Знакомимся с бытовыми опасностями

Знакомимся с бытовыми опасностями

Ерко Марина

Очень актуальным для родителей поползших малышей становится вопрос взаимодействия везде лезущей детки с острыми предметами, с розетками и горячим. Конечно, можно это всё от юного исследователя спрятать: всё острое поднять на недосягаемую высоту, от горячего оградить, розетки заткнуть. Но за всем не уследишь, и есть риск, что рано или поздно малыш всё-таки столкнется с этими объектами лицом к лицу и без нашего участия. Страшновато.

Значит нужно продумать какой-то другой вариант.

Давайте подумаем: являются ли объекты "бытовой опасности опасностью безусловной? Ведь мы каждый день пользуемся вилкой и ножом, пьём и едим горячее, пользуемся утюгом, розетками и т.д. И ничего, живы :-). Иногда, конечно, режемся и обжигаемся, но только иногда. Это значит, что опасность этих действий – условна: она появляется только в случае несоблюдения правил пользования. А если правила соблюдаются – всё ок.

Что мотивирует нас к выполнению правил? Осознание того, что за нарушением следует очень неприятные, а то и опасные последствия.

Это понятно. А как же быть с ребёнком? Ведь он не знаком с правилами безопасности и возможными последствиями невыполнения? Значит – его стоит с ними познакомить. Только внутреннее осознание правил создаёт мотивацию к безопасному поведению. Иначе – всегда есть риск где-то за ним не уследить.

Ну и когда же он способен понять и усвоить наши правила? Здесь работает общий принцип своевременного развития: "появился интерес – значит пора!". Ага, скажете, а если у ребёнка интерес к ножу в 8 месяцев появляется? Ага, отвечу, значит, самое время научить его им пользоваться.

Как? Показываем, как взять – за рукоятку. При попытке схватить за лезвие легонько колем его ладошку, сопровождая объяснениями: "тут остро". Всегда стоит дать малышу убедиться в ваших словах (конечно же, аккуратно). ведь изначально слово "остро" значит для него не больше, чем "контрибуция" или "архитектура" – просто набор звуков. А когда он почувствует собственной кожей значение этого слова, оно станет для него живым и понятным. Кроме того, зная, что прикосновение лезвия неприятно, он будет избегать прикасаться к нему. Это происходит на уровне рефлексов, и лучше любой самой внимательной мамы уберегает малыша от порезов.

Далее – даём ему досочку, на которой лежит что-то мягкое – сыр, банан и т.д., и даём возможность ковырять его. Координация у малыша 0,0-1 года слабая, но и сил у него мало, поэтому если вдруг нож соскочит и он порежется, то порез будет минимальным, незначительным, зато у малыша добавится опыта и мотивации к аккуратности.

Конечно, мы не оставляем ребёнка пока ещё наедине с ножом. Но чрезмерно контролировать тоже не стоит – разумная и своевременная поддержка. Практика показывает, что годовалые дети, которым доверяют нож, крайне редко режутся, но гораздо чаще к 2м годам уже режут весьма съедобные салаты :-)

Что касается опасения, что неразумный младенец не станет резать ножом сыр, а решит засунуть его себе в глаз или ещё куда-нибудь, то тут следует вспомнить, что основа развития ребёнка – это подражание. Поэтому, если ни вы, ни другие окружающие ребёнка люди не экспериментируют с ножом и глазами :-), то кроха делать этого тоже не будет. Ведь изначально нож заинтересовал его с точки зрения возможности делить большой кусок чего-то на тоненькие ровненькие штучки.

Как знакомим с горячим? Точно так же, через опыт. Малыш лезет в вашу чашку с горячим чаем? Возьмите его ладошку и приложите к чашке снаружи. Пускай отдёрнет её сам, а вы спокойно объясните, что это "горячо". Это опредмеченное слово уже остановит его, если он будет направляться к плите, утюгу и т.д. Очень важно насытить слово значением, понятым через опыт.

А что же делать с розетками? Здесь доступный опыт отсутствует. Поэтому придётся опираться на что-то другое. Например – опять же – на подражание. Почему ребёнок начинает активно интересоваться розетками? Да потому, что он неоднократно наблюдал, как взрослые вставляют в эту штуку с дырочками идеально подходящую туда штучку, и это весьма интересно. Но ещё интереснее, просто ошеломляюще! то, что вслед за такой манипуляцией что-то начинает гудеть, мигать и производить разные действия.

Ух-ты, надо срочно попробовать! Малыш тянется к штепселю и пытается повторить чудо-действие – это прямое подражание. В этот самый момент мама (папа) может показать юному пользователю, как правильно взять штепсель и как попасть в отверстия розетки. А ещё – каждый раз, когда родителям требуется включить что-то в розетку, они приглашают для этого своего умницу-ребёнка. Что это даёт:

1. ребёнок невероятно горд собой и удовлетворён;

2. действие происходит под присмотром родителей, и они уверены в выполнении техники безопасности;

3.интерес ребёнка находит выход в конструктивное русло, а значит, практически исчезает риск экспериментов с розеткой и неподходящими предметами.

Откуда берутся истории про детей, сунувших в розетки гвозди и булавки? Представьте себе: у ребёнка появился интерес. Вы хорошо себе представляете силу детского интереса? Так вот, интерес возник. А возможностей его удовлетворить нет, ведь заботливые родители закрыли все розетки в доме и спрятали все штепселя.

Но интерес-то есть. Сильный интерес. Приходится подключать фантазию и изобретательность – идут в ход тонкие предметы, которыми сначала изящно извлекается из розетки затычка, а потом и исследуются отверстия…

Чтобы не допустить подобный вариант развития событий, нужно – всего лишь! – дать ребёнку свой естественный правильный и своевременный интерес адекватным путём. Доверьтесь точности его механизма подражания, вовремя обучите его правилам, поощряйте пользование в вашем присутствии, и, конечно, доступные возрасту объяснения никто не отменял.

Помните также, что современные розетки в соответствующем состоянии при выполнении элементарных правил более безопасны, чем ножи и горячая еда.

Не бойтесь знакомить своего ребёнка с "бытовыми опасностями", поверьте, он намного ловчее и смышлёнее, чем кажется. Если вы действительно хотите обезопасить своего малыша – научите его пользоваться, управлять средой вокруг него. Он родился, чтобы стать самостоятельным – помогите же ему делать шаги к свободе своевременно.

Успехов!