Дельфины, лошади и собаки помогут вылечить детский аутизм
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Такого мнения придерживается Анатолий Чуприков, заведующий кафедры детской психиатрии Киевской городской клинической психоневрологической больницы №1 (заслуженный деятель науки Украины, профессор, доктор медицинских наук, нейропсихиатр), он рекомендует совмещать психологическое и медикаментозное лечение аутизма у детей с альтернативными методами.
«Я принадлежу к той когорте отечественных врачей, которые еще с советских времен считают, что определенную фармакологическую активность все-таки надо проявлять. Ребенка надо не только воспитывать, но и поддерживать медикаментозно. Некоторые врачи ограничиваются тем, что отправляют к психологу, коррекционным педагогам. Знаете, я люблю и тех, и других – это замечательные люди и они мне очень помогают. Но считаю, что комплексная терапия дает очень хороший результат», — отмечает детский психиатр А.П. Чуприков.
Профессор Чуприков рассказывает, что например заграницей, в Европе и Америке, тоже применяют фармакологическую терапию и не боятся заявлять об этом во всеуслышание. «Я был в Голландии, и убедился в этом, там врачи тоже применяют те же препараты, что и мы. Но назначать фармтерапию нужно очень бережно, с минимальных дозировок. Ведь иногда неумелые врачи выписывают такие дозы препаратов, что мамы жалуются – их ребенок превратился в овощ!» — комментирует он. Также нейропсихиатр обращает внимание на колоссальную нехватку в Украине специализированных кадров в лечении аутизма: «Если у нас в больнице на трех врачей приходится один психолог, и поэтому он занимается практически только диагностикой, то в Голландии, не поверите, на одного врача приходится 30 (!) психологов! Врач посмотрел, поставил диагноз, назначил фармакологическое сопровождение и отдает пациента на дальнейшее лечение своему коллеге. А в Украине таких специалистов катастрофически не хватает».
Как альтернативу и выход из сложившейся ситуации врачи рекомендуют родителям «детей дождя» использовать и нетрадиционные методы медицины. «Я сторонник не только фармакологического, но и нетрадиционного лечения такого вида расстройств (уточ.— аутического спектра). Арт-терапию я отношу к числу коррекционной педагогики. А нетрадиционные методы – дельфинотерапия, иппотерапия (лечение с помощью лошадей), канистерапия (лечение с помощью собак). Позитивно, что в Украине бурно развивается дельфинотерапия. Я дельфинов люблю не меньше, чем людей, которые их пытаются защищать. Это уникальные существа. Но еще больше я люблю больных детей. Поэтому если дельфины сдвигают болезненное состояние детей в лучшую сторону, то я этому аплодирую, и популяризирую этот вид терапии. Чудесно, что у нас сейчас в некоторых дельфинариях, например, «Немо», удается плодотворно сотрудничать с психологами-дельфинотерапевтами. А вот иппотерапией надо заниматься долго. Желательно, не менее года. И тогда вы будете иметь такие же заметные результаты, как после первых десяти занятий в дельфинарии. Канестерапия для детей-аутистов тоже хороша, к тому же она дешевле. Собачки (лучше всего подходят лабрадоры, хотя и с некоторыми дворняжками можно работать), тоже оказывают своим биофизическими свойствами позитивное воздействие на деток. К сожалению, у нас в стране только мной зарегистрирована «собакотерапия», а в Киеве лишь при одном из медицинских центров есть одна-единственная собачка. И этого очень мало. Добавлю, что любая игровая пет-терапия (уточ.—с животным) позитивна — она улучшает коммуникабельность. Поэтому даже в дельфинотерапии игровой момент очень важен, а не только ультразвук, который издает дельфин», — рассказывает Анатолий Чуприков.
Мнение специалиста разделяет и Наталья Стручек, директор детского учебно-реабилитационного сада-школы «Дитина з майбутнім». По ее словам, только комплексный подход к лечению аутизма у ребенка может дать положительный эффект. «Если лечащий врач предписывает медикаментозное лечение ребенку, значит, никаких дискуссий на эту тему быть не может. Ведь ни родители, ни педагоги не специализируются на этом. Воспитатели, в свою очередь, следят за тем, чтобы каждый ребенок принимал лекарства согласно предписанию врача, — заявляет Н.Стручек. — Например, мы ведь не медицинское учреждение, а коррекционно-образовательное, поэтому четко следуем предписаниям и режиму. Некоторые родители приходят и говорят, что их ребенок принимает какие-то медикаменты от аутизма. При этом они до конца не понимают, что одни только медикаменты, не лечат аутизм, а только снимают некоторые его проявления. Поэтому не нужно ждать волшебного исцеления. Нужно совмещать как можно больше методов. Фактически, нет статистики по эффективности тех или иных методов ни у нас, ни в мире. Поэтому чем больше будет вложено в ребенка, тем заметней будет результат».