Матрицы рождения: путь героя
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Психолог Наталья Канская расскажет о том, как беременность и процесс рождения влияет на всю нашу будущую жизнь.
Линия нашей жизни берет свое начало еще до нашего появления в этом мире. Она начинается в момент зачатия, и от этого начала зависит вся наша дальнейшая жизнь. Период внутриутробного развития – это первый опыт познания реальной жизни для тела. Станислав Гроф, которому принадлежит теория базовых перинатальных [1] матриц, утверждал, что особенности поведения, те или иные черты характера, свойства личности находятся в прямой зависимости от процесса нашего рождения.
Вся информация матрицы, как своеобразный файл, на котором хранится все, что мы слышали, чувствовали в материнской утробе до момента рождения. Успешное или «неправильное» проживание той или иной стадии родов накладывает отпечаток на личность взрослого человека, на его стиль выстраивания отношений, на способность принимать решения, на умение ставить цели и задачи и воплощать их в жизнь.
Успешное или «неправильное» проживание той или иной стадии родов накладывает отпечаток на личность взрослого человека, на его стиль выстраивания отношений, на способность принимать решения, на умение ставить цели и задачи и воплощать их в жизнь.
Попробуем заглянуть в тайну своего рождения сквозь призму перинатальных матриц Станислава Грофу и проработать их негативные последствия.
Впервые теория о базовых перинатальных матрицах была опубликована Грофом в 1975 году в работе «Области человеческого бессознательного». Согласно теории базовых перинатальных матриц период беременности и рождения делится на четыре этапа, каждый из которых имеет свои особенности, назначения и названия:
- первая матрица – симбиоз мамы и ребенка или «Матрица наивности»;
- вторая матрица - схватки в закрытой матке или «Матрица жертвы»;
- третья матрица - прохождение по родовым путям или «Матрица борьбы»;
- четвертная матрица – отделение от матери или «Матрица свободы».
Первая матрица – «матрица наивности»
Матрица наивности формируется с момента зачатия. Это один из самых комфортных периодов, период симбиоза, «золотой век», период формирования жизненного потенциала человека, его способности к адаптации. Происходит формирование внутриутробной привязанности: с момента зачатия будущая мама и внутриутробный плод пребывают в состоянии симбиотического единства: взаимодополняющие и взаимозависимые отношения. Пребывание ребенка в материнской утробе до схваток, иногда называют Рай – состояние полной защищенности, легкости и сытости, одинаковой температуры. Если в этот период взаимоотношения родителей гармоничные, ребенок желанный, беременная женщина окружена заботой и любовью близких людей, то ребенок буквально напитывается любовью и радостью и получает послание: «Я желанный, меня любят, я умею расслабляться. Я принимаю любовь, я умею радоваться».
Когда «Матрица наивности» травмирована, тогда этот период, наполняется страхом и тревогой, в результате ребенок получает негативные послания. Например, если в семье беременность нежелательна, случайная, то ребенок получает послание: «Вечно я не вовремя». Когда звучит тема аборта, то для ребенка это страх смерти, и послание «Расслабляться нельзя, если расслаблюсь – меня убьют». Если беременная женщина болела, то ребенок получит послание: «Как только я расслаблюсь, то обязательно заболею».
Завершение первой перинатальной матрицы совпадает с механическими сокращениями матки. Период гармонии нарушается, и ребенок впервые испытывает психологический дискомфорт.
Вторая матрица - схватки в закрытой матке или «Матрица жертвы»
Вторая матрица – это начало подготовки к выходу ребенка из тела мамы. Продолжительность с момента начала родовой деятельности до полного раскрытия шейки матки. Внутриутробное существование или пребывание в Раю, приближается к завершению, мир плода вероломно нарушается сначала химическим воздействием, а затем периодическими схватками. На этой стадии маточные схватки затрагивают плод, но шейка матки еще закрыта. Ребенок испытывает силы давления схваток, но при этом регулирует роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Возникает ситуация неопределенности и угрозы жизни. Мама и ребенок вступают в биологический конфликт, испытывая боль. Это первые боль, испуг, непонимание в жизни человека. Вторую матрицу называют «изгнание из Рая» или «Матрица жертвы». Жертва, потому, что тебе плохо, на тебя давят, выхода нет. Формируется чувство вины: я был плохим, поэтому меня выгнали. Или вариант, когда меня любят, то потом обязательно причиняют боль.
И хотя, это болезненный опыт, но одновременно человек получает знание о том, что нужно активно действовать, искать выход из сложившейся ситуации, нельзя оставаться пассивным. В позитивном проживании второй матрицы, ребенок получает послание: «Я сильный, я умею выживать, терпеть, ждать, стойко переносить жизненные обстоятельства».
Третья матрица - прохождение по родовым путям или «Матрица борьбы»
Третья матрица формируется, когда схватки продолжаются, но при этом шейка матки открыта, и постепенно начинается трудный процесс проталкивания плода через родовой канал. Для ребенка это период борьбы за выживание, поэтому матрицу еще называют «Путь героя» или «Свет в конце туннеля».
Когда жизненные обстоятельства загоняют взрослого человека в угол, то одни люди застывают от ужаса, впадают в состояние «паралича», а другие активно действуют. Очень важно, чтобы мама вела себя во время потуг правильно, помогала ребенку, давая почувствовать ему, что в борьбе за выживание он не одинок.
Если роды состоялись с помощью планового кесарево сечения, то проживание третей матрицы не происходит. В дальнейшем, таким детям трудно высидеть урок, сложно вынести неприятную ситуацию в жизни, боль воспринимается как враг, а не помощник. При экстренном кесаревом сечении человеку тяжело довести дело до конца, неумение завершать отношения.
При стремительных родах желание решить проблемы немедленно, при возникновении любых препятствий отказ от решения проблемы (убежать, исчезнуть).
При длительных родах человек получает в наследство роль жертвы, тот кого постоянно «давят/прессуют» в семье или на работе, конечно, он страдает, но на подсознательном уровне в такой роди продолжает чувствовать себя комфортно.
При стимуляции родовой деятельности ребенок получает послание: «Пока меня не заставят, я ничего делать не буду». Каждый человек проживает эту стадию по-своему. При тазовом предлежании - стремление к решению проблем в жизни нестандартным, необычным путем.
Итак, когда «приходят на помощь» (кесарево сечение, родовая стимуляция) третья матрица представляет собой жизненное испытание, которое человек не смог преодолеть самостоятельно. Ребенок получает послание: «Я ничего не сумею сделать, у меня ничего не получиться. Нужно ждать помощи от других».
Четвертная матрица – отделение от матери или «Матрица свободы»
Четвертая матрица формируется с момента рождения, Гроф предположил, что это матрица завершения подвига. Завершение матрицы происходит в первых семь дней после рождения, либо отношение к свободе и собственным возможностям пересматривается человеком всю жизнь.
В позитивном проживании «Матрицы свободы» - это период свободы и безусловной любви. Родовой опыт формирует отношение к любви в нашей жизни. Если после появления на свет ребенок по разным причинам был разлучен с мамой, то в дальнейшем, независимость, возможно, будет восприниматься человеком как обуза, соответственно возникнет стремление к слиянию с «Другим», возвращение в первую матрицу наивности. Любимый и близкий человек автоматически помещается в «матку»: «У тебя есть я, зачем тебе кто-то другой», но такая любовь, как правило, через девять месяцев заканчивается.
Благодаря полноценному грудному вскармливанию, положительными эмоциями мамы и папы, и конечно же любовью можно компенсировать негативные влияния перинатальных матриц, оказать значительное влияние на развитие здоровой эмоциональной сферы личности ребенка. Как видим, то, как ребенок в дальнейшем будет принимать решения в жизненно важных ситуациях, строить свои отношения с окружающими, находятся в прямой зависимости от процесса рождения. Находите радость быть родителями, радуйтесь своему ребенку, ведь счастье детей в ваших руках.
[1] Перинатальный — пери (peri) — вокруг, около и натос (natalis) —рождение. Пре́- и пе́рината́льная психоло́гия (англ. Pre- and perinatal psychology) —изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь.
Читай также: ТОП-7 удивительных фактов о беременности