Детские страхи: выявляем их, рисуем и избавляемся

Автор
Детские страхи: выявляем их, рисуем и избавляемся

На прошлой неделе мы с психологом Еленой Макаренко говорили о том, в каком возрасте рисование страхов наиболее эффективно. Сегодня мы выясним, как выявить детские страхи и победить их.

Обнаружить страхи у детей можно, предложив им самостоятельно поиграть. Реквизит для игры может быть самый разнообразный: домик из кубиков, в нем кровать, столик, шкаф, теремок, в котором обита­ют различные животные, елочки, имитирующие лес, оставленная Бабой Ягой метла, барабан, танк, пушка, робот, тряпичные куклы, надеваемые на руку, обычные куклы, изображающие людей, животных и сказочных персонажей, предметы меди­цинского обихода и т. д.

Отношение ребенка к ним позво­лит обнаружить те страхи, которые были забыты или скрыты. Скованность, неестествен­ность поведения, напряженность говорят, как о не­умении играть, так и о страхе, который выражает­ся соответствующей мимикой и избеганием в игре различных персонажей или предметов. Например, ребенок охотно надевает на руки тряпичных лису и зайчика, но не только не замечает такого же иг­рушечного волка, но и категорически отказывает­ся включить его в игру, что объясняется страхом перед этим персонажем. Прекращение игры в от­сутствие взрослого указывает на страх одиноче­ства и т. д.

После игры можно и побеседовать с ребенком, чтоб выявить страхи.

Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой игры, как бы между прочим вкрапливая вопросы в игровые паузы. Нужно находиться рядом с играю­щим ребенком, присев на корточки, если это маленький ре­бенок. Главное, быть спокойным и не делать эмоциональ­ных или смысловых акцентов в произношении тех или иных слов, не внушать страхи фразой: "Ска­жи, ты боишься ...", а спрашивать: "Скажи, как ты относишься к ...", — и терпеливо ждать ответа. После небольшой паузы переходите к выяснению следующей причины страха.