Внимание, рефлексы!

Автор

Здоровый новорожденный ребенок рождается как полноценный организм, который может обеспечивать свою жизнедеятельность на данном этапе, но его органы и системы пока еще незрелые и не «обученные» к взаимодействию с внешним миром. С первых минут жизни начинается их «обучение» и дифференциация. Нервная система не является исключением и проходит наиболее тонкий эволюционный процесс.

В период новорожденности состояние нервной системы можно оценить по безусловным рефлексам, так называемым врожденным автоматизмам, которые характеризуются специфической ответной реакцией новорожденного на раздражение рефлексогенных зон. По их наличию, живости или угнетенности можно судить о состоянии нервной системы малыша. Если говорить более конкретно - при оценке врач обращает внимание на их наличие, симметричность, одинаковую силу при повторных вызываниях, быстроту ответной реакции, а также длительность проявления рефлекса.

У недоношенных детей, как правило, большая часть врожденных автоматизмов отсутствует. Это говорит о незрелости головного мозга и неспособности отвечать на типовые раздражители.

  • уже с 28 нед. гестационного возраста можно проверить реакцию на звук, на которую ребенок реагирует морганием, вздрагиванием, началом хаотичных движений.
  • В 30 нед. – можно наблюдать фиксирование взгляда на каком-либо предмете, источнике света.
  • в 32 нед. он может поворачивать голову на световой источник.

К примеру, ротовые рефлексы появляются наиболее рано и оказываются наиболее стойкими. Доказано, что у недоношенного функционируют абсолютно все периферические рецепторы, вот только адекватной ответной реакции нервная система в этот период дать не может. Развиваются недоношенные детки все по-разному, и многие догоняют своих доношенных сверстников очень быстро. Поэтому нет прямой зависимости гестационного возраста и времени восстановления всех функций детского организма.

Теперь более подробно рассмотрим сами виды врожденных рефлексов.

В неонатологии для оценки состояния нервной системы исследуются такие врожденные автоматизмы, как поисковый, хоботковый, сосательный, ладонно-ротовой, хватательный, рефлекс Бабинского, опоры и автоходьбы, ползания. apgarwalking

Поисковый – если осуществлять касательные движения по коже вокруг рта, то ребенок будет производить движения, похожие как при поиске соска. Нестабильное появление этого рефлекса отмечается в 32 недели, в 34 – стойкое проявление, а угасает он примерно к 3-4 месяцам.

Хоботковый – ребенок пытается вытянуть губки при легком к ним прикосновении или постукивании. Его угасание происходит к 4-м месяцам.

Сосательный - если ввести соску ребенку в рот – он начинает осуществлять сосательные движения. Рефлекс вызывается стойко с 34 нед. гестации и в дальнейшем переходит в пожизненный сознательный рефлекс.

Ладонно-ротовой (Бабкина) – проводя легкое надавливание большими пальцами на средину ладони ребенка - получаем ответную реакцию виде открывания рта. Вызывается стойко с момента рождения (у доношенных) и угасает к 4-5 мес.

Хватательный

– вкладывая пальцы в ладони новорожденному, в ответ получаем смыкание кистей. А если при этом головку ребенка можно еще и приподнять от опоры – этот рефлекс именуется как Робинсона. Начальные проявления появляются в возрасте 32 недель, а в возрасте 2-3 месяцев – это уже условный хватательный и пожизненный.

Рефлекс Бабинского - штриховое раздражение подошвы приводит к разгибанию и веерообразному расхождению пальцев. Угасает к году.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы возникают у поднятых под мышки новорожденных, при их опускании до соприкосновения стоп с опорой. Рефлекс опоры состоит из двух фаз: сгибания ножек при прикосновении подошв к поверхности и последующего выпрямления их с опорой на стопу. У крупных детей и глубоко недоношенных могут отсутствовать. Проявляется с 3-4 недельного возраста и исчезает к 3-4-5месяцам.

Ползания (по Бауэру) – к стопам лежащего на животике ребенка прикладывают ладонь взрослого и получают рефлекторное отталкивание.

Оценка рефлексов новорожденного после рождения осуществляется не менее трех раз. Если в течение трех исследований рефлекса он дал положительный результат, даже если с каждым исследованием немного ослабевает, рефлекс считается нормальным.

Если же рефлекс изначально снижен и с каждым последующим исследованием угасает – он считается сниженным.

Если амплитуда рефлекса повышена (его выраженность) и, возможно, повышается с последующими исследованиями – он считается повышенным.

Изменение в активности рефлексов новорожденных может быть обусловлено различными патологическими состояниями нервной системы:

  • снижение ладонно-ротового и хватательного рефлекса, а также рефлекса Робинсона, могут свидетельствовать о поражении соответствующих шейных сегментов спинного мозга.
  • Исчезновение рефлекса Бабинского возникает при тяжелом угнетении нервной системы.
  • шаговый рефлекс и рефлекс опоры часто отсутствуют у крупных детей, у которых это не является патологией.

Конечно же, к изучению состояния нервной системы новорожденного ребенка всегда следует подходить комплексно и абстрактно, так как почти у половины детей имеются транзиторные физиологические изменения. Например, в первые сутки они могут быть в виде преходящего косоглазия, эпизодически плавающих движениях глазных яблок, снижении реакции на осмотр, нестойком треморе (дрожании), незначительном повышении мышечного тонуса, снижении шагового рефлекса и опоры.

Кроме того, рефлексы сразу после рождения могут быть угнетены, и восстанавливаться в последующие сутки жизни.

Дорогие родители, хочу заметить, что, несмотря на то, что на основании этого материала можно в некоторой степени судить о неврологическом статусе своего ребенка, не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, и окончательное заключение должен делать все же специалист!

Здоровья вашим малышам!

Ефимов Владимир Павлович,

врач неонатолог

ИПАГ АМН Украины (институт педиатрии, акушерства и гинекологии)