Как расшифровывать детские рисунки: история 5-летней Карины, которая закрылась от мира

Автор
Как расшифровывать детские рисунки: история 5-летней Карины, которая закрылась от мира

5-летняя Карина отказывалась общаться с окружающими. Девочка работала с психологом на протяжении почти двух лет и все это время передавала свое внутреннее состояние через рисунки. На примере Карины психоаналитик Варенка Марк показала, как важно знать, на что обратить внимание, когда ребенок рисует, и уметь анализировать детские рисунки.

В возрасте 3-4 лет ребенок впервые рисует дом. Так он рассказывает окружающему миру о себе, поэтому важно знать, как расшифровывать детские рисунки. Обычно первые домики детей состоят из квадрата (основа дома) и треугольника (крыша). Также на детских рисунках размещается кружочек – это солнце.

«Эти геометрические формы – универсальный, символический язык, которым пользуются дети, чтобы выразить себя, – объясняет психоаналитик Варенка Марк (Varenka Marc). – Рисунок дома передает то, как они ощущают себя в окружающем их пространстве, то, как чувствуют свое тело. Например, если на рисунке домик заваливается набок, стоит неустойчиво, ребенок, скорее всего, тоже «не чувствует почвы под ногами», растерян или чем-то угнетен». Однако не стоит сразу же бить тревогу, если в детском альбоме вдруг появились черные тучи с молнией или уж слишком скособоченный замок: «Его ощущение собственного тела постоянно меняется, так же меняется и рисунок – в зависимости от возраста и волнующих ребенка чувств». Дети бессознательно передают через рисунок дома свой внутренний мир, рассказывают о себе лишь до 6–8 лет. Ребенок постарше уже внимательнее к окружающей действительности и, рисуя, воспроизводит детали реальных домов. «В рисунке больше проявится его отношение к тому, что «вовне», – заключает Варенка Марк. – Но и этот сюжет необычайно интересен!»

Смотрите, как менялись рисунки Карины за время ее работы с психологом.

Сентябрь: она не общается

Как анализировать детские рисунки

«Узкий, тесный дом без окон – и значит, без сообщения с внешним миром, дверь, которую невозможно открыть, передают внутреннее состояние девочки: она чувствует себя зажатой, скованной. Однако яркие краски и устремленные вверх формы рисунка выражают ее желание выбраться из этого состояния. Нежные цветочки – маленькие живые существа – возможно, напоминают девочке о безмятежном состоянии младенчества. Это и переживание эдипова периода: цветы – словно множество маленьких дочек, которыми девочка хотела бы порадовать своего отца».

Январь: Карина открывается миру

Как анализировать детские рисунки

«В рисунке дома появляются два новых элемента: небольшое окно наверху (девочка еще не готова открыться, но она наблюдает за тем, что происходит вокруг) и труба на крыше – связующее звено между домом (ребенком) и небом (окружающим миром). Дым из трубы навевает мысли о теплой атмо-сфере семьи. Образы родителей – деревья около дома; кажется, что они охраняют его, оберегают. Дерево слева символизирует твердую фигуру отца; то, что справа, с цветущей кроной, соотносится с матерью, у которой можно найти ласку и защиту».

Май: она себя утверждает

Как анализировать детские рисунки

«У дома появились четкие контуры, а это значит, что Карина чувствует себя увереннее, чем раньше. На рисунке теперь два окна: она все еще наблюдает за миром, но большое окно красного (активного) цвета говорит о том, что девочка готова начать общаться. Количество окон и дверей в нарисованном доме соответствует числу членов ее семьи: признав за родителями их место, Карина может найти свое и отстаивать его».

Март: Карина нашла свое место

Как анализировать детские рисунки

«10 месяцев спустя дом приобретает заметные размеры – Карина стала увереннее. Солнце, яркий образ силы и могущества, также говорит о том, что девочка чувствует себя лучше. Труба исчезла, зато прилетели птицы – символ общения и духовных устремлений. Исчезли деревья (Карине не нужны больше опоры), на окнах появились занавески – своего рода «веки на глазах»: ребенок теперь способен не только открыться, но и защитить свое внутреннее пространство от вторжения извне».

Источник: psychologies.ru