Кто они, дети дождя?

Автор

Рядом с нами растут необычные дети, их называют «детьми дождя»: они играют с предметами не так, как это принято, они радуются иному. Для них не существует норм и правил, им непонятно и неинтересно то, что делают обычные ребята. У них свой, закрытый для посторонних мир, но им безумно нужна помощь, поддержка и понимание. Давайте попробуем заглянуть в закоулки их сознания, выйти за пределы своих жестких стереотипов и понять, в чем нуждаются дети с диагнозом аутизм.

Слово аутизм происходит от латинского слова «autos» — «сам» (погружение в себя). Это заболевание встречается не так уж редко: по данным статистики — 5—6 случаев на 1000 детей, причем аутизмом чаще страдают мальчишки. Точная причина аутизма не установлена, но часто в истории болезни аутистов можно встретить сведения об осложнениях в протекании беременности матери и при родах: родовые травмы, асфиксия, гипотрофия плода. Огромное значение имеет и наследственность, хотя «сработают» гены или нет, зависит от внешних факторов. Пугает то, что с каждым годом количество деток с аутизмом стремительно растет. Виной тому экология, неподготовленность организма матери к беременности или ее нежелание рожать малыша — неизвестно. «Грешат» ученые и на консерванты, используемые в вакцинах и на некие «зеркальные нейроны», которые «барахлят» в головном мозге аутистов. Но найти истинный корень этой проблемы пока не удалось.

КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ. На первый взгляд, малыши, страдающие аутизмом, не отличаются от обычных детей. Однако, если присмотреться к их поведению попристальней, можно с раннего возраста увидеть многие отличия: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не тянется к ней, ему все равно, кто находится с ним рядом, он не смотрит в глаза, ему комфортно одному в своей кроватке. Малыши с аутизмом редко плачут, и никогда не бегают за родителями «хвостиком». Аутист не реагирует на свое имя и может не обращать внимания на окружающие звуки. Это заставляет родителей заподозрить у малыша нарушение слуха, которого в действительности нет.

Когда кроха-аутист подрастает, черты болезни становятся ярче: он плохо и очень поздно начинает разговаривать «механической» монотонной речью, боится всего нового, шумного, яркого. Если проявляют недовольство, то делают это агрессией и криком. Такой малыш не говорит о себе «я» и поздно осознает границы своего тела: бывает, уже в школьном возрасте он, словно впервые, часами ощупывает себя перед зеркалом.

АУТИЗМ — НЕ ПРИГОВОР. В первое время после рождения крохи родители воспринимают его поведение, как «манну небесную» — спокойный ребенок, не требующий внимания к себе. Но уже к концу первого месяца жизни они ждут первых улыбок и «агу». Если ожидание этих приятных мелочей длится месяцами, родителям нужно бить тревогу и обращаться за помощью к специалистам.

Подтверждение диагноза аутизм — безусловно, огромный удар для родителей. Их ставят перед фактом, что их малыш «необучаем» и часто предлагают оформить инвалидность. Однако это не приговор. Аутичный ребенок может проявить себя талантом в какой-то области (музыка, рисование, математика), но при этом не иметь простейших бытовых навыков. В разных ситуациях он может быть и неуклюжим, и удивительно ловким. Он просто требует совершенно другого подхода к себе, и только упорный труд родителей под присмотром квалифицированного специалиста может помочь ребенку стать «одним из нас».

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

КАК УХАЖИВАТЬ. Чтобы победить аутизм, нужно как можно раньше начать заниматься с ребенком (с 2—3 лет), тогда к восьми годам диагноз может быть снят. Родителям нужно помнить, что ребенку очень сложно жить в нашем мире, потому нужно научиться за ним наблюдать, объясняя себе каждое его слово и каждый жест.

— Дайте понять малышу, что вы понимаете его и любите таким, какой он есть. Родители должны создать своему ребенку комфортную обстановку, а затем, постепенно, осторожно обучать новым навыкам и формам поведения.

— Повторяйте вслух названия предметов, которые заинтересовали малыша, ежедневно придумывайте игры с четко очерченными правилами (например, вот кубики: давай построим из них поезд, а завтра — дом). Если кроха не говорит, играйте с ним в лото, головоломки, собирайте мозаику.

— Проигрывайте каждую игру много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, и чтобы игра превратилась в ритуал, который так любят маленькие аутисты. Иногда «забывайте» назвать предметы, которых касается ребенок. Это провоцирует неговорящего ребенка справиться с барьером и заговорить.

— Включайте ребенку эмоциональные мультфильмы и читайте книги, в которых малыш может сопереживать героям. И не забывайте, что такому ребенку важно иногда быть в одиночестве, давайте ему отдохнуть.

ДИЕТА ДЛЯ ОСОБЕННОГО. У малышей-аутистов часто возникают нарушения в работе пищеварительной системы. Они страдают повышенной проницаемостью кишечника (синдромом «дырявого кишечника»), когда в их кровь попадают шлаки. Как только они перестают получать продукты, содержащие глютен и казеин, наступает заметное улучшение. Из-за особенностей обмена веществ у детей с аутичными нарушениями глютен и казеин не расщепляются до конца, а продукты их полурасщепления обладают наркотическим действием. Поэтому таким детям рекомендуют исключить из рациона молочные продукты и продукты, содержащие пшеницу, овес, рожь, ячмень. Основная их еда должна содержать много клетчатки, которая помогает наладить стул, улучшить пищеварение и вывести из организма соли тяжелых металлов.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Анна Шевчук, киевлянка, 35 лет: «Когда мы привели нашего Даню к специалистам, ему было 3 года. Мальчик останавливался, перешагнув порог, и не сдвигался дальше. Его могло заинтересовать только рассматривание под разным углом зрения частей игрушечной машинки, например, поворачивал машинку так, чтоб колеса были видны в один ряд — это вызывало у него эмоциональный подъем, который выражался в улыбке и довольном покачивании головой.

Сотрудники центра работали с мальчиком два года: адаптировали его к новому помещению, к другим ребятам. Дане делали специальный массаж области лба, головы, и особенно шеи. У ребят-аутистов есть особенность — если не развивать их тело, оно начинает деградировать. С мальчиком пели, играли, а главное — его не «ломали», не подстраивали под всех. То же самое мы повторяли дома. Сейчас наш Даня ловкий, способный малец, у него расширился круг интересов и стали более разнообразными эмоциональные проявления; появилась фразовая речь и инициатива в общении».

Благодарим за помощь в подготовке материла к.п.н. Татьяну Скрыпник, ст. н. с. Института специальной педагогики АПН Украины, координатора учебно-развивающих программ Центра развития аутичного ребенка «Сонячне коло».