Малыш не говорит? Надо бить тревогу!

Малыш не говорит? Надо бить тревогу!

Вашему крохе почти 2 года, а он произносит всего пару слов? Все понимает и даже выполняет ваши просьбы? На что должны обратить внимание родители, если кроха после 2 лет не начал говорить...

Об этом читайте в нашем интервью с логопедом Центра психологии «Я+семья», Натальей Анатольевной Щербаковой.

1. Наталья Анатольевна, расскажите, в каком возрасте малыша родителям стоит начинать беспокоиться, что малыш не говорит, или говорит плохо? Есть ли какие-то возрастные рамки, когда начинать бить тревогу? Расскажите, как правильно формируется речь ребенка?

Наверное, всем родителям будет полезно знать о некоторых ключевых вехах развития речи у ребёнка. Рассмотрим самые основные:

3-4 мес. – малыш реагирует на вашу речь мимикой, жестами, появляется гуление.

11-12 мес. – простые односложные слова, должен реагировать на свое имя. Основанием для вашего беспокойства может быть отсутствие лепета, отсутствие подражания в игре.

2 года – простые предложения из 2-3 слов.

3 года – предложения из 3-4 слов, простые фразы.

4-5 лет – короткий рассказ о себе, связная речь, в активном словаре малыша – около 1500 слов.

Беспокоиться стоит, если в речи только существительные и нет глаголов, и отсутствует подражание новым словам. Это – веский повод для обращения к логопеду.

Особое внимание стоит обратить на такие факты, как проглатывание частей слова, когда от них остается только начало или только конец, или только один слог.

Также, маме стоит вспомнить ход протекания беременности, особенности родов, так как именно там мы можем и обнаружить факторы, влияющие на формирования речи ребёнка. К таким особенностям относится, в частности, кесарево сечение, патологии родов, выраженная болезненность малыша.

2. Если малыш в 2 года все понимает, но говорит только на "своем языке", что делать? Почему это происходит?

То, что он говорит «на своем языке», это вообще-то, нормально, так и должно быть. Хуже, если он молчит. Кстати, эта проблема молчаливых детей, очень актуализировалась в последнее время, многие логопеды просто бьют тревогу.

Ребенок, вообще должен хотеть говорить, или, по крайней мере, как угодно подражать речи взрослого, лепетом, бормотанием, как угодно. А вот если он совсем не хочет – это должно настораживать, тут нужно работать со специалистом.

3. Существуют ли определенные методики для развития речи детей? Как маме стимулировать разговорную речь?

Такие методики есть.

Например, метод комментирующей речи – он довольно универсален. Чтобы его применять, маме совсем не обязательно отрываться от своих домашних дел, достаточно пригласить и вовлечь малыша. Например, на кухню, со словами «сейчас будем варить суп. Вот берем большую кастрюлю, наливаем водичку, ставим на огонь и т. д.» При этом стараемся произносить слова правильно, четко, громко и выразительно. И вовсе необязательно предупреждать кроху о том, что «сейчас мы будем учиться правильно говорить». Комментирующая речь хорошо работает и дома, и на прогулке, и в песочнице, можно озвучивать буквально все, что видите, описывать детально и в подробностях все процессы, например, одевание, кормление и др.

Далее. Читайте малышу много интересных книжек, сказки, чтобы ему хотелось слушать, заодно привьете любовь к книге.

Ну, и конечно, игра – это самое основное занятие ребенка, поэтому в форме игры развивать речь наиболее естественно, четко и правильно выговаривая слова, и при этом увлекая ребенка интересным игровым процессом.

Но при этом «учите его учиться», то есть приучайте к тому, что всякое дело надо доводить до конца – дослушать сказку, дорисовать кошечку, убрать все игрушки и т.п. Кстати, об игрушках. Не стоит тратиться на дорогие и сложные, гораздо важнее больше времени проводить с малышом, а игрушки могут быть и самыми простыми, и одолженными у друзей/знакомых. Ведь у всех у нас дома есть обычные детские книжки, сказки, старые игрушки, разукрашки и так далее. Это и есть самый лучший материал для работы. На любой из них можно создать мини-спектакль, или игру, где акцентировать внимание на словах, их произношении, и прочем. И очень важно – не давайте ребёнку долго сидеть возле телевизора, а особенно – возле компьютера. Пользы от этого – почти никакой, кроме вреда.

Главное, золотое правило – чаще и больше общайтесь с малышом.

4. При каких заболеваниях может отставать речевое развитие ребенка?

Речь – самая молодая функция коры головного мозга, поэтому она чаще страдает. Она интенсивно развивается первые годы жизни ребенка, а на развитие ее влияют, в частности, описанные ранее показатели – сложности протекания беременности и родов.

Конечно, если речь идет об особом ребёнке, например, с интеллектуальной недостаточностью или аутичными проявлениям, то развитие речь будет развиваться, само собой, с задержкой, и тут помощь психолога, невролога, логопеда и коррекционного педагога очень трудно переоценить.

5. При каких патологиях необходимо посещение логопедического садика?

Вообще, логопедические сады посещают только дети с речевыми проблемами, сохранным интеллектом и нормальным слухом. Для детей с задержкой психического развития и/или нарушениями слуха есть специальные сады.

Но садик может и не быть панацеей, есть дети – домашние, которым психологи не рекомендуют садик, из-за стресса, который они переживают, отрываясь от мамы. Это может послужить даже причиной приостановки речи. Включается механизм сохранного торможения, спасающий ребенка от психической катастрофы.

Логопедический садик хорошо работает в комплексе с другими методами – индивидуальная работа с логопедом, домашняя работа с родителями.

6.Если ребенок заикается, к какому специалисту обращаться? Каковы причины заикания?

Надо обратиться к логопеду, психологу и к неврологу. Причины могут быть очень разными, и в каждом случае они изучаются индивидуально, причем врач назначит медикаментозное лечение, а психолог (или педагог), соответственно - коррекцию. Проблема эта очень непростая, и более раннее обращение повышает шансы на успех.

Могут быть и запинки в речи. Они характерны для детей, начавших говорить позже сверстников, когда их речевой поток довольно быстр, мысль летит впереди слова, и тут могут приключиться запинки.

Не стоит быть слишком суеверными в поисках причин заикания, не так важно вообще концентрировать внимание на причинах. Например, говорят «внезапно близко залаяла собака, а после этого малыш стал заикаться». Собака тут – вовсе не причина, а всего лишь последний «спусковой механизм», выпустивший уже развившиеся внутренние проблемы, которые можно разрешить, повторюсь, при своевременном обращении.

Наталья Анатольевна Щербакова,

Логопед Центра психологии «Я+семья»