Развиваем коммуникативные способности детей: 5 советов родителям

Автор
Развиваем коммуникативные способности детей: 5 советов родителям

Арт-терапевт Наталия Грабовская даст несколько советов родителям, применив которые, мы сможем развить коммуникативные способности наших детей.

Думаю, о важности и нужности социализации для ребенка говорить не нужно – каждый современный родитель хорошо понимает, что многие вещи в судьбе ребенка напрямую зависят от того, какое место в обществе он для себя определит, насколько эффективно научится общаться с окружающими, находить компромиссы, доносить свои мысли, договариваться, отстаивать свое мнение . И что немаловажно – просто дружить.

Со стороны может показаться, что процесс социализации должен, как бы, пойти сам собой, однако на практике ребенок встречается с огромным количеством трудностей, начиная от элементарного желания быть во всем лидером и заканчивая классической подростковой сложностью – попаданием под неадекватное и даже опасное влияние.

О социализации написано немало трудов, но оставим, пожалуй, сложные схемы психологам и попробуем рассмотреть на практике, как же сама мама может помочь социализации своего ребенка в домашних условиях.

Развиваем коммуникативные способности детей: 5 советов родителям - изображение №1

Первый совет – учить учиться. У всех и всего, что окружает. Важно систематически пояснять ребенку, что у каждого собеседника можно найти что-то полезное для себя, просто необходимо обращать внимание не на «минусы», а на «плюсы». Например, не: «этот мальчик отвратительно ковыряется в носу», а: «он очень громко и четко говорит, поэтому все его сразу понимают и обращают на него больше внимания».

Из первого совета плавно вытекает второй – слушать и наблюдать. Вот за такими «плюсами» нужно наблюдать очень внимательно и «присваивать» их, по возможности. А еще – слушать других (особенно, взрослых), больше молчать и замечать, о чем говорят другие – вдруг будет что-то очень полезное?

Третья подсказка – введение правила авторитета. Детям часто не понятно, почему они должны слушаться старших? И, если более раннему поколению, еще лет десять назад, достаточно было получить аргумент, «потому, что взрослые знают лучше», но сейчас на этот крючок ребенка не возьмешь: важно предельно подробно, честно и обстоятельно объяснить ему суть понятия «авторитет».

Авторитет – это тот, к кому надо прислушиваться, потому, что он умнее, мудрее, больше успевает и делает что-то хорошее, правильное. Это вполне конкретный и обычный человек, просто благодаря своему опыту и деятельности он заслуживает особого внимания... Старайтесь не нагромождать понятия – для детей (не зависимо от возраста) важна простота и доступность.

Развиваем коммуникативные способности детей: 5 советов родителям - изображение №2

Четвертый момент – разделение социальных зон. Нет ничего страшного, что в пределах разных зон ребенок играет, как бы, разные роли: дома он один, в школе – другой, с близкими друзьями – третий. И роли эти могут быть настолько противоположными, что даже трудно поверить, что их играет один и тот же человек.

Дети любят пробовать пределы границ социальных зон и своих собственных возможностей. Важно доходчиво объяснять ребенку, почему в данной социальной группе его воспринимают таким, а в другой – нет

Это все оттого, что дети любят пробовать пределы границ социальных зон и своих собственных возможностей. Важно доходчиво объяснять ребенку, почему в данной социальной группе его воспринимают таким, а в другой – нет. Например, мама хорошо знает и любит ребенка, поэтому многое ему прощает, воспитательница и учительница ждет выполнения правил и определенных результатов – поэтому проявляет больше строгости, в коллективе сверстников ребенок может баловаться, но если кого-то обидит – может лишиться друзей и любви коллектива и т.д.

Можно объяснять на простом примере: лев в цирке, в клетке и в живой природе. На воле он свободен, более сосредоточен и агрессивен, так как должен прокормить себя, в цирке за ним ухаживают, кормят, но взамен он работает, поддается дрессировке, в зоопарке он тоже не свободен, но с другой стороны, от него не ожидают слишком многого.

И, наконец, пятый совет – понимание правила партнерства и дистанции. Чем раньше ребенок усвоит правила этой игры, тем легче ему будет в процессе коммуникации. Люди разные. У них разные желания и ожидания, понятия правил и восприятие окружающего мира. Это важно уважать и принимать, даже если временами нам кажется, что это странно. Кто-то, например, обожает, когда его берут за руку, обнимают, называют ласковым словом, а кто-то хочет держаться на расстоянии. И это совсем не значит, что с таким человеком не нужно общаться и сотрудничать! Просто к каждому необходим свой подход. Тот, который станет комфортным для всех!

Удачи вам и родительского терпения!