Психомоторное развитие ребенка от 1 до 3 лет

Автор
Психомоторное развитие ребенка от 1 до 3 лет

Информацию о том, что должен уметь малыш в определенном возрасте, необходимо знать молодым родителям, чтобы понимать, правильно ли развивается их ребенок.

Помочь разобраться в этом сложном вопросе могутнормы психомоторного развития малыша, но для начала давайте разберемся со значением этого пугающего термина и попытаемся четко понять, что же это такое.

Психомоторное развитие ребенка - достаточно сложное комплексное понятие, состоящее из двух основных составляющих: оценка работы органов чувств и уровня развития двигательного аппарата малыша. То есть мы, родители, должны четко понимать, правильно ли развиваются и функционируют у малыша слух и зрение, владеет ли он в полной мере тактильными ощущениями, достаточный ли у крохи мышечный тонус, умеет ли он ходить и бегать, развита ли мелкая моторика.

Читай также: "Ладушки, ладушки…" Чем полезна зарядка для пальчиков?

Правильно оценить психомоторику ребенка не всегда получается даже у самых внимательных мам и пап, ведь наш малыш для нас всегда самый лучший. Если у родителей уже есть старшие дети, они могут сравнивать развитие крохи с подросшими братиками и сестричками, а если родившейся малыш - первенец в семье, родители наблюдают за тем, как развиваются его сверстники.

Но поскольку развитие ребенка достаточно индивидуальный процесс, лучше ориентироваться в этом вопросе не на развитие соседского малыша, а на принятые врачами нормы развития в возрасте от 1 до 3 лет, с которыми мы и хотим вас познакомить.

Психомоторное развитие ребенка от 1 до 3 лет - изображение №1

Итак, что должен уметь малыш в своем возрасте:

1 год и 3 месяца: у крохи активно расширяется интерес к окружающим предметам, игрушкам, увеличивается словарный запас, он все лучше понимает то, что говорят ему взрослые, повторяет увиденные действия в игре, много ходит, во время ходьбы часто меняет положение тела, умеет приседать, может самостоятельно кушать ложкой густую пищу, бросает двумя руками мячик.

Врач – педиатр Мария Савинова: «Зачастую молодым родителям кажется, что после первого года интенсивного развития, дальше малыш идет уже не такими «широкими шагами». Новые навыки появляются не так часто и не так быстро, как раньше. Тем не менее, возраст от 1 до 3 лет тоже очень важен. Раньше кроха приобретал умения, которые ему нужны для выживания (учился управлять своим телом, перемещаться в пространстве), после первого дня рождения малыш совершенствует приобретенные навыки, и развивается в основном эмоционально и интеллектуально».

1 год и 6 месяцев: малыш хорошо ходит, понимает много слов, активно выражает свои эмоции (согласие и несогласие), учится обобщать предметы по одному признаку (может собрать красные пасочки отдельно от желтых), ориентируется в формах предметов (шарик, кубик, кирпичик), при общении использует все более сложные слова, может кушать ложкой жидкую пищу.

1 год и 9 месяцев: рассматривая картинку, малыш может ответить на простые вопросы (кто спрятался за кустиком? куда пошла девочка?), обозначает свои действия двумя словами, используя глаголы (Лена пошла, Саша кушает), ориентируется в размерах предметов (большой, маленький), выполняет несложные постройки из кубиков, с удовольствием слушает детские стишки и песенки, может залезть на небольшую лесенку и спуститься с нее.

Психомоторное развитие ребенка от 1 до 3 лет - изображение №2

2 года: малыш понимает почти все, что говорят взрослые, без подсказок выполняет простые логические последовательные действия, употребляет в речи прилагательные и местоимения, знает названия частей тела, перешагивает через препятствия, частично самостоятельно одевается. Ориентировочный словарный запас – 200-250 слов, разговаривает предложениями из 2-3 слов.

Майя Бодрова, врач-педиатр клиники «Добробут»:«По общепринятым нормам в 2 годика ребенок должен знать и понимать около 200 слов. Но бывает так, что ребенок почти не говорит, но все понимает. Это значит, что у него есть большой пассивный запас слов, но активно он пользуется всего несколькими десятками слов. В этом возрасте волноваться не стоит. Но если после 3 лет ситуация не улучшается, тогда стоит обратиться к специалисту».

2 года и 6 месяцев: ребенок задает вопросы «где?», «когда?», умеет подбирать по образцу предметы (ориентируясь по цвету, форме), его речь становится более сложной и правильной, употребляет предложения из 3-х слов, логическая последовательность игр усложняется (кормит куклу, переодевает и укладывает спать), начинает пользоваться карандашом, пластилином, одевается почти самостоятельно, правильно держит ложку и аккуратно кушает, хорошо ходит и бегает, ловкий, подвижный, бросает мяч одной рукой.

Наталья Анатольевна Щербакова, логопед Центра психологии «Я + семья», рассказывает:«Если малыш в 2 года все понимает, но говорит только на «своем языке» - это вообще-то, нормально, так и должно быть. Хуже, если он молчит. Кстати, эта проблема молчаливых детей, очень актуализировалась в последнее время, многие логопеды просто бьют тревогу. Ребенок, вообще должен хотеть говорить, или, по крайней мере, подражать речи взрослого, лепетом, бормотанием. А вот если он совсем не хочет – это должно настораживать, тут нужно работать со специалистом».

3 года: малыш моет руки перед едой, самостоятельно ест, одевается и раздевается, умеет застегивать и расстегивать пуговицы, использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, задает вопросы «почему?», «зачем?» , правильно называет предметы в игре, появляются элементы ролевых игр (в доктора, в гости), показывает и называет основные цвета, может нарисовать небольшой элементарный рисунок карандашом, слепить простую фигурку из пластилина, перешагивает препятствия чередующимся и приставным шагом, вылезает на небольшую высоту. Ориентировочный словарный запас – 500-600 слов.

Психомоторное развитие ребенка от 1 до 3 лет - изображение №3

Мы предоставили вам перечень основных этапов психомоторного развития ребенка в возрасте от одного до трех лет. Однако не забывайте: все малыши развиваются индивидуально, у кого-то что-то получается лучше, а у кого-то вызывает трудности.

В возрасте от 1 до 3 лет, как, впрочем, и всегда, ребенку очень важна ваша помощь – уделяйте крохе больше внимания, окружайте теплом и заботой, следите за развитием, чтобы вовремя обнаружить какие-либо отклонения и устранить их и ваш малыш обязательно вырастет самостоятельным, активным и здоровым!