В космосе замедляются процессы старения

В космосе замедляются процессы старения

Ученые выяснили, что в космосе замедляется старение организма.

Черви Caenorhabditis elegans озадачили ученых: во время нахождения на орбитальной космической станции у нематод замедлились процессы старения. То, что у червей при полете в космос замедляется старение, противоречит полученным ранее данным, согласно которым животные и люди из-за стресса от космического путешествия старели быстрее.

До сих пор ученые считали, что в условиях невесомости животные и человек переживают физиологический стресс, в результате чего у них начинается атрофия мышц и ускоряются процессы старения. Это было подтверждено многочисленными экспериментами. Когда японские ученые отправили на орбиту нематод, они ожидали увидеть такие же результаты.

Черви находились в космосе 11 дней. Это весьма большой срок, который в переводе на человеческую жизнь составляет 16 лет. У вернувшихся из космоса нематод исследователи, к большому удивлению, не обнаружили ни атрофии мышц, ни каких-либо признаков старения организма.

Не было выявлено и усиленного накопления сопровождающего возрастные изменения белка Q35. Более того, нематоды, жившие на Земле, за это время состарились больше, чем их сородичи астронавты. Следует отметить, что у ученых нет данных, как путешествие в космос сказалось на реальной продолжительности жизни червей, поскольку сразу после прибытия они были заморожены с целью фиксации изменений, произошедших с червями на орбите.

Ученые сообщают, что у нематод-астронавтов наблюдалось снижение активности 199 генов, 11 из которых регулируют передачу сигналов по эндокринной и нервной системам. Мутации в семи генах способны удлинять срок жизни нематод и без путешествия на орбиту. Два из них кодируют синтезируемые мышечными тканями белки, а некоторые – белки нейронов. Кроме того, при подавлении активности трех генов из этой семерки снижалось накопление белка Q35.

На основании этого японские специалисты сделали вывод, что старение нематод замедлялось в космосе из-за общего замедления в их организме метаболизма вследствие подавления активности некоторых генов. Ученые давно доказали, что между скоростью старения и скоростью метаболизма существует связь.

В случае с нематодами удивительно то, что они, будучи в космосе, отреагировали на стресс совершенно иным образом, противоположным реакции других живых организмов. Если понять, каким образом черви подавляют активность генов, находясь в космосе, то этот механизм замедления старения, вероятно, можно будет использовать и у людей.