Правополушарное развитие ребенка: вместо «агу-агу»

Автор
Правополушарное развитие ребенка: вместо «агу-агу»

В редакции UAUA.info пополнение!

Правополушарное развитие ребенка: вместо «агу-агу» - изображение №1

Знакомьтесь - Марина, мама сынишки Клима: «Я уверена, что знаю о материнстве не больше, чем вы. Но думаю, что наш коллективный мамский разум способен сообща решить любую задачку. Буду делиться с вами своими мыслями, находками и опытом. Вместе мы знаем больше!»

В какой-то момент мне стало невыносимо общаться с младенцем на уровне первобытных людей и обмениваться разноинтонационными «агу-агу». Мне казалось, что так мы деградируем оба. Значит, пришло время для – пампарарам – раннего развития.

Сколько вокруг этого словосочетания сейчас точится диспутов и пререканий. Мне, честно говоря, тоже не особо импонирует такое определение. Я лично не считаю такое развитие РАННИМ – по мне, так это ОБЩЕНИЕ с ребенком. И чем раньше начать с младенцем ОБЩАТЬСЯ, тем скорее он начнет общаться с окружающим миром.

Никаких пособий непосредственно по развитию я не читала, кроме разве что «После трех уже поздно» Масару Ибуки, и то – это не пособие, а направление мысли – чем раньше предоставить ребенку возможность развивать свои способности, тем лучше для него же. Как-то мимо меня прошли методика Монтессори, Домана, вальдорфская, и совершенно случайно я наткнулась в Интернете на сайт молодой мамы (www.supermom.ru), которая адаптировала методику японца Макато Шичиды для занятий со своей дочкой. В итоге ее увлечение теперь имеет многих последователей, но речь о другом. О принципе.

Шичида выяснил, что возможности левого и правого полушарий нашего мозга различаются. Левое, или аналитическое полушарие, обрабатывает получаемые данные очень быстро, но также быстро «стирает» всю лишнюю информацию. Правое же, наоборот, заполняется данными на всю жизнь, которые потом вдруг возникают в виде зрительных образов. Задача левого полушария – извлекать требуемую информацию из правого. Но чем старше мы становимся, тем меньше связей между полушариями. И если не активизировать эти связи с младенчества, к трем годам они бесследно исчезнут. Другими словами, мозг ребенка правильно стимулировать с первых месяцев жизни.

Кощунство? Не думаю. Японцы все-таки сумели в этом мире чего-то добиться, не так ли? И поверьте, гениев с помощью любой методики раннего развития вы, к счастью (или к несчастью – как посмотреть), не вырастите. Гениальность – это все-таки какой-то генетический сбой. Занимаясь же с ребенком, вы будите его умственный потенциал, даете ему в руки удочку, с помощью которой в жизни он сможет ловить золотых рыбок. Учите его учиться. Не этот ли навык уже сегодня является залогом конкурентного преимущества в нашем переполненном информацией и возможностями мире? А что будет через 20-30 лет?!

Правополушарное развитие ребенка: вместо «агу-агу» - изображение №2

Скажу больше. Дошкольное и школьное образование в нашей стране акцентирует внимание на развитии левого полушария – логика, аналитика… Но ведь гораздо важнее, мне кажется, способность запоминать большие массивы данных, извлекать из них требуемую информацию, воспроизводить когда-либо увиденное или прочитанное в мельчайших подробностях, наконец, проявлять себя в творчестве. Мы не умеем рисовать, или играть на фортепиано, или создавать скульптуры не потому, что «руки не из того места растут». Очень во многом это связано с неспособностью воспроизводить и фиксировать образы. Что, в свою очередь, невозможно без развитого правого полушария.

Пока с методикой Шичиды не соприкоснешься на практике, выглядит она устрашающе фундаментальной. На самом же деле это – последовательность достаточно увлекательных, даже для взрослого, заданий по 2-3 минуты на каждое. Ребенок даже не устает от занятия, которое максимум растягивается на полчаса, да и то – эти 30 минут реально пролетают незаметно. Я не буду описывать правила каждого задания – если вы захотите, отыщите сами. Скажу только, что заниматься с сыном я начала, когда ему было полгода (естественно, это были какие-то простейшие задания с постепенным расширением). И во всей этой затее меня больше всего вдохновляют не его способности безошибочно выполнять конкретно поставленную задачу, а то, как в жизни сын развивается: я прям вижу, как работает его мозг, если он сталкивается с чем-то необычным, непривычным; как он реагирует на окружающий его мир, как принимает решение. В общем, я реально вижу, что он раскрывает свой потенциал.

Правополушарное развитие ребенка: вместо «агу-агу» - изображение №3

Может быть, это бы происходило и без занятий. А может, и нет. Но я – именно за такое восприятие целей раннего развития. Сто-двести лет назад детей воспитывали на благо общины, коллективного будущего. В селе, где в семьях было много отпрысков, речь не шла о том, чтобы воспитать ученых мужей. Нужны были крепкие руки, в лучшем случае детей ждали три класса приходской школы, а вся последующая жизнь вращалась вокруг тяжелого выматывающего труда. У мамы банально не было времени не то, что заниматься – задумываться о РАЗВИТИИ младенца. Все шло само собой…

Мне кажется, что поколение наших родителей еще воспитывалось по этой модели – вырастить достойного члена общества. Нас воспитали по инерции. А вот своих детей нам приходится растить-воспитывать-учить в совершенно другом мире, в совершенно ином социальном строе. И у нас нет примеров, КАК это делать правильно – опыт бабушек и прабабушек устарел по определению.

Это я веду к тому, что чувство вины, которое, возможно, возникает у родителей-адептов раннего развития, или чувство вины, которое, вероятно, гложет тех, кто не занимается со своими детьми – ему нет места в вашей жизни. Ни я, ни создатели всех методик вместе взятых – никто не знает, КАК правильно для современного малыша. Слушайте свое сердце, смотрите на своего малыша и поступайте так, как подсказывает ваша интуиция. Что, ничего не подсказывает? Наверное, правое полушарие плохо развито…