Психологическая готовность ребенка к школе: советы психолога родителям

Автор

Как определить готовность ребенка к школе, что подразумевает под собой термин "психологическая готовность к обучению в школе", и как родители могут помочь ребенку подготовиться к школе, рассказывает семейный психолог Мария Фабричева.

Подготовить ребенка к школе это не только выучить вопросы, которые задают на собеседованиях в первый класс. Это еще физическая, интеллектуальная и психологическая готовность ребенка к обучению. Чтобы вы объективно оценить готовность вашего ребенка к обучению в школе, мы публикуем колонку семейного психолога Марии Фабричевой, где она описывает не только критерии оценки готовности ребенка к школе, но и дает советы родителям, что делать, чтобы помочь дошкольнику.

Мария Фабричева

семейный психолог

«Первый класс» — важный и волнительный этап жизни каждого ребенка, на котором резко меняется окружение ребенка, возрастают предъявляемые к нему требования.

Маленький человек только привык к детскому саду, успел занять свое место в кругу сверстников, привыкнуть к воспитательнице, как вдруг, качели жизни стремительно летят вниз и ему сообщают, что он идет в новое место, где будет новая учительница, да еще и новые друзья.

А он не хочет новых – он хочет все как было. Он действительно переживает и не понимает почему не все друзья из садика, включая нянечку и воспитательницу идут вместе с ним в первый класс. И это важно уважать. Объяснять, отвечать на вопросы, учитывать особенности характера вашего ребенка, и настроить малыша на то, что все будет хорошо. Что он встретит новых, интересных людей, узнает много нового и полезного, и что вы верите в то, что у него все получится. А если вдруг что-то пойдет не так, вы будете рядом и поддержите его.

Подобным образом следует выстраивать психологическую подготовку к школе и тех деток, которые не посещали детский сад. Возможно добавив лишь то, что ребенок идет в школу не навсегда и это не наказание или отлучение от семьи – а увлекательное путешествие в мир знаний, новый, важный этап в его жизни.

Вы можете вспомнить свои интересные истории о первом классе, приключениях, доброй учительнице, начале крепкой дружбы, или же, если ничего не всплывает в памяти, придумайте сказку про первый класс. Пусть герой вашей истории пройдет через испытания, преодолеет страх и неуверенность и выйдет победителем, встретив новых, надежных друзей.

Готовность ребенка к обучению в школе имеет несколько важных компонентов, которым уделим особое внимание.

Физическая готовность ребенка к школе

Физическая готовность ребенка к школе включает уровень физического развития, при котором ребенок сможет спокойно выдерживать 4–5 уроков в день, сохраняя позу и не рискуя при этом получить искривление позвоночника.

Важно, чтобы у ребенка был хороший иммунитет. Поэтому уделяйте внимание и находите время для регулярных прогулок с ребенком, занятий физкультурой и спортом.

Родителям следует уделять внимание здоровому, сбалансированному питанию ребенка.

В мире нет ни одного волшебного продукта, который содержит все витамины и минералы одновременно. Поэтому питание ребенка должно быть разнообразным и частым. Важно, чтобы в рационе было как можно меньше «пустых углеводов» (сладостей, сдобы,кондитерских изделий).

В этот период для ребенка особенно важно полюбить есть сложные углеводы: научить ребенка есть овощи, фрукты, злаковые каши. Они являются источником клетчатки, необходимой для работы кишечника, а также органических кислот, витаминов, минералов.Не забывайте и про правильное потребление белков: в детском меню их должно быть минимум 50% - это нежирное мясо, рыба, молочные продукты, яйца.

Одним из самых важных компонентов, который влияет на благотворное развитие мозга, является Омега-3. Омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты в организме незаменимы, но при этом сам он их не вырабатывает. Единственный источник поступления – пища. Омега-3 для содержит компоненты, которые являются строительным веществом клеточных мембран сетчатки глаза и мозга. Благодаря противовоспалительным свойствам она помогает укрепить детский иммунитет. Способствуют нормальному функционированию сосудов и, как следствие, всей сердечнососудистой системы. Помогает улучшить память и увеличить концентрацию внимания.

Жирные кислоты Омега-3, обеспечивают организм детей полиненасыщенными жирными кислотами и такими важными витаминами как А, Е, D. Дети, которые страдают от недостатка жиров Омега-3, имеют проблемы с обучением и поведением в школе из-за рассеянного внимания и гиперактивности.

В этом возрасте крайне важно приучить ребенка в питьевой воде. Сколько жидкости нужно выпивать ребенку в день? Ребенку 3-7 лет – около 1,5 л (включая первые блюда). Вода – идеальный детский напиток и никто не должен переубедить вас в этом.

Интеллектуально-физическая готовность ребенка к школе

Интеллектуально-физическую готовность ребенка к обучению в школе определяет:

  • Хороший уровень развития речи, при котором ребенок умеет бегло излагать свои мысли, в том числе и не один на один, а перед аудиторией из нескольких человек.

  • Уровень развития мелкой моторики – ребёнок, у которого высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

  • Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя следующие компоненты:

Личностная готовность

- иными словами принятие им новой социальной позиции — статуса школьника.

Способность произвольно регулировать поведение, иными словами готовность ребенка подчинять свое поведение требованиям взрослых и множеству правил. Это одно из ключевых отличий школьника от дошкольника, который в большинстве случаев имеет возможность действовать спонтанно, под влиянием сиюминутно возникающих импульсов.

Волевая готовность.

Важно помнить, что к 6-ти годам у ребенка только происходит формирование компонентов волевого действия, однако эти компоненты недостаточно развиты, а цели и задачи, которые ставят ребенку бывают им не всегда осознаны. Именно поэтому родителям важно устанавливать преред ребенком четкие цели, проговаривать и прояснять с ним уровень понимания того, чего от него требуется, тогда у ребенка появится достаточно мотивации и желяния достигать эту цель.

Уровень развития познавательных возможностей.

Прежде всего, речь идет о внимании, памяти и мышлении. В психологии рассчитаны нормы этих показателей для детей разного возраста, и по ним можно более или менее точно судить, в состоянии ли ребенок справиться со школьной программой.

При нормальном ходе развития ребенка к 6–7 годам интеллект начинает функционировать таким образом, что эти задачи становятся ему доступны, но если этого по каким-то причинам не произошло и школьник продолжает мыслить сугубо конкретно, эгоцентрично и ситуативно, его подстерегают сложности в обучении, даже если он очень внимательный и обладает прекрасной памятью.

Социально-психологический компонент:

умение входить в группу и желание общаться со сверстниками.

Это важно, для того, чтобы ребенок смог вписаться в школьный коллектив и чувствовал там себя комфортно, и для процесса обучения, ведь в начальной школе довольно широко используется групповая форма работы, поэтому ребенок, у которого не сформированы навыки взаимодействия, может из-за этого начать испытывать трудности как с социализацией, так и с освоением учебного материала.

Возможность пообщаться и поиграть со сверстниками является одним из важных мотивов, поддерживающих интерес ребенка к посещению школы. Если ребёнку сложно найти взаимопонимание со сверстниками, или же он часто попадает в конфликтные ситуации, оказавшись изолированным от коллектива – это резко повышает риск школьной дезадаптации, в результате чего ребенок может вообще утратить интерес к процессу обучения.

Мотивационный компонент:

сформированность учебных мотивов.

Порой родители полагают, что ребенок сам по себе будет относиться к обучению ответственно и заинтересованно. Полагаясь исключительно на то, что единоразово поговорили с ребенком на тему школы и он «все верно понял».Однако это не всегда так и со стороны родителей недостаточно просто убедить ребенка, что учиться нужно для будущего, а следует организовать этот процесс так, чтобы он вызывал у малыша интерес и непосредственно привлекал его.

Со стороны родителей важна поддержка, которая даст ребенку возможность сформировать здоровое и адекватное отношение к школе, к учителям, учебной деятельности и сверстникам. Важно прояснять с ребенком и помочь ему найти личный ответ на вопрос: зачем с его точки зрения, нужно ходить в школу.

Чтобы повысить готовность ребенка к обучению в школе, родителям важно обучать детей следующим вещам:

  • выполнению школьного режима,
  • способности правильно воспринимать ситуации урока,
  • осознавать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль,
  • своевременно выполнять учебные задания в школе и дома,
  • самостоятельной работе без присутствия взрослого,
  • выполняя ту или иную задачу быть ориентированным на достижение результата, а не только избегания наказания,
  • проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям.

Что еще могут сделать родители для гармоничного развития ребенка перед школой

  • Поддерживать детей в выполнении задач развития
  • Способствовать развитию навыков ребенка, находя учителей в области его интересов
  • Оценивать безопасность мира ребенка и учить его навыкам разрешения конфликтов
  • Поддерживать усилия ребенка учиться делать что-либо по-своему
  • Давать много поощрений при обучении новому
  • Быть надежным источником информации о людях, мире и вопросах, связанных с полом
  • Бросать вызов негативному поведению и решениям, поощрять причинно-следственное мышление
  • Не соглашаться с искажениями действительности
  • Быть четким относительно того, кто за что отвечает
  • Поощрять способности ребенка думать логично и творчески
  • Предлагать способы решения проблем
  • Позволять ребенку испытывать неопасные естественные последствия своих действий
  • Давать понять, что вы продолжаете заботиться о ребенке, даже когда он не согласен с вами
  • Поощрять отделение реальности от фантазии, поощряя ребенка рассказывать вам о них
  • Быть самому ответственным и поощрять ребенка быть ответственным за свои решения, мысли и чувства

Не делайте токсичных и обесценивающих замечаний ребенку, если у него не сразу все получается, показывайте ребенку что ошибаются все, даже взрослые и поддерживайте его стремления исправить ошибку. Помните, что только обучение в радостной и психологически комфортной обстановке принесет желаемый результат.

Не игнорируйте ребенка и его проблемы и не лишайте его права голоса. Ребенок всегда при любых обстоятельствах имеет право на то, чтобы объяснить свои действия, сделать выводы и исправить ситуацию. Со стороны родителей важны послания, которые дают ребенку точное понимание того, что дома его поддержат, направят и любят, несмотря ни на какие детские притирки и ошибочные стратегии поведения.

Мария Фабричева - семейный психолог, с опытом работы более 8 лет, экс-эксперт Сниданка 1+1. Действительный член Профессиональной Психотерапевтической личи Украинской ассоциации транзактного анализа, сертифицированный арт-терапевт, автор и ведущая тематических мастер-классов, образовательных программ и семинаров.

Иллюстрации - фото из каталога OshKosh 2015

Читай также: 12 советов психолога, как не дать школе сломать вашего ребенка

Читай также: Как научить ребенка слушать: семь способов развить навыки активного слушания

Читай также: 10 особенностей школьного образования в Финляндии