Раскрашиваем детскую

Раскрашиваем детскую

Как только мы затеяли в квартире грандиозный ремонт, наша дочурка тут же вмешалась в процесс. Услышав, как папа, установив замок в двери, гордо произнес: «Мой дом – моя крепость», она сразу же серьезно возразила: «Не надо крепость – она серая и грустная, а я хочу дом веселый и разноцветный!».

Конечно, подстроить всю квартиру под чадо невозможно, да и не нужно. А вот оформить под него детскую комнату просто необходимо. Ребенок смотрит на мир совсем не так, как взрослые, воспринимает все иначе, поэтому цветовое решение детской комнаты должно отличаться от всей квартиры. Для ребенка его комната – нечто большее, чем просто помещение. Это маленький особый мирок, в котором он должен чувствовать себя уютно и комфортно, который не будет раздражать, и подавлять ребенка.

Наш консультант Наталья ШАХРАЙ, магистр искусств, старший преподаватель дизайна интерьера Киевского национального университета технологий и дизайна

При выборе цвета для детской важен не только пол ребенка, но и его возраст, темперамент и характер. Если стеснительных, тихих и замкнутых детей можно немножко «растормошить» веселым оранжевым, малиновым или солнечно-желтым, то для чересчур активных подойдут более спокойные тона, например, легкие оттенки голубого или светло-зеленого. Слишком темпераментным, нервным детям надо оставить в комнате немного чистого пространства: расшалившись, они подсознательно ищут его, чтобы на нем сконцентрироваться и успокоиться.

Малютка

Если ваш малыш еще совсем крошка, тогда лучше прибегнуть к традиционным цветам. Главное – они не должны быть слишком яркими и «активными». Темные тона также неуместны.

• Для девочек подойдут самые нежные и светлые оттенки красного, символа любви, жизни и красоты. Розовый олицетворяет нежность, сентиментальность и привлекательность.

• Для мальчиков подойдут воздушные тона голубого или синего. Они символизируют спокойствие и силу, впоследствии способствуют проявлению таких черт характера, как дружественность, свободолюбие. (Интересно, что в подростковом возрасте голубой цвет и фиолетовые оттенки чаще предпочитают девочки.)

• Светлый разбавленный желтый дарит позитивную энергию, жизнерадостность и хорошее настроение, к тому же прекрасно гармонирует и с голубым, и с розовым.

Дошкольник

Ребенок дошкольного возраста лучше воспринимает чистые цвета. Почему? Потому что подросший малыш только знакомится с миром, сейчас у него очень конкретное восприятие окружающей среды, он попросту не воспринимает полутонов. Но чистые цвета – не значит активные и яркие. Ведь если они преобладают в детской, в течение дня мозг ребенка настолько перегружается, что даже ночью не может полностью отключиться, в результате малыш со временем начнет ощущать постоянную усталость.

Потому выбирайте традиционные прозрачные тона: розовый (теплый), голубой, салатовый, разбавленный желтый, светлый сиреневый.

Если ребенок очень активный (или гиперактивный) – это еще не значит, что комнату надо срочно оформлять исключительно в мягких бледных тонах: такая «расцветка» совсем не совпадает с его внутренним миром. Здесь важно найти золотую середину: можно наклеить в детской обои разного цвета, не стоит бояться использовать яркие элементы. Но и не перестарайтесь, не стремитесь завалить светлую детскую множеством слишком красочных игрушек, это рассеивает внимание ребенка. Ведь он в этом возрасте очень быстро переключается с одного предмета на другой, а информационная нагрузка, которая сваливается на ребенка в первые годы жизни, намного больше, чем у взрослого человека!

То же можно сказать и относительно чрезмерного количества мелких деталей на обоях. Но если вы все же не представляете стены детской без многочисленных зверушек, выберите такие, где рисунки расположены на разумном расстоянии друг от друга, а еще лучше — в метре от пола по периметру комнаты наклейте на спокойные обои бордюрную полоску с изображением желаемых зверушек-кукол-машинок.

И помните, главное – целостность, соблюдение общей гаммы комнаты.

• Пространство детской лучше всего гармонизируют светлые зелено-желтые оттенки с вкраплениями розового.

• Единственный цвет, который может быть в детской в большом количестве – чистый светлый зеленый.

• А вот чистый голубой, такой легкий и воздушный, не создает ощущения защиты, которое так важно для ребенка. Но зато с рисунком – совсем другое дело!

• Идеальный вариант: обои (покраска) выбранного вами цвета с маленькими немногочисленными картинками, которые издалека ощущаются как единое целое. Например, мягкий желтый цвет с синими звездочками или голубой с желтыми звездочками.

• Любые сочетания должны ассоциироваться с правильным представлением об устройстве мира: небо – голубое, травка – зеленая, песок и солнышко – желтые. Потому если вы используете несколько цветов, то голубой должен быть в верхней части помещения, а не в нижней, ведь он символизирует воздух, открытое пространство.

Школьник

Пора переделывать «малышовую» детскую в более функциональную и практичную, поскольку отныне все должно быть направлено на то, чтобы ребенок не только хорошо отдыхал, но еще и имел силы и желание учиться. Поэтому теперь будут уместны более спокойные цвета.

Во-первых, опять нужно быть осторожнее с голубым цветом, потому как учиться – писать, считать, читать, сосредотачиваться — в синей или голубой комнате очень трудно. Такая гамма расхолаживает, располагает к расслаблению. Лучше всего будет «раскрасить» комнату или рабочий уголок в зеленые тона.

Во-вторых, никак нельзя забывать о том, что 75 % детей от младшего школьного до подросткового возраста предпочитают оттенки фиолетового (чистые светлые тона от лилового к сиреневому). Ученые объясняют это тем, что в фиолетовом цвете происходит слияние противоположностей – активного (мужского) красного и пассивного (женского) синего. В спектральном круге фиолетовый так и расположен – между красным и синим, в нем уравновешивается импульсивность и спокойствие, и ребенок интуитивно чувствует гармонию и загадочность этого цвета.

В-третьих, самым подходящим остается зеленый цвет. Но это вовсе не значит, что надо бросаться переклеивать (перекрашивать) любимые и еще очень даже приличные обои. Если они устраивают ребенка и вас – оставляйте.

Но:

• Обязательно выделите в комнате учебную зону, достаточно будет перекрасить (переклеить) только ее, причем вполне подойдет однотонный цвет. И ни в коем случае нельзя смешивать зоны (учебную, игровую, спальную). Веселая зона игр и расслабляющая спальная не должны быть прямо перед глазами маленького ученика, иначе мысли его будут совсем не о задачках и грамматике. Лучший вариант — если перед ним в небольшом отдалении будут стена, растения или аквариум.

• В учебной зоне должно быть поменьше ярких деталей, игрушек, лучше использовать закрытые полки и шкафчики.

• Если ребенок устает в школе и не проявляет никакого рвения делать уроки дома, срочно обратитесь за помощью к активному красному цвету. Положите на стол ребенка ярко-красную ручку, книжку или тетрадь, поставьте в детской комнате красные цветы (можно и вазон), игрушку, повесьте перед столом картину, где присутствует какой-нибудь красный элемент. Это поднимет жизненный тонус вашего чада и добавит активности. Но это не значит, что красным нужно оформить всю комнату или заклеить часть стены над столом!

• Еще два момента, о которых нельзя не упомянуть. Утверждение, что стол должен стоять лицом к окну, неверно. Такое положение полезно лишь во время творческой работы, но мешает решению задач и запоминанию текстов. И еще: из-за того, что поток света направлен прямо на пищущего, будут возникать тени на самой смотрибельной части тетради или книги. Идеальный вариант – свет слева и чуть сзади; для левшей – наоборот. Недопустимо, чтобы дверь была точно за спиной ученика: часть его внимания всегда будет невольно направлена назад.

Подросток

Теперь вступают в силу взрослые правила. Ведь в этом возрасте проявляются все стороны личности, появляются совершенно точные психологические устои. Для родителей сейчас как раз наступает время непременно учитывать интересы и вкусы взрослеющего ребенка. Даже если чадо выбирает довольно радикальные сочетания и оттенки для оформления своей комнаты, не спешите диктовать собственные условия. Обсудите с ним подробно все «за» и «против» и постарайтесь найти компромисс. В подростковом возрасте в депрессию могут вгонять совершенные неожиданные и безобидные цвета. Известны случаи сильнейших стрессов и нервных срывов от «ненавистного» цвета. Например, девочка-подросток впала в глубочайшую депрессию, объяснив, что ее «сводит с ума розовая «детская», которая в корне расходится с ее восприятием себя (смелой задиристой девчонки, увлекающейся хард-роком)», а парень ушел из дому только потому, что мать без его ведома перекрасила его комнату в персиковый цвет и повесила в ней розовые гардины.

• Для восприятия подростков самыми оптимальными являются пастельные тона (бежевый, песочный) или хотя бы добавление их в общий фон.

• Желательно отсутствие больших ярких пятен, способных вызвать агрессию и раздражительность.

• Обязательное зонирование комнаты. Плакаты, рисунки, графика на стене, фотообои должны быть в стороне от рабочей зоны (за спиной или на двери). При этом у ребенка будет возможность частично «менять декорацию» хоть через день, в зависимости от перепадов настроения и поисков собственного «Я».

Окно

Для ребенка имеет большое значение окно: оно символизирует открытость, радушие, настроение, поэтому не отягощайте его тяжелыми плотными шторами: они будет давить на психику ребенка, способствовать замкнутости и возникновению различных страхов. По возможности выбирайте для ребенка комнату на солнечной стороне, где будет достаточно света. Если же обстоятельства не позволяют, добавьте вашему сокровищу солнца и света своими руками. Выкрасите рамы, подоконник и арку в светло-желтый (мягкий) цвет, повесьте на окно золотистые прозрачные занавески (в качестве тюли хорошо подойдет неплотная органза, которая обладает светящимся эффектом). Дополните «солнечное» окошко низкими вазонами в ярких горшках.

Пол

Кроме стен, нужно обратить внимание и на пол в детской. Цветовая гамма пола для малыша имеет гораздо большее значение, чем для взрослых. А как же еще – это ведь основное место его деятельности, на полу он проводит немало времени – играет, рисует, читает. Лучше всего остановиться на желтовато-коричневой или темно-зеленой гамме – она будет действовать успокаивающе. Очень пестрое покрытие стелить не стоит – ребенку будет трудно сосредоточиться на напольной игре, найти необходимую игрушку, деталь – вам же добавится хлопот каждый раз подавать ему то, что нужно, а он, в свою очередь, привыкнет, что искать самому нет необходимости. А для ребенка 4—6 лет уже можно подобрать „тематический” ковролин или покрытие, соответствующее его увлечениям (самолетики, машинки, цветочки-травки-зверушки и железная дорога очень популярны в этом возрасте).

Потолок

Если цвет пола должен уравновешивать и сдерживать, то потолок – давать пищу для фантазий. Однако не забывайте о том, что оформлять его обязательно в естественных цветах (чтобы в детском восприятии не искажалась картина мира). Скучноватый одноцветный потолок очень хорошо «оживить» блестящими звездочками, воздушными облачками, маленькими птичками, подвешенными на разной высоте. Можно прибегнуть к росписи – это будет веселее и натуральнее. Если потолок с перепадами, зонирующими комнату, то в одной из зон потолка при покраске можно использовать легкий голубой, а в другой – светлый желтый оттенок. Очень хороши нестандартные светильники, которых сейчас огромный выбор – и в форме облака, и месяца-солнца, и звездочек.

На заметку

• Ни в коем случае нельзя делать детскую комнату белой! Ведь нормальное состояние для глаза — когда он работает, автоматически «выискивая» что-то в пространстве. Потому одинаково вреден как перебор деталей и пятен, так и статичное состояние. Неспроста в крупных компаниях белый цвет очень популярен в приемных – он не дает человеку ни расслабиться, ни сосредоточиться, держит в напряженном «неуютном» состоянии.

• Яркий красный, желтый, синий в большом количестве тоже ничего хорошего не дают, даже наоборот. На ребенка, находящегося в синей, красной или желтой комнате, яркий цвет действует сначала как возбудитель агрессии, а затем, в очень скором времени, как депрессант: появляется головная боль, упадок настроения, усталость и т.д.

• Не стоит применять одновременно много сочных цветов, даже в комнате у дошкольника. Буйство красок со временем теряет свое влияние. Например, любимые многими детьми сочные оранжево-желтые тона в разумных порциях действительно улучшают самочувствие, настроение, заряжают энергией. Если же их палитра слишком богата, появляется так называемая утомляемость цветом. И тянет уже к совершенно противоположному цвету – сине-фиолетовым тонам. Чтобы не пришлось срочно перекрашивать стены, разбавьте яркие желто-оранжевые тона легким голубым или мягкими фиолетовыми оттенками.

Создавайте со всей душой уютный мирок для вашего сокровища. И обязательно прислушайтесь к его желаниям, цветовым вкусам. Ведь раздражающую вас передачу можно выключить, неприятную картинку – выбросить, а вот стены родного дома всегда должны радовать глаз и греть душу. Вам и вашему самому дорогому человечку.

МАРИЧКА СМЕРЕКА

Журнал "Мир семьи" апрель 2006 года