Зиг Зиглар. Даешь позитив!
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Позитивно настроенные дети вырастают у позитивно настроенных родителей. И даже если вы считаете себя человеком, смотрящим на мир более или менее оптимистично, это еще не означает, что так оно и есть на самом деле. Почему бы не поучиться у знаменитого на весь мир Зига Зиглара, который написал о позитивном воспитании целую книгу…
Просто мы, взрослые, умеем маскироваться. А дети об этом не знают, потому их реакции непосредственны и искренни: если ребенок привык видеть во всем отрицательные стороны, он не станет этого скрывать. Выход один: стать истинными оптимистами и воспитать такой же светлый взгляд на мир у своих наследников.
Однако не думайте, что это так просто, как звучит. Какими бы позитивно настроенными мы себя не считали, это не мешает нам срываться на собственных ребятишек, обвиняя и наказывая, обличая и отчитывая. А ведь в детстве мы не раз с обидой думали: «Вот вырасту, никогда не буду разговаривать так со своим ребенком! Никогда не буду так унижать, обижать…» Потом стали родителями и подсознательно мстим за свои детские обиды… собственным детям. Мы, не задумываясь, механически, подражаем родительским методам воспитания. Это парадоксальный, но, увы, слишком уж распространенный факт. Какие-то методы хороши, некоторые – не очень. Но есть и такие, которые совсем никуда не годятся.
Позитивное воспитание как раз и состоит в том, чтобы проводить работу над ошибками и вносить исправления.
Исправление № 1. Не оскорблять и не причитать
Для начала попытайтесь вспомнить, какие слова и фразы больше всего задевали вас в детстве. После чего хотелось забиться в угол и плакать, глотая злые слезы обиды и унижения? Все эти «Да в кого ты пошел?», «Что из тебя вырастет?», «Да ты же ни на что не способен!» не просто обижают ребенка, а звучат как установка, с которой он пойдет по жизни. А потом передаст ее своим детям.
Порой родителям кажется, что оскорбления способны пробудить в ребенке здоровую злость и чувство соперничества, желание доказать, что он не такой, что он лучше и может достичь многого. Но, увы, это срабатывает в единичных случаях. В большинстве же остальных ребенок начинает чувствовать себя аутсайдером, ничтожеством, ни на что не способным неудачником. А как же иначе: ведь самые значимые и важные, самые любящие и близкие люди столько раз ему об этом говорили! Слова родного человека ранят больнее и запоминаются на дольше, именно поэтому самые горькие обиды — детские. Первое и лучшее, что мы можем сделать для нашего ребенка – дать понять ему, что он для нас – лучший, любимый, единственный. Если чадо знает, что родители всегда придут на помощь, не оттолкнут, чтобы ни случилось, он придет за этой помощью именно к ним. И до тех пор, пока мы вместе с детьми будем решать их большие и маленькие проблемы, мы не перейдем черту, за которой уже будет поздно что-либо менять.
Исправление № 2. Давать поддержку и возможности
Все дети рождаются невинными и добрыми. И каждый ребенок — особенный, у каждого свое предназначение. Из вишневой косточки не вырастет апельсин, из нее прорастет маленькая вишенка. И этот процесс естественного роста детей мы должны признавать, уважать и поддерживать.
От нас не требуется формировать из них таких людей, какими они должны стать в нашем понимании. Роль родителей — в оказании мудрой поддержки, когда речь идет о развитии талантов и способностей. Детям не нужно, чтобы мы их направляли или улучшали, однако их рост зависит от нашей поддержки. Позитивное воспитание в данном случае заключается в том, чтобы не мешать, не пытаться переориентировать, направить по пути, который кажется нам более легким или перспективным, а дать возможность приобрести собственный опыт, если хотите – дать возможность совершить собственные ошибки и получить собственные жизненные уроки. Но при этом находиться рядом, оказывая всяческую поддержку — словом и делом.
Исправление № 3. Учить своим примером
Дети всегда и во всем копируют взрослых. Чтобы упаднические настроения не преобладали в характере малыша, родители должны отдавать себе отчет в том, что их пример — самое главное и мощное оружие в позитивном воспитании ребенка.
Если мы сами считаем, что удача всегда не на нашей стороне, любим раздосадовано повторять: «Со мной всегда так!», «По другому и быть не могло!», «Не с моим счастьем», ребенок автоматически перенимает такой подход к окружающему миру. Если же родители с оптимизмом и юмором смотрят на мелкие недоразумения и крупные неудачи, ребенок скопирует и эту модель. С раннего возраста объясняйте детям, что все происходящее – закономерный процесс, а не коварные выходки судьбы, - это очень поможет им в будущем. Например, по утрам вы всегда попадаете в пробку. Можно сетовать, а можно выезжать на десять минут раньше. Такой подход объяснит малышу, что все – в наших руках. Мы сами влияем на обстоятельства, а никак не наоборот. Если же случается что-то по-настоящему неприятное, поразмышляйте вместе с ребенком, какой урок можно вынести из этой ситуации. Дети очень любят все анализировать, и такой ценный и конструктивный подход к жизненным неприятностям будет крайне полезен в жизни. Заодно и сами потренируйтесь!
Исправление № 4. Минимизировать источники негатива
Потоки негативной информации следует останавливать раньше, чем они заполнят чувствительные души наших детей.
К сожалению, информация сегодня в большей степени вредная, чем полезная. Телевидение, радио, газеты только и сообщают о катаклизмах, насилии, разрушениях и бедствиях. У детей, которые проводят за телевизором большое количество времени, может сложиться впечатление, что в мире только это и происходит. Вышел на улицу – сбила машина или напал маньяк, поехал на отдых – попал в катастрофу или тайфун, просто живешь — близится конец света. Любить — значит страдать, бороться или гибнуть, а дружба невозможна без предательства. Наша задача – следить за тем, какую и в каком объеме информацию получает ребенок. И здесь абсолютно неуместны оправдания: «Мы весь день на работе, как можно проконтролировать, что он там по телевизору смотрит и в Интернете читает?» Не просто можно, это абсолютно необходимо сделать!
Главное в жизни каждого человека — это его семья, мама и папа. Ребенок счастлив, когда знает, что они рядом, и что они его любят. Любовь — самое действенное и важное средство в воспитании позитивного отношения к миру.
Автор книги «Воспитание позитивных детей в негативном мире» Зиг Зиглар попросил своих собственных детей перечислить, что из сделанного их родителями, было эффективно, а что нет. И вот что получилось.
«Мы ошибались:
- Беспричинные запреты. Мы слишком часто говорили «нет», не объясняя причину отказа». Наш ответ часто был таким: «Нет, потому что я так сказал».
- Слишком мало было походов всей семьей. Они сказали, что хотели бы провести больше времени с семьей. В особенности они говорили о пикниках, походах на стадион.
- Отсутствие наказания, когда оно было заслуженным. Слишком часто мы упускали возможность их наказать за невыполнение задания.
- Слишком мало ответственности. Все сказали, что если бы у них было больше ответственности, они были бы лучше подготовлены к жизни и большему бы научились.
…но кое-что делали правильно:
- Мама не лгала за них, когда кто-то звонил и приходил в гости, а они не хотели видеться или разговаривать с этим человеком.
- Отсутствие некультурной речи. Все указали на важность того, что в нашем доме не употреблялись слова «тупица», «терпеть не могу», а также брань.
- Вежливость. Очень помогла в жизни привычка быть вежливыми, особенно со старшими.
- Настойчивость в отношении личных обязательств. Наша средняя дочь была особенно признательна, что мы приучили ее быть ответственной за выполнение домашних заданий и привычку приходить вовремя. И за то, что после первого курса ей позволили сделать выбор относительно ее дальнейшего образования.
- Умение слушать. Другая наша дочь была благодарна за то, что мы всегда находили время выслушать ее, когда ей нужно было наше внимание.
- Никаких любимчиков. Все высоко ценили одинаково любящее отношение, без выделения кого-либо особенного.
- Открытое проявление любви и привязанности. Им очень нравилось, что мы с супругой открыто проявляли привязанность друг к другу, давая тем самым знать нашим детям, что папа и мама уважают и любят друг друга».
Важно!
Некоторым родителям совершенно не хочется прибегать к крику и наказаниям, но они просто не видят альтернативы - поскольку разговоры ни к чему не приводят, они не видят другого выхода, кроме угроз и наказания. Однако, чтобы дети хотели с нами разговаривать, необходимо научиться их слушать. И — слышать, что не менее важно. Чтобы ребенку захотелось сотрудничать, нужно научиться просить его об этом. Чтобы давать детям максимум свободы, надо научиться сохранять при этом контроль. Сложно? А кто сказал, что быть родителями легко?
Подготовила Александра СЛАВСКАЯ