Этапы развития речи ребенка от года до трех лет

Автор

Когда «гав-гав» превращается в «собаку», а «ма-ди» в «мама, иди»? Сколько месяцев нужно ребенку, чтобы запомнить 1000 слов? И еще множество вопросов волнует молодую маму на этапе становления речи своего малыша. В каком же возрасте ребенок строит свое первое предложение?

Существуют общие для всех детей этапы развития речи. У каждого ребенка эти этапы проходят индивидуально – у кого-то раньше, у кого-то позже. Но каждому родителю хочется знать примерно, чего и когда ждать: когда ребенок произнесет первое слово, когда начнет говорить фразами.

В первый год своей жизни малыш начинает реагировать на общение, учится улыбаться, произносит различные гукающие звуки, различает голоса, начинает смеяться, придает интонации голосу, начинает произносить первые слоги, общается при помощи жестов. К своему первому дню рождения ребенок уже можетсознательно произносить несколько простых слов: ма-ма, гав-гав, ба-ба. Как же начинает развиваться речь ребенка?

Основные этапы развития речи

12 месяцев (1 год)

  • Ребенок сознательно использует одно или несколько слов (это могут быть фрагменты слова). В разных ситуациях одно и то же слово может иметь разные значения. Например, «мама» ребенок произносит, когда видит свою маму; или когда зовет маму.
  • Ребенок понимает простые инструкции (пей, ложись, иди), показывает знакомые слова на картинке «покажи, где кошечка».
  • Словарный запас ребенка составляет 5-6 слов.На этом этапе развития ребенок осознает социальную значимость речи.
  • На этом этапе развития ребенок осознает социальную значимость речи.

18 месяцев (1 год 6 месяцев)

  • Словарный запас ребенка резко увеличивается от 7 до 20-30 слов.
  • В основном словарный запас ребенка состоит из существительных.
  • В речи присутствует эхолалия – неосмысленное повторение слышимого слова или фразы снова и снова.
  • Ребенок начинает невнятно и эмоционально говорить на тарабарском языке.
  • Ребенок может показать одну из частей тела.

21 месяц (1 год 9 месяцев)

  • Ребенок может показать три части тела.
  • Использует фразу из двух слов « Мама, дя!» - «Мама, дай!».
  • Увеличивается количество слов, которые ребенок произносит правильно. Например, вместо «ав-ав!», ребенок говорит «собака».
  • Ребенок начинает задавать простые вопросы «Где мама?», «Какой?».
  • Словарный запас ребенка не менее 20 слов.

Если к двум годам ребенок не начал говорить, обратите внимание, общается ли он другими способами – мимикой, жестами, интонацией, «тарабарским языком». Если да, то значит, скоро ребенок заговорит, осталось подождать совсем немного.

24 месяца (2 года)

  • Ребенок может назвать несколько предметов из его окружения.
  • Накапливается пассивный и активный словарный запас.
  • Словарный запас возрастает до 150-300 слов.
  • Формируются первые грамматические навыки: порядок слов в предложении (при постоянном общении с взрослыми).
  • Развивается умение использовать один из предлогов: в, под, на.
  • Беглость речи и ритмика произношения – плохая, не четкая.
  • Ребенок начинает выражать свои желания (чтобы его взяли на ручки, поставили на пол) при помощи жестов, мимики и звуков.
  • Согласие или отказ выражается четко словами «да» или «нет».
  • Громкость голоса контролируется не умело.
  • Ребенок знает несколько местоимений, например, «я», «ты», «мы», но использует их неправильно.
  • Начинает использовать местоимения «моя», «мое», «мой».
  • Ребенок может показать пять частей тела «покажи мне свой носик (глазик, ротик, волосы)».
  • Произносит звуки:п, б, м, ф, в, т, д, н, к, х, г.
  • Пропускает такие звуки как - с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л.

30 месяцев (2 года 6 месяцев)

  • Ребенок правильно пользуется местоимениями «я», «ты», «мы», «мне».
  • Понимает значение слова «один», знает последовательность «один»-«два».
  • Ребенок различает значение действий окружающих «покажи, кто сидит», «покажи, кто стоит».
  • Словарный запас достигает 200- 400 слов.
  • Часто ребенок произносит слова неправильно, заменяя один звук другим «копата» -«лопата»
  • Начинает произносить правильно звуки с, з, л.
  • Правильно употребляет предлоги в конкретной ситуации «на чем мама сидит?».
  • Ребенок начинает задавать вопросы «что это?», «а что это?».
  • Обращается к взрослому с просьбой, жалобой.

36 месяцев (3 года)

  • Ребенок начинает использовать множественное число существительных.
  • Умеет пользоваться глаголами и различает прошедшее время.
  • Умеет правильно использовать несколько предлогов и союзов «потому что», «когда», «если».
  • Знает все основные части тела, может их назвать или показать.
  • Запас слов увеличивается до 900-1000 слов.
  • Речь ребенка понятна для окружающих.
  • Ребенок различает свой пол, возраст, имя.
  • Понимает прочитанные короткие сказки и рассказы.
  • Ребенок умеет вести беседу и связно рассказать о простых событиях.

Если вы видите, что развитие речи ребенка не отвечает стандартной схеме развития, то обратитесь за консультацией к специалисту.

Пусть ваш ребенок будет здоровым! Приятного вам с ним общения!