Что общего между аутизмом и гениальностью?
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Психологи утверждают, что многие гениальные личности в детстве демонстрировали признаки аутизма.
Несмотря на то, что диагноз ''аутизм'' ставится все большему количеству детей в мире, это заболевание до сих пор остается довольно загадочным. Точные причины его развития, критерии диагностики и методы лечения неизвестны. Аутизом принято называть тяжелую аномалию психического развития ребенка, которая сопровождается нарушением контакта с окружающими, замкнутостью, эмоциональной холодностью, ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Если эти признаки и симптомы выражены менее ярко, говорят о расстройствах аутистического спектра. Заболевание проявляется в детском возрасте (до трех лет). По мере взросления симптомы аутизма часто сглаживаются, но коммуникативные и социальные проблемы, как правило, остаются.
Точный процент выздоровления неизвестен, как нет и точных статистических данных о заболеваемости. Большинство обзоров показывает, что симптомы и признаки аутизма обнаруживаются у 1-2 людей из 1 000, а расстройства аутистического спектра – примерно у 6 человек из 1 000. Вместе с тем, в последнем случае цифра может быть выше из-за нехватки данных. Нередко несовершенство диагностики приводит к тому, что детям-аутистам ставят диагноз ''шизофрения''.
Гении с признаками аутизма
Сложно прогнозировать развитие ребенка с признаками аутизма. Результаты немногочисленных исследований на эту тему показывают, что большинство особенных детей становятся особенными взрослыми и в той или иной мере нуждаются в опеке. Вместе с тем, история показывает, что такие люди способны добиваться успехов в профессиональной деятельности или даже становятся гениями. И это неудивительно – ведь ''звезды'' своего дела и гении – тоже особенные люди.
К одаренным личностям, которые в определенный период своей жизни демонстрировали аутичные черты, принято относить Леонардо да Винчи, Моцарта, Ван Гога, Альберта Эйнштейна, Исаака Ньютона, Билла Гейтса, Вирджинию Вульф, Боба Дилана и многих других известных людей. По крайней мере, на это указывают эпизоды из их биографий, особенности поведения или образа жизни. Чем больше становится известно о симптомах этого спектра заболеваний, тем длиннее становится список.
Скорее всего, не стоит называть всех аутистов потенциальными гениями. Возможно, данная гипотеза сформулирована для того, чтобы успокоить родителей этих необычных детей. Хотя некоторые особенности заболевания могут помочь этим людям добиться успеха в жизни. Не исключено, что способность аутистов специфически воспринимать мир дает им определенные преимущества в творческом развитии, в создании оригинальных идей. Безусловно, немаловажно в каком окружении растет ребенок с аутизмом или отклонениями аутистического спектра.
Путь от аутизма к гениальности
Дети с аутизмом воспринимают реальность не так, как остальные люди: они по-другому видят, слышат и ощущают окружающий мир, предметы, звуки, других людей. Их мозг воспринимает все фрагментарно и искаженно. Например, они могут не отличать человеческий голос от других звуков, но реагировать на шум машины на улице; чувствовать неприязнь от прикосновения к мягким предметам и с радостью дотрагиваться до колючих. У детей с аутизмом часто бывают вспышки ярости и агрессии, в том числе, по отношению к себе. Все возможные странности этих детей пока не изучены. Они могут подолгу кружиться на одном месте, много раз повторять один и тот же вопрос, аккуратно выстраивать в ряд предметы – в общем, ведут себя не так, как их сверстники. Некоторые из них так и не овладеют речью. И в то время как одни аутисты отстают в умственном развитии, у других развивается довольно высокий интеллект и феноменальная память, а вот понимание эмоций дается очень сложно. У некоторых обнаруживается интерес к музыке, танцам, или замечается способность к складыванию мозаики, интерес к механическим предметам, числам, буквам.
Вместе с тем, способность долго повторять однообразные движения и заострять внимание на какой-либо детали может помочь ребенку-аутисту подробно изучить интересующий его вопрос. Закрытость как бы помогает ему сфокусироваться только на этой теме или предмете. Вот почему рано или поздно он способен достичь определенных успехов в творчестве или науке.
Если для развития ребенка-аутиста создана определенная среда (тихая обстановка, эмоционально-психологический комфорт, чувство защищенности, уверенности в себе), то постепенно он учится использовать свой слух и сосредотачиваться на внешних звуках, на которые большинство из нас не обращает внимания. Аутист не зацикливается на общеизвестной информации, а имеет свое представление о мире. Можно предположить, что когда-нибудь эти особенности помогут ему найти ответ на важные вопросы или сделать новое гениальное изобретение.