Раннее развитие ребенка: методика воспитания Джин Лидлофф

Автор

Сейчас существует множество методик раннего развития детей. И большинство из них пропагандируют принципы равенства и свободы. Но дальше всех в этом зашла исследователь Джин Лидлофф. Возможно, кому-то принципы ее воспитания покажутся шокирующими. Давайте разбираться.

Американская исследовательница Джин Лидлофф (Jean Liedloff — Жанна Ледлофф или Жан Ледлофф в некоторых русских переводах) предложила систему воспитания, в которой детям с самого раннего возраста не только можно, но и нужно давать острые ножи, инструменты, позволять почти без присмотра играть на краю пропасти или на берегу глубокого водоема, смотреть, как родители занимаются любовью…

Джин Лидлофф разрешает детям брать острые предметы, инструменты и играть на краю пропасти

Столь парадоксальный способ воспитания исследовательница представила общественности после жизни в течение ряда лет в племеми екуана, в «дикой» Амазонии. Племя на тот момент почти не имело контактов с «цивилизацией», и Лидлофф созерцала гармоничное и счастливое общество: родители не бьют детей и не кричат ​​на них, а дети — не шантажируют родителей плачем, весело помогают по хозяйству… Это поведение столь отличалось от поведения детей в США, что заинтриговало Лидлофф, она решила разобраться в его причинах. Затянувшееся на долгие годы исследование привело к открытию «континуума», определенного комплекса ожиданий необходимого опыта, который выработался и стал врожденным у человека в процессе повторения из поколения в поколение определенных последовательностей поведения.

Читай также:Перечень центров детского развития

Суть методики воспитания Лидлофф

Суть теории «Континуума» Лидлофф (несколько упрощая) звучит так: "Если человек не получил определенный опыт, ожидания которого заложено в нем на генетическом уровне, он всегда будет бессознательно искать этот опыт, он будет психически ущербным, обделенным и ему придется постоянно жить с «неправильностью», которая не дает быть счастливым".

Таким образом, у каждого новорожденного уже заложены определенные потребности, ожидания и тенденции развития, присущие всем Homo sapiens, и человечек готов развиваться в соответствии с этими ожиданиям. А то, насколько реальный физический, интеллектуальный и эмоциональный опыт противоречит врожденному, и определяет, насколько конкретный человек будет психически нездоровым, нецелостным, насколько далеко он уйдет от заложенного в него потенциала быть счастливым.

Лидлофф полагает, что некоторые практики нашего общества, идущие вразрез с "континуумом", программируют нас жить несчастными. Например, отлучение ребенка от матери в роддоме сразу после рождения наносит особенно сильную травму. Эта травма будет неосознанно довлеть над ним на протяжении всей жизни. Ничего в опыте предков не подготовило младенцев к тому, что их будут оставлять одиноко рыдать. Согласно Лидлофф, во время «оральной» фазы ребенка нужно постоянно носить на руках — женщины племени екуана носят их на себе в перевязи, ребенок все время находится в телесном контакте с матерью, чувствует себя защищенным, и спокойно усваивает нужный ему опыт.

Недостаток материнского внимания во время «ручного периода» сказывается в зрелом возрасте — иногда континууму приходится загонять организм ребенка в болезнь, чтобы почувствовать «материнскую» заботу

Недостаток материнского внимания во время «ручного периода» сказывается в зрелом возрасте — иногда континууму приходится загонять организм в болезнь, чтобы почувствовать «материнскую» заботу и внимание со стороны близких — то, чего не хватило в начальный период роста.

С этим трудно не согласиться — кто из нас в школьном возрасте сам не «любил поболеть» — так хорошо: родители сразу вспоминают о чаде, начинают заботиться, ухаживать… И ОРЗ становится коротким отдыхом — обычная реакция для восстановления баланса у организма, слишком далеко отошедшего от психологически приемлемого уровня благополучия.

Проявлениями недостатка «ручного» опыта становятся, согласно Лидлофф, и зависимости: от героина, алкоголя, компьютерных и азартных игр, снотворного…

Социальные последствия "утраты континуума"

Травмы, возникающие из-за нехватки некоторого опыта, приводят к страданию не только индивида: теория Лидлофф отлично экстраполируется на макроуровень.

Лидлофф считает, что много «багов» нашей цивилизации — влечение к преступности, борьба за власть, эгоизм, происходят именно от нехватки полноты этого базового опыта.

В социуме екуана отсутствует идея соперничества. Соперничество не является необходимым для их эмоционального здоровья, а потому в культуре екуана почти отсутствует конкуренция — все счастливы и довольны жизнью.

Недостаток же материнской любви возвращается "цивилизованному" обществу, среди всего прочего, в том факте, что в Европе и США процент психически нездоровых людей оценивают в 95-99% от всего социума. В Украине – еще выше – 98-99.9%. Причем, людей нездоровых «вредно» — чем более разочарованы и отчуждены люди, тем больше они испытывают потребность судить и оценивать других, — упомянутые екуана и соседние племена проявляют редкую толерантность как к абсолютно чуждым им белым, так и к индивидуальными особенностями членов племени или клана.

Идеи Лидлофф для современного жителя большого города выглядят малоприменимыми. Мы слишком далеко ушли от природы, перестали чувствовать ее и переставали передавать естественное ощущение правильности своим потомкам. К чему это приведет?

Чем меньше культура полагается на инстинкты, и чем больше — на интеллект, тем больше запретов приходится накладывать на членов общества, чтобы его поддерживать. И тем труднее человеку в таком социуме быть счастливым и вести полноценную жизнь.

Мудрости и терпения вам в воспитании детей!