Зиг Зиглар. Даешь позитив!

Автор

Позитивно настроенные дети вырастают у позитивно настроенных родителей. И даже если вы считаете себя человеком, смотрящим на мир более или менее оптимистично, это еще не означает, что так оно и есть на самом деле. Почему бы не поучиться у знаменитого на весь мир Зига Зиглара, который написал о позитивном воспитании целую книгу…

Просто мы, взрослые, умеем маскироваться. А дети об этом не знают, потому их реакции непосредственны и искренни: если ребенок привык видеть во всем отрицательные стороны, он не станет этого скрывать. Выход один: стать истинными оптимистами и воспитать такой же светлый взгляд на мир у своих наследников.

Однако не думайте, что это так просто, как звучит. Какими бы позитивно настроенными мы себя не считали, это не мешает нам срываться на собственных ребятишек, обвиняя и наказывая, обличая и отчитывая. А ведь в детстве мы не раз с обидой думали: «Вот вырасту, никогда не буду разговаривать так со своим ребенком! Никогда не буду так унижать, обижать…» Потом стали родителями и подсознательно мстим за свои детские обиды… собственным детям. Мы, не задумываясь, механически, подражаем родительским методам воспитания. Это парадоксальный, но, увы, слишком уж распространенный факт. Какие-то методы хороши, некоторые – не очень. Но есть и такие, которые совсем никуда не годятся.

Позитивное воспитание как раз и состоит в том, чтобы проводить работу над ошибками и вносить исправления.

Исправление № 1. Не оскорблять и не причитать

Для начала попытайтесь вспомнить, какие слова и фразы больше всего задевали вас в детстве. После чего хотелось забиться в угол и плакать, глотая злые слезы обиды и унижения? Все эти «Да в кого ты пошел?», «Что из тебя вырастет?», «Да ты же ни на что не способен!» не просто обижают ребенка, а звучат как установка, с которой он пойдет по жизни. А потом передаст ее своим детям.

Порой родителям кажется, что оскорбления способны пробудить в ребенке здоровую злость и чувство соперничества, желание доказать, что он не такой, что он лучше и может достичь многого. Но, увы, это срабатывает в единичных случаях. В большинстве же остальных ребенок начинает чувствовать себя аутсайдером, ничтожеством, ни на что не способным неудачником. А как же иначе: ведь самые значимые и важные, самые любящие и близкие люди столько раз ему об этом говорили! Слова родного человека ранят больнее и запоминаются на дольше, именно поэтому самые горькие обиды — детские. Первое и лучшее, что мы можем сделать для нашего ребенка – дать понять ему, что он для нас – лучший, любимый, единственный. Если чадо знает, что родители всегда придут на помощь, не оттолкнут, чтобы ни случилось, он придет за этой помощью именно к ним. И до тех пор, пока мы вместе с детьми будем решать их большие и маленькие проблемы, мы не перейдем черту, за которой уже будет поздно что-либо менять.

Исправление № 2. Давать поддержку и возможности

Все дети рождаются невинными и добрыми. И каждый ребенок — особенный, у каждого свое предназначение. Из вишневой косточки не вырастет апельсин, из нее прорастет маленькая вишенка. И этот процесс естественного роста детей мы должны признавать, уважать и поддерживать.

От нас не требуется формировать из них таких людей, какими они должны стать в нашем понимании. Роль родителей — в оказании мудрой поддержки, когда речь идет о развитии талантов и способностей. Детям не нужно, чтобы мы их направляли или улучшали, однако их рост зависит от нашей поддержки. Позитивное воспитание в данном случае заключается в том, чтобы не мешать, не пытаться переориентировать, направить по пути, который кажется нам более легким или перспективным, а дать возможность приобрести собственный опыт, если хотите – дать возможность совершить собственные ошибки и получить собственные жизненные уроки. Но при этом находиться рядом, оказывая всяческую поддержку — словом и делом.

Исправление № 3. Учить своим примером

Дети всегда и во всем копируют взрослых. Чтобы упаднические настроения не преобладали в характере малыша, родители должны отдавать себе отчет в том, что их пример — самое главное и мощное оружие в позитивном воспитании ребенка.

Если мы сами считаем, что удача всегда не на нашей стороне, любим раздосадовано повторять: «Со мной всегда так!», «По другому и быть не могло!», «Не с моим счастьем», ребенок автоматически перенимает такой подход к окружающему миру. Если же родители с оптимизмом и юмором смотрят на мелкие недоразумения и крупные неудачи, ребенок скопирует и эту модель. С раннего возраста объясняйте детям, что все происходящее – закономерный процесс, а не коварные выходки судьбы, - это очень поможет им в будущем. Например, по утрам вы всегда попадаете в пробку. Можно сетовать, а можно выезжать на десять минут раньше. Такой подход объяснит малышу, что все – в наших руках. Мы сами влияем на обстоятельства, а никак не наоборот. Если же случается что-то по-настоящему неприятное, поразмышляйте вместе с ребенком, какой урок можно вынести из этой ситуации. Дети очень любят все анализировать, и такой ценный и конструктивный подход к жизненным неприятностям будет крайне полезен в жизни. Заодно и сами потренируйтесь!

Исправление № 4. Минимизировать источники негатива

Потоки негативной информации следует останавливать раньше, чем они заполнят чувствительные души наших детей.

К сожалению, информация сегодня в большей степени вредная, чем полезная. Телевидение, радио, газеты только и сообщают о катаклизмах, насилии, разрушениях и бедствиях. У детей, которые проводят за телевизором большое количество времени, может сложиться впечатление, что в мире только это и происходит. Вышел на улицу – сбила машина или напал маньяк, поехал на отдых – попал в катастрофу или тайфун, просто живешь — близится конец света. Любить — значит страдать, бороться или гибнуть, а дружба невозможна без предательства. Наша задача – следить за тем, какую и в каком объеме информацию получает ребенок. И здесь абсолютно неуместны оправдания: «Мы весь день на работе, как можно проконтролировать, что он там по телевизору смотрит и в Интернете читает?» Не просто можно, это абсолютно необходимо сделать!

Главное в жизни каждого человека — это его семья, мама и папа. Ребенок счастлив, когда знает, что они рядом, и что они его любят. Любовь — самое действенное и важное средство в воспитании позитивного отношения к миру.

Автор книги «Воспитание позитивных детей в негативном мире» Зиг Зиглар попросил своих собственных детей перечислить, что из сделанного их родителями, было эффективно, а что нет. И вот что получилось.

«Мы ошибались:

  1. Беспричинные запреты. Мы слишком часто говорили «нет», не объясняя причину отказа». Наш ответ часто был таким: «Нет, потому что я так сказал».
  2. Слишком мало было походов всей семьей. Они сказали, что хотели бы провести больше времени с семьей. В особенности они говорили о пикниках, походах на стадион.
  3. Отсутствие наказания, когда оно было заслуженным. Слишком часто мы упускали возможность их наказать за невыполнение задания.
  4. Слишком мало ответственности. Все сказали, что если бы у них было больше ответственности, они были бы лучше подготовлены к жизни и большему бы научились.

…но кое-что делали правильно:

  1. Мама не лгала за них, когда кто-то звонил и приходил в гости, а они не хотели видеться или разговаривать с этим человеком.
  2. Отсутствие некультурной речи. Все указали на важность того, что в нашем доме не употреблялись слова «тупица», «терпеть не могу», а также брань.
  3. Вежливость. Очень помогла в жизни привычка быть вежливыми, особенно со старшими.
  4. Настойчивость в отношении личных обязательств. Наша средняя дочь была особенно признательна, что мы приучили ее быть ответственной за выполнение домашних заданий и привычку приходить вовремя. И за то, что после первого курса ей позволили сделать выбор относительно ее дальнейшего образования.
  5. Умение слушать. Другая наша дочь была благодарна за то, что мы всегда находили время выслушать ее, когда ей нужно было наше внимание.
  6. Никаких любимчиков. Все высоко ценили одинаково любящее отношение, без выделения кого-либо особенного.
  7. Открытое проявление любви и привязанности. Им очень нравилось, что мы с супругой открыто проявляли привязанность друг к другу, давая тем самым знать нашим детям, что папа и мама уважают и любят друг друга».

Важно!

Некоторым родителям совершенно не хочется прибегать к крику и наказаниям, но они просто не видят альтернативы - поскольку разговоры ни к чему не приводят, они не видят другого выхода, кроме угроз и наказания. Однако, чтобы дети хотели с нами разговаривать, необходимо научиться их слушать. И — слышать, что не менее важно. Чтобы ребенку захотелось сотрудничать, нужно научиться просить его об этом. Чтобы давать детям максимум свободы, надо научиться сохранять при этом контроль. Сложно? А кто сказал, что быть родителями легко?

Подготовила Александра СЛАВСКАЯ