Сказкотерапия: как побороть детские страхи при помощи сказки

Автор

Что такое сказкотерапия, зачем она нужна, как при помощи сказки помочь ребенку справиться с проблемами, а также узнать больше о себе и своем партнере, рассказывает Роксана Ящук, психолог, коуч и сказкотерапевт и эксперт “Дня украинского супергероя”, который проходит 21-22 мая в ТЦ Домосфера.

Сказкотерапия – это работа с человеком (ребенком или взрослым) при помощи сказочных героев. Сказочные персонажи помогают людям понять свое поведение, открыть то, чего они сами в себе не видят или не признают. Такие открытия нужны, чтобы в жизни у человека появились новые возможности.

Какие бывают методы сказкотерапии

Иногда человеку сложно быть откровенным с психологом, он уверен, что ему нечего говорить или замыкается в некотором негативизме. И тогда сказочный герой, на которого человек переносит свою историю, помогает раскрыться.

Сказка – это безопасная область. Человек чувствует себя защищенным и более раскованным, ведь он говорит о сказочном персонаже, а не о себе. Психолог в таком случае спрашивает, какие качества помогли герою выживать или добиваться успеха, какие решения или модель поведения привели к тому или иному результату.

Также есть метод сказкотерапии, когда человек вспоминает свою любимую или нелюбимую сказку. И на основании этого мы исследуем, анализируем жизненный путь, сценарий жизни. Почему человек принимает те или иные решения, что было у человека в детстве.

Иногда человек идет по пути сказочного героя, которого он откровенно не любил, но этого не осознает. В этот момент происходит открытие, после которого можно как начать принимать другие решения, так и полностью переписать жизненный сценарий.

Для этого человек сам пишет сказку при помощи терапевта сочиняет ее, рисует, анализирует.

Методы сказкотерапии очень эффективны не только в работе со взрослыми, но и в работе с детьми: не все дети сразу же готовы откровенно говорить о себе, доверять психологу. Но ребенок запросто может рассказать о своем любимом герое.

Как вариант, в работе с детьми, я использую карточки со сказочными героями. А дети, выбирая того или иного героя, могут показать как они видят себя, своих родителей и друзей. Например, если ребенок выбирает фею Динь-Динь, чтобы описать маму, то мы понимаем, что мама для малыша – это фея, которая все может и всегда спасет.

Эти образы помогают составить представление о ребенке, его семье, помогают найти точки соприкосновения.

Как мамы могут использовать методы сказкотерапии дома

Мамы не являются терапевтами своему ребенку, поэтому терапию они проводить не могут. Но они могут взять на вооружение некоторые приемы сказкотерапии. Главное, не пугаться и не стараться приписывать ребенку те качества или мысли, которых нет.

Сказка – это в первую очередь возможность пообщаться с ребенком, узнать, что он думает, что ему нравится, о чем мечтает, как он поступил бы поступил на месте того или иного героя, обсудить какие-то ситуации из сказки.

Есть такое понятие паттерны поведения (модели поведения). Часто они совпадают с паттернами поведения сказочных героев. Если найти персонажа, модель которого повторяет ребенок, то можно на его примере обсудить, какие качества могут помогать ребенку, а какие - мешать.

Например, мальчик любит супергероев, которые активно спасают всех вокруг, но при этом рискуют своей жизнью или причиняют ущерб себе. В таком случае стоит насторожиться, потому что у ребенка в самом худшем случае могут быть даже суицидальные настроения. Стоит разобраться, какие “спасительские функции” активирует герой, какие качества героя нравятся ребенку. Не стоит пугаться, но поговорить с мальчиком, спросить: что тебе нравится, а ты поступил бы также, а что бы ты сделал на месте героя.

Или другой пример. Ваша дочка любит мультфильм “Холодное сердце”. В таком случае спросите у нее:

- Кем бы ты была Анной или Эльзой?

- Как бы ты поступила на месте Анны/ Эльзы? Как бы ты поступила на месте Эльзы, когда маленькая Анна стучалась в дверь? Что чувствовала Анна/ Эльза, почему она так поступала?

По этим ответам мама может судить о том, какие чувства испытывает девочка, о чем она думает, переживает, что недоговаривает.

Если девочка выбрала Эльзу, а маму видит как Анну, есть вероятность, что дочка чувствует себя ответственной за жизнь мамы. В таком случае нарушается иерархия в их отношениях. Стоит задуматься, что нужно сделать, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, а не обязанным оберегать и спасать свою маму.

Одна из ключевых идей в мультфильме - “не быть собой”. Эльза не могла проявить себя истинной, настоящей, она была связана страхом. Возможно, девочка боится открыться маме, у нее нет с мамой доверительного контакта.

Золушка и Белоснежка в некотором роде похожи. И есть две категории людей: те, кто их любит и те, кто терпеть не может эти персонажи. Поговорим о тех девочках, которые их любят. Я бы на самом деле задумалась, что вытеснено в данных персонажах.

Если взять Золушку – ее зеркало, это злая мачеха. Если брать цельный образ, то это одно и то же лицо.

Если девочка любит Золушку, представляет себя Золушкой и отвергает Мачеху, возможно, она отвергает в себе все негативные качества и эмоции, такие как гнев и злость. Девочка считает, что должна быть только позитивной, нести свет людям.

А человек не может жить и развиваться только в одном спектре эмоций. Он должен испытывать как злость, так и радость, которые входят в основу базовых чувств человека, чтобы быть целостной личностью.

Если брать оригиналы сказок, в конце Золушка очень мстительно поступает по отношению к своим сестрам. Голуби в конце истории выклевывают им глаза. Дисней переписал эти концовки и сделал их более социально адаптированными и приемлимыми, и сказка заканчивается не так ужасно.

Но есть понятие архетипа. Архетип Золушки предполагает, что это добрая девочка, которая стремится нести позитив, помогать, всем угождать, радовать людей. Но что с ней происходит, когда она не получает благодарности? Она начинает злиться, обижаться, и ее внутренняя детская часть начинает мстить. И мстить она может по-разному. Но, конечно, это не значит, что девочка в реальности будет совершать явное зло, кого-то калечить и убивать.

Русалочка - замечательная девушка, которая готова пожертвовать своей личностью, своим “я” ради кого-то , кого она любит. Но если девочка пожертвует собой ради кого-то как принц Эрик, то он даже не заметит этого. В оригинальной истории концовка совершенно печальная: Русалочка превращается в пену, а принц даже не замечает этого факта, и со спокойной совестью женится на другой.

И вот, если приходит такая женщина на прием. И оказывается ее муж холодный нарциссический тип, который кроме себя ничего не замечает. А она перестает заниматься собой, встречаться с подругами, бросает хобби - все ради него, растворяется в нем, а он воспринимает это как должное, принимает ее «жертву» и пока она восхищается им, он терпит ее присутствие, но,что будет с женщиной, когда она перестанет им восхищаться и захочет стать собой.

Один из методов сказкотерапии – написание терапевтической сказки. В этом случае терапевт исследует проблему, с чем связано ее возникновение, и пишет сказку, отталкиваясь от этих данных. В главном герое сказки ребенок может узнать себя, а также как можно поступить в данной ситуации по-другому и получить другой результат.

Например, я работала с девочкой, которая боялась темноты. Я попросила ее описать, как она видит темноту. Девочка нарисовала темноту в виде чертика. И я сочинила для нее сказку.

Маленькая девочка каждый вечер ложилась спать в своей комнате. Однажды кто-то постучался к ней в окно. Это было маленькое лохматое темное существо со смешными глазами, похожее на чертика. И оно сказало: “Давай дружить”.

Девочка пустила чертика в дом, расспросила его, кто он и что здесь делает. Чертик рассказал, что он маленькое темное облачко, а его мама – Темная Ночь.

Чертик рассказал о темноте, зачем она приходит, какая от нее польза, как она помогает людям. Как ему плохо, потому что его все боятся из-за того, что его мама- Темная Ночь. А Чертик так хочет дружить, играть и убаюкивать малышей, читать им сказки”.

В таком формате мама читает сказку каждый вечер. И это помогает ребенку справиться с различными проблемами. В данном случае – со страхом темноты.

Для мам, которые не могут обратиться к психологу за помощью и не умеют придумывать сказки, я бы рекомендовала книгу Разиды Ткач “50 целебных сказок для детей”. Это сборник сказок, которые можно рассказывать ребенку в разных проблемных ситуациях.

Чтение сказок полезно не только для детей. Это прекрасная возможность пообщаться и лучше узнать о мыслях и переживаниях самих родителей. Возможно вы найдете ответы на некоторые свои вопросы.

Не нужно ждать, когда ваш муж догадается, о чем вы думаете, расскажите ему об этом. Также не стоит думать, что вы знаете, все, что у него творится в душе. Проблема обычно в том, что мужчины более замкнуты, их, как правило, сложнее вызвать на откровенность, чем женщин.

Предложите мужу посмотреть мультфильм вместе с ребенком и поспрашивайте: кто в мультфильме понравился, кем из героев он хотел бы быть, а как бы муж поступил на месте героя. Или поговорите про любимых сказочных персонажей: кто из супергероев нравился ему в детстве, на кого он хотел быть похож, что именно нравилось в персонаже.

Расскажите мужу о своих любимых сказочных героях.

Так вы сможеет узнать больше о друг друге, о мыслях, чувствах, детских мечтах и ожиданиях. Это сделает вас ближе, а ваши отношения станут более доверительными.

День украинского супергероя

21-22 мая

11:00 – 19:00

ТЦ Домосфера

Киев, Столичное шоссе 101

вход свободный