Супертест Автомобильные сидения (часть 1)

Супертест Автомобильные сидения (часть 1)

Что говорят о перевозке детей в автомобиле Правила дорожного движения? Лишь то, что ребенка младше 12 лет запрещено усаживать на переднее сиденье. Этого преступно мало!

Меж тем, во всех западноевропейских странах еще в 1983 году на законодательном уровне было принято обязательное использование детских кресел для детей ростом до 150 см. К счастью, детские сиденья теперь продаются и в нашей стране. Но какое из них выбрать? Мы решили приобрести 10 кресел, каждое из которых предназначено для перевозки трехлетнего ребенка весом 16 кг, и провести их «краш-тест» с использованием специального манекена.

Посмотрите на автомобили с детьми на борту. В лучшем случае рядом с ребенком на заднем сиденье сидит кто-то из взрослых. А в худшем случае ребенок предоставлен в дороге самому себе — он или висит между передними креслами, разговаривая с родителями, или стоит на коленях на заднем диване и смотрит в заднее стекло...

Неужели мы так не ценим жизнь собственных детей? Неужели не допускаем даже мысли о том, что из-за следующего поворота на встречную полосу может внезапно вылететь пьяный водитель? Взрослые, особенно пристегнутые ремнями безопасности, при этом имеют больше шансов остаться в живых. А ничем не закрепленный ребенок при фронтальном столкновении маленьким снарядом улетит в лобовое стекло! Ведь удар длится десятую долю секунды, а перегрузки при аварии увеличивают вес тела в десятки раз. Даже если ребенка держит на руках взрослый, его руки не смогут развить усилие в сотни килограммов. А если взрослый при столкновении еще и не пристегнут, то колоссальные перегрузки швырнут вперед и его. И он просто расплющит собой ребенка...

Гарантия безопасности наших детей только одна — специальное кресло. Какие сиденья предлагаются на нашем рынке? Во-первых, на прилавках мы не обнаружили ни одного отечественного кресла, что еще раз говорит о преступном пренебрежении к безопасности детей в России. Ведь импортные сиденья недешевы — самое доступное креслице из тех, что мы нашли в магазинах, стоило $95. А самое дорогое (забегая вперед, скажем, что и самое лучшее) — $285.

К счастью, импортных детских сидений в Москве много — можно подобрать креслице для ребенка любого веса и возраста. Мы приобрели в магазинах Москвы 10 детских кресел, рассчитанных на перевозку трехлетних малышей. Это немецкое сиденье Recaro Start, французские Bebe Confort, Mothercare Columbia и Mothercare Challenger, Chicco Shuttle и Cam Ciao Plus из Италии, голландское кресло Maxi-Cosi Priori, Bebecar 889 из Португалии, Play Universal из Испании и, наконец, английское сиденье Britax Super-Cruiser. Все 10 креслиц устанавливаются в автомобиль одинаково — они крепятся к сиденью штатным инерционным ремнем безопасности, а ребенок в них сидит лицом по ходу машины.

Первую часть испытаний мы провели в Москве — в Головном испытательном центре материалов, производств и товаров для детей. Специалистам этой организации помогали детские ортопеды Научно-практического центра ортопедической медицины ОрМед. Врачи с помощью нормативов ГОСТ 17917-86 «Фигуры мальчиков типовые» изучили спинку и подушку сиденья, конструкцию ремней безопасности и, в зависимости от итоговой оценки, распределили кресла по трем классам. В первый класс с оценкой «отлично» попали только два кресла, которые ортопеды признали наиболее удобными, — Chicco и Play. Кресла второго класса — это Bebecar, Cam, Bebe Сonfort, Maxi-Cosi и Mothercare Columbia — продуманы с точки зрения ортопедии не столь удачно, но вреда для здоровья или ухудшения осанки опасаться не стоит. А вот три кресла, которые попали в группу III — Recaro Start, Britax Super-Cruiser и Mothercare Challenger, — для поездок длительностью более пяти часов подряд ортопеды не рекомендуют. Малыши будут уставать.

А потом мы повезли все десять сидений в Тольятти — в лабораторию ударных испытаний АвтоВАЗа, специалисты которой несколько лет назад проводили для Авторевю краш-тесты Волги, Святогора и седана Ford Escort. Дело в том, что среди обширной «семейки» тольяттинских манекенов есть и малыш Hybrid II весом всего 16 кг, антропология которого скопирована с трехлетнего ребенка. И теперь малолетний манекен, усаженный по всем правилам в детское сиденье, должен был принять участие в десяти «авариях» и с помощью датчиков рассказать о тех перегрузках, которые он испытал в каждом кресле.

Специально для этих испытаний тольяттинцы построили уникальный стенд. На разгонной тележке, предназначенной для имитации боковых ударов и наездов сзади, был закреплен фрагмент кузова Нивы, внутри которого остались на своих местах только заднее сиденье и правое переднее кресло. Строго следуя инструкции к каждому детскому креслицу, вазовцы пристраивали «колыбельку» на правой части заднего сиденья, пристегивали ее штатным инерционным ремнем безопасности и усаживали туда своего «малыша». Тележку отводили назад для разгона, под жужжание привода разгонной катапульты полу-Нива выстреливала вперед — и на скорости 36 км/ч врезалась в специальный тормозной гидроцилиндр. Масса тележки, скорость разгона и характеристики перепускного клапана гидроцилиндра подобраны таким образом, чтобы достичь замедления в 33 g (g — ускорение свободного падения, равное 9,8 м/с2). Именно такие перегрузки действуют на автомобиль при столкновении с бетонной стенкой на скорости 50 км/ч. А следовательно, расшифровав показания датчиков манекена и изучив кадры съемки скоростной телекамерой, установленной на борту Нивы, мы сможем понять, насколько смягчило кресло этот удар для нашего трехлетнего «малыша».

Штатный ремень безопасности Нивы, которым пристегивались креслица, вазовцы после каждого испытания заменяли новым. Ведь после «боевого» срабатывания ремень и инерционная катушка могли получить скрытые повреждения, которые способны исказить результаты следующего теста. Кстати, и в жизни после каждой аварии сработавшие ремни безопасности полагается заменять новыми.

Чем удивили нас результаты испытаний? Во-первых, врачи-ортопеды так и не смогли найти ни одного кресла, совсем лишенного недостатков. Например, пластмассовая пряжка ремешков французского сиденья Mothercare Challenger оказалась не прикрыта защитной подушечкой. А ведь в застегнутом состоянии она располагается прямо между ножками малыша. Даже при резком торможении ему будет больно! Что уж говорить о защите при аварии?

А конструкторы известной немецкой фирмы Recaro посадили ребенка попкой на совершенно плоскую подушку. При этом профиль спинки у кресла Recaro Start — великолепный.

Во-вторых, ударные испытания выявили массу нюансов поведения манекена при столкновении. Оказалось, что каждое кресло при одинаковом замедлении ведет себя по-разному! Безопасность ребенка зависит от множества нюансов: от того, как пропущены лямки ремня безопасности в основании кресла, от геометрии внутренних ремешков, от надежности конструкции самого сиденья...

Краткое описание каждого кресла поможет вам составить собственное мнение. С точки зрения безопасности ребенка наилучшими результатами обладают две «породистые» и дорогие модели — Recaro Start и Bebe Confort. Но если учитывать еще и оценки ортопедов, да и высокую нагрузку на грудь манекена от ремня безопасности в немецком кресле, мы все-таки выбрали французское сиденье Bebe Confort. А из кресел подешевле мы рекомендуем Maxi-Cosi. Это кресло получило высокий ортопедический балл и способно защитить шею ребенка от серьезных травм.

Самым «провальным» оказалось наиболее дешевое кресло Cam.

Напоследок сформулируем несколько общих советов, которые помогут заботливым родителям выбрать хорошее детское креслице. Всегда обращайте внимание на спинку — она должна быть выше головы ребенка. Чем более развиты боковины сиденья, тем лучше — это не только защитит голову и плечи малыша при аварии, но и поможет ему мирно дремать в поворотах.

Если кресло имеет внутренние ремешки безопасности, то их лямки и замок обязательно должны быть прикрыты мягкими широкими накладками. У тех кресел, в которых ребенок фиксируется штатным инерционным ремнем автомобиля (в нашем тесте это Recaro Start и Britax Super-Cruiser), должны быть направляющие, которые регулируют высоту диагональной лямки ремня над плечом ребенка. У обоих кресел нашего теста рекомендация по выбору высоты была одинаковой — ремень должен подходить к плечу чуть сверху.

И очень важно, каким образом фиксируется на заднем сиденье само кресло. Если на нем не предусмотрено специальных клипс или зажимов, которые жестко тормозят лямку ремня безопасности, при аварии такое сиденье будет небезопасным! Яркие примеры — все то же итальянское кресло Cam или португальское сиденье Bebecar. Лямки ремня свободно скользят в направляющих их корпусов, и при аварии такие кресла вместе с ребенком выскальзывают вперед, почти не встречая сопротивления со стороны ремня безопасности!

Кстати, чем круче поднимается вверх диагональная лямка ремня, тем лучше. Такое кресло будет надежнее стоять на сиденье автомобиля при боковых перегрузках, а при лобовом ударе быстрее сработает инерционная катушка безопасности.

Ну, а главный вывод очевиден. Между качествами детского кресла и его ценой существует почти прямая связь. Чем дороже, тем лучше. Так что если вы возите своего ребенка в автомобиле, не поскупитесь, купите для него «породистое» кресло. На детях не экономят.