с разных сторон, и существует несколько методик, благодаря которым родители могут научить малыша читать.

Вот некоторые из них:

  • методика сложения букв – сначала ребенок учит буквы, а затем начинает их складывать в слоги;
  • методика обучения чтению по слогам – авторства Николая Зайцева;
  • методика обучения чтению словами – ребенку показывают целые слова и закрепляют их значение с помощью зрительной памяти авторства Гленна Домана.

Какую методику выбирать – решать родителям, также важно ориентироваться на индивидуальное восприятие ребенка. Некоторые детки без труда ассоциируют слово, написанное на картоне, с его произношением, другим гораздо проще составлять «мама» из кубиков «ма» и «ма», а кто-то с радостью, хором с бабушкой соединяет «эм» и «а» в многообещающее «ма».

Задача любой методики – чтобы объяснения были понятны малышу. Кстати, о возрасте. Хотя ранее развитие в современном мире перешло в разряд трендов и необходимостей, но учителя и детские психологи не советуют начинать процесс обучения слишком рано. В среднем ребенок готов к пониманию такого процесса как чтение годам к пяти. Хотите раньше? Пробуйте, но слишком торопиться однозначно не стоит, ведь развитие детского мозга проходит поэтапно.

Главное – спокойствие

В процессе обучения чтению родителям необходимо сохранять терпение и не выходить из себя, когда любимая дочь или сын в сотый раз пытаются соединить «ко» со «шка» и никак не могут сообразить, что в итоге у них получается слово «кошка».

Горовая Любовь Ивановна, учитель младших классов рассказывает: «Это для нас, взрослых, читать просто. Для ребенка это трудная мыслительная задача. Помните – мы учимся читать! Ребенок осваивает новый процесс и темп, с которым это будет происходить, абсолютно индивидуален. А еще от того, насколько мы будем терпеливы, зависит дальнейшее отношение ребенка к процессу чтения и важно, чтобы оно было позитивным. Иногда в первый класс приходят дети которые очень хорошо, бегло читают, а некоторые – меньше 10 слов за минуту. И ничего, постепенно все выравниваются, подтягиваются, в этом и заключается учебный процесс».

Наша мама-форумчанка Манюня рассказывает: «Я рано научилась читать, и пошла в первый класс уже абсолютно уверенная в этом своем умении. Читать я любила и постоянно таскалась с книжками. А моя соседка по парте, Машка, читала плоховато. Она еще и очень стеснялась и зажималась, когда учительница ее вызывала читать даже с места. Переживала, что над ней будут смеяться. Но у нас особо на это никто внимания не обращал, дети, они как-то легче относятся ко всем этим вопросам. Но Машка к концу года подтянулась и уже читала довольно бойко. А в 11 классе так вообще школу с золотой медалью закончила, во как!»

Если у вас есть сомнения, какой методике отдать предпочтение, уточните, по какому пособию занимаются с детьми в садике или в 1 классе той школы, куда вы планируете отдать ребенка и приобретите такое же для индивидуальных занятий с ребенком.

Наша мама-форумчанка Ганнуся рассказывает: «Я на курсах подготовки к 1 классу узнала, что учитель советует учиться читать по книге определенного автора. У них там все на этой методике построено. Мы и не стали изобретать велосипед, купили такой же букварь и по нему занимались. Кстати, нет нареканий, хорошая книжка. Чтение освоили без особых проблем!»

От малого к большему

Какую бы методику обучения чтению вы не выбрали – соблюдайте поэтапность процесса. Если вы обучаетесь чтению по слогам, то не стоит вводить в обиход ребенка сразу слишком много сочетаний. Осваивайте сначала небольшие и простые слоги, из которых можно составить знакомые слова. Например, «ка» + «ша», «па» + «па», «ру» + «ка».

Вы можете показывать ребенку карточку с этими словами, составлять их из кубиков или просто писать от руки большими буквами. Называйте ребенку изучаемые слова, внятно произнося все звуки.

За одно занятие, длительность которого не должна превышать более 10-15 минут, ребенок вряд ли сможет освоить больше 5 слов. Не стоит держать перед ребенком изучаемые слова долго и повторять их звучание. Это не облегчит процесс, ваш кроха – не попугай.

Креативьте – пусть слоги ходят друг к другу в гости, тем самым соединяясь в слова, или катаются с вагончиках, собираясь в слово-паровозик. Если ребенку сложно долго удерживать внимание, то разбейте занятия на короткие промежутки, например, изучайте новые слова по 5 минут 3 раза в день.

Выучив одну порцию слов, в начале следующего дня повторите пройденное, освежите в памяти ребенка знакомые сочетания, а затем приступайте к изучению новых.

Первая победа – когда ребенок самостоятельно научится уверенно читать слоги.

Уделяйте внимание сначала несложным слогам (ла, мо, по), затем переходите к тем, которые содержат шипящие и глухие согласные (жу, ше, до).

Пробуйте читать простые слова, такие как «ух», «ах», «эх», «гав», «мур», «мяу», «усы».

Следите за тем, как ребенок читает и произносит слоги и короткие слова. Не стоит провоцировать петь, растягивать слова, важно, чтобы он делал паузы в нужных местах.

Вторая победа – когда ребенок научится хорошо соединять слоги в слова. Советуем по этому поводу устроить небольшой праздник и подарить малышу какую-то игрушку в честь первого слова в его жизни, прочитанного самостоятельно.

Постепенно вводите в обиход ребенка слова из двух-трех слогов. Коф-та, шта-ны, ко-ро-ва, бан-тик, ма-ши-на – сначала с трудом, забывая как произносятся те или иные буквы, но с каждым разом все увереннее и увереннее, ребенок будет прочитывать.

Логично вводить новые слова ребенку по группам.

Части тела: нос, рот, лоб, щеки, лицо, зубы, руки, ноги, шея, спина, живот.

Одежда: трусы, носки, рубашка, куртка, штаны, юбка, сарафан, майка, туфли, пижама.

Посуда: чашка, ложка, тарелка, вилка, сковорода, кастрюля.

Транспорт: машина, вертолет, самолет, грузовик, велосипед, самокат.

Квартира: дом, окно, дверь, шкаф, кровать, стул, диван, телевизор, лампа, ванна, ящик, ковер.

Продукты: сок, мясо, яблоко, творог, хлеб, картошка, рыба, банан, чай, суп.

Дикие животные: слон, жираф, лев, обезьяна, волк, лиса, заяц.

Домашние животные: собака, кошка, курица, корова, свинья, баран, гусь, коза.

Вашими помощниками в обучении ребенка чтению могут стать специальные настольные игры, различные пазлы, кубики, книги с наклейками.

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «Формируйте в ребенке ощущение, что читать – это хорошо, хвалите его за успехи. Пусть папа, придя вечером с работы, найдет несколько минут и послушает, как сын или дочка читают. Похвастайтесь его успехами бабушкам и дедушкам, пусть при случае они тоже послушают, как ребенок теперь умеет соединять буквы в слова, и обязательно порадуются за внука. В некоторых букварях на одной из последних страниц есть специальные листы-грамоты, которые нужно вырезать, подписать, вставить в рамочку и торжественно вручить малышу. Грамота гласит, что теперь он умеет читать, а также там указан возраст, когда именно умение было освоено. Если в вашей книжке нет таких заготовок – купите ребенку красивую грамоту в книжном магазине. Это отлично мотивирует».

Третья победа – когда малыш сам прочтет небольшое предложение. Например: «Я хочу спать» или «Дима любит сок». Значит, пришла пора приступать с более сложным и распространенным.

Контролируйте, чтобы ребенок понимал и запоминал то, что прочел. Периодически задавайте ему вопросы, чтобы понять, помнит ли он то, что прочел. Просите пересказать текст хотя бы своими словами.

Не останавливайтесь на достигнутом, проводите занятия регулярно. Приобретайте ребенку небольшие книжки с крупными буквами, которые он при желании смог бы читать сам. Обращайте внимание на содержание книги, ее сюжет. Важно, чтобы ребенка заинтересовали герои и развитие событий, а сама книга научила малыша чему-то нужному и хорошему.

Важно показывать ребенку то, чем ему могут помочь книги. Например, кроха спросит вас о том, что такое скрипка. И вы не откроете привычным жестом страницу Википедии в интернете, а скажете: «У нас с тобой есть вот такая замечательная книга о музыкальных инструментах, сейчас мы прочитаем, что такое скрипка и узнаем о других интересных инструментах».

Книга – помощник, книга – волшебный ларец знаний, книга – друг: эти понятия должны закрепиться в понимании ребенка и помочь ему в будущем стать развитым и эрудированным человеком.

Как научить ребенка читать? Смотри видеоинструкцию!

Как научить ребенка любить книги?