Чем чаше всего болеют львовские школьники?
- Автор
- Дата публикации
На некоторые вопросы, касающиеся здоровья львовских школьников, отвечает главный специалист Управления образования Львовского городского совета, координатора программы «Здоровье ребенка» Мария ИВАНОВА.
В последнее время у очень многих учеников медики чаще всего выявляют деформацию грудной клетки. Этот диагноз характерен для 54,8% школьников. Нормальная грудная клетка лишь у 6-8%. К сожалению, в начальной школе здоровых детей не наберется и 10%.
Во Львовской СШ №33, которая является базовой в осуществлении программы «Здоровье ребенка», учитель физкультуры (кстати, очень хороший специалист) Андрей Канака сам занялся осмотром детей не только своей, но и ближних к ней школ, чтобы выявить нарушения опорно-двигательного аппарата, и вот к каким результатам он пришел: было осмотрено 443 ребенка, из них – 79 с нарушениями, 17,8% составили диспансерную группу. Проходили осмотр, в основном, дети первых, вторых и третьих классов. В первых классах 99 детей имели нарушения опорно-двигательного аппарата, во вторых – 24, в третьих – 39. Я думаю, что нездоровье наших детей напрямую связано не только с вышеперечисленными факторами, но и с новым, слишком цивилизованным, малоподвижным образом жизни. Ведь школьники перестали играть в футбол, кататься на лыжах и коньках, играть в подвижные игры. Они засели за компьютер и телевизор и набираются там адреналина и агрессии. Смотрят боевики и детективы, фантастику и кровавые драмы – все это перегружает мозг, ведет к стрессу, больше того, ребенок становится заложником светящегося монитора и его электронного мозга, который все больше лишает его полноценного здорового образа жизни. Ведь большую часть своего времени он малоподвижен, отсюда – нездоровая полнота, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, агрессия, расшатанные нервы. Школьники перестали читать, заниматься спортом, подвижными играми – все это им заменяет «всемирная паутина». Вносит свою немалую лепту и телевидение, которое, транслируя боевики, детективы, фильмы о наркоманах, преподносит «хорошие» уроки нашим детям, как не стать достойными людьми.
– Мария Андреевна, после питания в школьных столовках у очень многих учеников обостряются болезни желудочно-кишечного тракта. Не связано ли это с хорошо известной истиной, что за все надо платить, а бесплатное государственное питание для начальной школы такое, каким оно имеет возможность быть?
– Вы правы. Конечно же, это не домашнее питание, но по утвержденным технологиям и из тех продуктов, которые в состоянии закупить. Ведь финансирование на все нужды школы более чем скромное. Но дело даже не в школьном питании, болезни желудочно-кишечного тракта, с которыми ребенок поступает в школу, обостряются еще и от изменения привычного для ребенка образа жизни. Ведь учеба – это большой стресс для первоклашки: он должен подниматься рано в школу, быть определенное время в незнакомом окружении, волноваться на уроках, где его нагружают заданиями, он не успевает поесть утром, а обед обычно заменяет какое-то лакомство, придя домой, ждет обеда, который приготовит мама, у него в жизни все пошло по-другому, не так, как раньше. И вполне понятно, что ребенок нервничает и пребывает в стрессовом состоянии, а все это отражается и на болезнях желудочно-кишечного тракта, который очень тонко реагирует не только на нервные импульсы, но и на нерегулярное и некачественное питание. Отсюда и обострения с гастритами вместе.
Я акцентирую внимание учителей по валеологии, чтоб они напоминали своим ученикам о целесообразности горячего питания и полноценного обеда, ведь для активной работы ребенка на уроках нужна умственная энергия, мозг должен питаться, но не за счет чипсов, сладостей и других бесполезных вещей, которыми, в основном, ученики пытаются заменить свой обед, а за счет нормальной горячей еды. Поэтому мы категорически против, чтобы вблизи от школ размещались киоски, в которых продают разные сухарики, сладости, спиртное и сигареты.
– Но современные школьники и сами основательно умеют портить свое же здоровье. Ведь не секрет, что сегодня дети 12-13 лет уже употребляют алкоголь, курят и даже балуются наркотиками…
– Да, первую сигарету некоторые подростки выкуривают уже в 10-14 лет, есть и такие, что уже имеют опыт табакокурения с 7-9 лет. Так, школьным социальным педагогам и психологам удалось установить очень любопытную статистику среди учеников, которые курят и пьют. Если в 7-м классе начинает курить не больше трех девочек, то в 9-м – остается только трое некурящих. Постоянно или эпизодически курит около 70% учеников 7-8 классов. Вот к таким выводам пришли социальные педагоги. На младших школьников в этом отношении осуществляется групповое давление, мол, надо быть таким, как все.
То же самое происходит и с употреблением алкоголя. Подростки подходят к распитию спиртных напитков однозначно: большая их часть (62%) в возрасте 12-14 лет употребляет спиртные напитки, а школьники постарше (15-16 лет) увеличивают их число до 72%. Почти каждый пятый ученик начал употреблять алкоголь еще до 10 лет. Ведь очень часто сами родители наливают своим чадам за праздничным столом немножко пива или шампанского. Дальше уже поощрений не требуется.
– Мария Андреевна, почему некоторые дети падают на уроках в обмороки?
– Для этого есть самые разные причины: перегрузки, нехватка воздуха, недоедание, болезни сердца и сосудов, период полового созревания и т.д. Ведь в школах здоровых детей всего 30%, остальные же имеют те или иные заболевания.
– Сколько школ задействовано в программе «Здоровье ребенка»?
– 37 львовских школ работают по этой программе. Среди них 20 общеобразовательных, 3 начальных, 1 учебно-воспитательный комплекс (школа-детский сад «Радуга»), центр для детей со слабым зрением «Львенок», 5 школ нового типа, 4 гимназии, 1 лицей и 8 дошкольных заведений. Во Львове действует и европейская сеть содействия здоровью и 4 школы работают по этой программе. Главной нашей целью является не снижение заболеваемости детей, а сохранение и укрепление того здоровья, которое имеют дети. Для этого мы планируем при содействии родительской общественности, спонсоров – отремонтировать бассейны, спортивные базы и залы, расширить возможности для занятий спортом. Проводим также большую просветительскую работу с подростками вместе с сотрудниками Львовского медуниверситета, детских поликлиник и Центра полового лечения, учим их культуре половых отношений, приучаем детей к мысли, что их здоровье – это залог их счастливого будущего, и к нему надо относиться со всей серьезностью.
По данным Львовского областного центра детской психотерапии и семейного консультирования, лишь 12% учеников первых классов приходят в школу здоровыми. У 15-20% дошколят диагностируют хронические заболевания, с которыми, естественно, они приходят в школу, у 30-40% - наблюдаются невротические отклонения, 30-32% имеют нарушения опорно-двигательного аппарата.