Детские страхи: выявляем их, рисуем и избавляемся
- Автор
- Дата публикации
- Автор
На прошлой неделе мы с психологом Еленой Макаренко говорили о том, в каком возрасте рисование страхов наиболее эффективно. Сегодня мы выясним, как выявить детские страхи и победить их.
Обнаружить страхи у детей можно, предложив им самостоятельно поиграть. Реквизит для игры может быть самый разнообразный: домик из кубиков, в нем кровать, столик, шкаф, теремок, в котором обитают различные животные, елочки, имитирующие лес, оставленная Бабой Ягой метла, барабан, танк, пушка, робот, тряпичные куклы, надеваемые на руку, обычные куклы, изображающие людей, животных и сказочных персонажей, предметы медицинского обихода и т. д.
Отношение ребенка к ним позволит обнаружить те страхи, которые были забыты или скрыты. Скованность, неестественность поведения, напряженность говорят, как о неумении играть, так и о страхе, который выражается соответствующей мимикой и избеганием в игре различных персонажей или предметов. Например, ребенок охотно надевает на руки тряпичных лису и зайчика, но не только не замечает такого же игрушечного волка, но и категорически отказывается включить его в игру, что объясняется страхом перед этим персонажем. Прекращение игры в отсутствие взрослого указывает на страх одиночества и т. д.
После игры можно и побеседовать с ребенком, чтоб выявить страхи.
Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой игры, как бы между прочим вкрапливая вопросы в игровые паузы. Нужно находиться рядом с играющим ребенком, присев на корточки, если это маленький ребенок. Главное, быть спокойным и не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении тех или иных слов, не внушать страхи фразой: "Скажи, ты боишься ...", а спрашивать: "Скажи, как ты относишься к ...", — и терпеливо ждать ответа. После небольшой паузы переходите к выяснению следующей причины страха.