Матка напрокат: репортаж из клиники суррогатного материнства в Индии

Автор

Ярый противник суррогатного материнства, репортер TheGuardian Джули Биндел, отправилась в Индию, чтобы больше узнать о данной практике, которая приносит 690 млн фунтов в год. По итогам поездки она написала репортаж о том, как устроены клиники суррогатного материнства в Индии.

В городе Ахмадабад штата Гуджарат мой водитель ищет одну из клиник ЭКО. Мы сворачиваем на оживленную улицу и я вижу вполне отчетливый знак на почти разрушенной стене «Дети из пробирки».

Я подымаюсь по грязной лестнице и вхожу в маленькую, темную приемную. В соседней комнате замечаю больничную каталку и множество металлических чашек Петри, пинцетов и иголок для инъекций, лежащих просто на полке.

Доктор Рана ведет меня за собой в кабинет без единого окна. Мы еще не успели присесть, как он активно начал говорить об изменениях в суррогатной политике Индии.

В октябре прошлого власти запретили клиникам суррогатного материнства проводить подсадку эмбрионов иностранцам. Это было вызвано предложенными изменениями в законе, налагающем ограничения на суррогатное материнство среди индийских пар, или в случае, если хотя бы один партнер является гражданином Индии.

Узнав, что ни у меня, ни у женщины, которая притворилась сестрой моего мужа, нет гражданства, доктор Рана направил нас в Таиланд.

«Там это, конечно, будет стоить вдвое больше, но они даже позволят выбрать пол ребенка, ради чего многие покинут Индию».

Слышав многое про привычную здесь процедуру суррогатного материнства, я решила приехать и сама разобраться в местной системе «Свободная матка».

Поскольку я активно отстаиваю свою феминистическую позицию и борюсь против сексуального насилия в отношении женщин, в частности против секс-торговли, меня тошнит от мысли о сдаче маток во временное пользование. Сидя в клинике, видя нарядно одетых женщин, несущих свою детородную службу, у меня в голове только одна мысль: насколько отчаянной нужно быть, чтобы вынашивать детей за деньги.

От других противников матки в аренду я узнала, что многих суррогатных матерей вынудили к этому мужья и сутенеры. Наблюдая за улыбающейся девушкой на рецепции, заполняющей формы от имени потенциальных родителей-заказчиков, я могу только догадываться о той бездне, удивляться страданий и боли, через которую пройдут женщины, которые будут, в конечном итоге, рассматривается не иначе, как всего лишь сосуд.

Беднячек и отчаявшихся индианок редко клеймят за такой выбор, хотя и не всегда всех судят одинаково. Многие женщины не выходят из дома, пока вынашивают ребенка, так как суррогатная беременность не считается достойным способом заработка денег, особенно для жительниц сельской Индии.

Коммерческое суррогатное материнство является незаконным во многих странах: Великобритании, Франции, Германии, Италии и Испании. В Индии, тем не менее, этот бизнес, построенный на половом, расовом и классовом неравенстве, не только легален, но и приносит доход размером в 690 миллионов фунтов в год.

Суррогатным матерям платят около 4500 фунтов за аренду своей матки в той клинике, которую я посетила, что является огромной суммой для жителя страны, где средняя зарплата за 2012 год составила 215 долларов, а пятая часть населения живет за чертой бедности. Клиники зарабатывают до 18 000 фунтов со своих подопечных. Стоимость суррогатного материнства и рождения ребенка в Индии примерно в пять раз меньше, чем сумма, известная в США.

Все суррогатные матери, как правило, происходят из бедных семей, имплантированные и протестированные на наличие наследственных болезней яйцеклетки принимают от женщин возрастом до 25 лет, как правило, с высшим образованием.

Всем суррогатным матерям, подопечным этой клинике, указывают, что и когда есть и пить; женщины находятся под постоянным наблюдением за приемом лекарств и поддержанием личной гигиены.

Такие «живородящие колонии» возводятся за деньги, вырученные подобными клиниками, вмещая до 10 суррогатных мам.

Я решила посетить клинику в Гуджарате, одном из самых религиозных штатов в Индии — известным также, как столица суррогатного бизнеса — притворившись женщиной, которой нужна суррогатная мать и донор яйцеклетки, дабы лучше разобраться в деле. Я хотела иметь возможность опираться на факты, поднимая тему о нарушении прав человека и борясь за право изменить данную деятельность по всему миру.

Мне сказали, что обычно задействуют нескольких суррогатных матерей, чтобы хотя бы одна яйцеклетка принесла результат, а если возникнет ситуация с двумя забеременевшими женщинами — всегда можно сделать аборт.

То же самое происходит и в случае, если в одну суррогатную мать поместить несколько яйцеклеток — ненужные абортируются.

Каждый год в Индию приезжает около 12000 иностранцев, преимущественно британцев, чтобы нанять суррогатную мать.

«Мы покажем вам каталог и вы сможете легко подобрать подходящую суррогатную мать».

Вторая клиника в моем послужном списке находится в пригороде Ахмадабада, самого большого города в штате.

После разговора с девушкой на рецепции меня знакомят с администратором, который начинает изучать мою историю болезни. Я говорю, что хотела бы получить донорские яйцеклетки и услуги суррогатного материнства. В ответ слышу: «Это все в нашей компетенции, вы обратились по адресу».

Я спрашиваю, живут ли суррогатные матери в неком хостеле, как показывали по телевидению, на что вижу покачивание головы. Мне сказали, что я могу оплатить проживание матери на ближайшие 9 месяцев или, в целях экономии, можно оплатить частично, а потом ее отошлют домой.

В каждой из клиник, которые я посещаю, я спрашиваю, сколько заплатят суррогатной матери. Никто не назвал мне точную цифру, но один врач сказал мне, что женщины за 9 месяцев получают 6-годовой доход.

В 11 часов утра, накануне Дивали, древнего индуистского фестиваля света, одна из клиник просто битком набита посетителями. Тут собрались те, то хочет стать суррогатными матерями, а те из них, кто не владеет грамотой, просят медсестру заполнить необходимые формы.

Также здесь присутствуют хорошо одетые, улыбчивые жены, в сопровождении мужей, которые ждут приема. Некоторые женщины применяют, чтобы стать суррогаты; некоторые из них, казалось бы, неграмотный, попросите портье, чтобы заполнить формы для них. Ежемесячно минимум 150 женщин, имеющих доступ к ЭКО, посещают клинику.

Мне в этой клинике отказали. По словам врачей, «из-за соблюдения прав человека правительство в настоящее время запретило нам оказывать подобные услуги. Возможно, это вызвано тем, что с детьми плохо обращаются». Я никогда раньше не слышала о случаях плохого обращения с детьми, появившимися благодаря суррогатному материнству, но слышала об отказах от новорожденного. В 2012 году австралийская пара отказалась от одного из близнецов, рожденных индийской суррогатной матерью, потому что они не могли позволить себе воспитывать двоих детей.

На следующее утро мне назначили прием в третью клинику, к доктору Мехте. Я заполняю очередные формы, описываю историю своего бесплодия и плачу необходимые 1500 рупий (15 долларов) за прием. Доктору Мехте я говорю, что моя подруга Лиза, с которой мы вместе путешествуем, имеет индийские корни и готова взять на себя роль суррогатной матери для меня, с последующей передачей мне ребенка. Я также задаю пару вопросов о донорских яйцеклетках и о критериях выбора донора.

«Яйцеклетки поступают к нам от анонимного донора. Вы можете высказать предпочтения, такие как рост или цвет волос, но вам придется довериться клинике,» - говорит доктор Мехта. «Донор не будет знать, кому достались ее яйцеклетки, а вы не будете знать имя донора. В нашем каталоге вы можете подобрать суррогатную мать на свой вкус, позже мы вас с ней познакомим».

Все четыре врача, с которыми я встретилась в Гуджарате, сказали, что на женщин плохо влияет временное перемещение из дома, но все они были готовы устроить его наилучшим образом. За определенную плату, разумеется.

«Мы можем сделать это, если вы хотите, но вам придется заплатить» - говорит доктор Мехта. «Мы не хотим, отделять суррогатную мать от ее семьи, потому что если она проживает 2–9 месяцев в отдельной комнате и другой среде, это может повлиять на ее психическое здоровье».

До этого я слышала о том, что женщин принуждают к суррогатному материнству их мужья или даже сутенеры, о чем и спросила доктора Мехту.

«Мы не принимаем женщину для суррогатного материнства без согласия ее мужа. Но также мы не выплачиваем полную стоимость услуги до рождения ребенка. Клиент платит деньги сразу, но мать получает их при передаче ребенка. Мы также выделяем некоторые суммы, чтобы женщина могла контролировать беременность, и успешно родить ребенка».

Доктор Мехта признается, что они дают суррогатным матерям медикаменты, предотвращающие лактацию, чтобы у женщины с ребенком не устанавливалась никакого рода связь.

«Молока просто не будет, так что она для ребенка не особенно много значит».

Многие женщины продают будущим родителям ребенка грудное молоко, благодаря существующей системе отсоса грудного молока в клинике. А другие соглашаются кормить ребенка, несмотря на возможное возникновение привязанности.

Индийское Сообщество Искусственного оплодотворения планируют потребовать непринятия закона индийским правительством. «ЭКО приносит миллионы долларов», — говорит доктор Рана.

В еще одной клинике, расположившейся в ветхом здании между гаражом и магазином электродеталей на востоке Ахмадабада, я встречаюсь с доктором Амином. В его кабинете тоже нет окон, а на стенах висят фотографии новорожденных и благодарные открытки от родителей-заказчиков.

Доктор Амин протягивает мне несколько фотографий потенциальных суррогатных матерей, посвящая меня в расценки за донорские яйцеклетки — „кавказские доноры по 2500–3000 фунтов, индийские — 1000 фунтов“.

Матери на время беременности живут дома, но находятся под постоянным наблюдением. «Я не допускаю, чтобы женщины жили в общежитии для суррогатных матерей. Я думаю, что муж — самый лучший смотритель. Он тоже принимает участие в процессе и знает, как заботиться о своей женщине. Мне было бы сложно контролировать женщин, будь они вне дома, даже если они все и живут в общем хостеле, я до конца не знаю, что и как там происходит».

Я спрашиваю, бывает ли, что женщины во время беременности подвергаются домашнему насилию.

«Такое случалось прежде, но редко. В прошлом году был случай избивания суррогатной матери собственным мужем. Она пришла к нам, вся в слезах, поэтому мы тут же поместили ее в нашу палату. Но после рождения ребенка ей пришлось вернуться обратно домой».

.

По словам доктора Амина, суррогатные матери для этой клиники чаще всего подбираются из представительниц среднего или высшего класса. «Недавно мы наняли для службы трех девочек из касты брахманов, привилегированной касты, и все они образованные. Всего у нас есть около 25% представительниц этого класса. Около 85% также происходят из вполне обеспеченных семей».

Я подозреваю, что это вранье, поскольку исследование оппозиционных суррогатному материнству групп показывает, что суррогатными матерями в основном становятся бедные женщины из низших каст.

Мы начали обсуждать недавние изменения в законе и доктор Амин поведал мне о клинике суррогатного материнства в Хайдарабаде, который позволил получить пятерых детей от пяти отдельных матерей одной гей-паре. С 2013 года в Индии однополым парам запрещено оказывать суррогатные услуги, но, по словам одного из врачей, как в Дели, так и в некоторых других местах этот процесс не контролируется, поэтому и продолжается.

Перед тем, как я встала и направилась к выходу. Доктор указал мне на снимок белокожей женщины с темнокожим ребенком на руках. Она выбрала индийского донора яйцеклетки. Я удивилась, хотя, возможно, ее партнер также из Индии. Но доктор, с сияющим видом принимая 1500 рупий за прием и указывая на выход, меня разубеждает: «Нет, она просто хотела ребенка с темными волосами».

Источник: www.theguardian.com