«Трудные дети» нашего общества

«Трудные дети» нашего общества

В последнее десятилетие все чаще и чаще поднимаются вопросы реформирования интернатной системы и решения накопившихся проблем с выпускниками интернатной системы.

Давно не секрет, что большинство детей, выпускников интернатных заведений вцелом отстают в своем физическом, эмоциональном, психологическом и социальном развитии, потому что система социализации сирот в интернатных заведениях, даже при самой лучшей материальной базе Интерната, отсутствует.

Согласно аналитическому отчету «Життєвий шлях випускників інтернатних закладів,

дитячих будинків сімейного типу та прийомних сімей», ФондаРената Ахметова «Развитие Украины», который был проведен Украинским институтом социальных исследований им. А.Яременко и Украинским центром социальных исследований, интернатная система не готовит подрастающие поколение детей-сирот для самостоятельной жизни, не адаптирует и не интегрирует их в обычное общество, которое постоянно развивается и меняется. И самое главное, система государственной опеки не решает главного вопроса - обеспечения выпускников интернатов необходимым стартовым капиталом для самостоятельной жизни.

Имея огромный «ком накопившихся вопросов и проблем», сегодня перед нами стоит вопрос, как нам исправить создавшуюся ситуацию, почему Интернаты не в состоянии решать проблемы социализации, что поможет модернизировать систему государственного воспитания детей, оставшихся без родительской опеки, и адаптировать их в жизни в нашем обществе.

Любовь, забота и понимание – основа социализации ребенка

Для своего гармоничного и полноценного развития личности и собственного Я, любой ребенок нуждается в любви, заботе и понимании близких ему людей. Об этом говорится в Декларации прав ребенка.

На сегодняшний день существуют разные формы воспитания детей. Это воспитание родных детей в семье их биологическими родителями (в семье); воспитание детей, лишенных родительской опеки в Интернатах и домах ребенка. Кроме того, в Украине, кроме воспитания детей биологическими родителями, признаны так же и такие семейные формы воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, как: воспитание усыновителямии опекунами, воспитание в приемной семье и детском доме семейного типа.

Психологи говорят, что только в семье ребенок может получить богатейший опыт взаимоотношений и социальных ролей, который так необходим для дальнейшей жизни и социализации. Именно в семье закладываются основы личности ребенка. Именно в семье он получает любовь, заботу и понимание от самых близких ему людей.

Из всех вышеперечисленных форм воспитания, только Интернатная система не строится на основе семейных отношений. Ответственность за весь воспитательный процесс там полностью берет на себя государство. По сути, весь процесс воспитания строится на взаимоотношениях внутри детского коллектива, который управляется взрослыми. И эти взаимоотношения могут быть абсолютно разными, которые в большинстве случаев будут зависеть от моральных принципов и уровня ответственности руководителей (воспитателей, педагогов, директора детского дома и пр.). То есть, говоря об Интернатной системе воспитания, мы говорим об отсутствии в ней семейных взаимоотношений между воспитателями, учителями и детьми, а значит и об отсутствии психологического комфорта, который необходим для развития полноценной личности. Психологический комфорт возможен только при удовлетворении жизненно важных потребностей любого ребенка – в любви, в общении, в познании мира и в чувстве безопасности.

Какие же наиболее распространенные социальные и психологические проблемы испытывают выпускники Интернатной системы?

  • Отклонения в эмоциональном развитии

Недополучая внимание, ласку, любовь и заботу, которую могут дать самые близкие люди (в семье), у воспитанников детских домов и интернатов наблюдается задержка психического развития.

В раннем возрасте главную роль в развитии ребенка играет мать (или близкий родственник), которая не только удовлетворяет основные потребности ребенка, но и формирует в нем чувство уверенности и доверия к окружающему миру. Сильно выраженный же дефицит эмоционального общения приводит к резкому замедлению психического развития, что мы можем наблюдать уже в раннем возрасте в домах ребенка. С возрастом проблемы детей-сирот усугубляются. В подростковом возрасте они проявляются в виде грубости, враждебности и недоверия к миру, лживости, конфликтности, презрения к окружающему обществу, чувства «непризнания себя» со стороны окружающих, эмоционального напряжения и пр.

Мы так же раньше говорили, что «любой ребенок, попадая в Интернатную систему, подвергается различным формам насилия – эмоциональному, сексуальному и физическому, которые ломают его волю и эмоциональное развитие».

  • Низкая социализация

Не секрет, что общение детей, которые воспитываются в Интернатной системе, чаще всего ограничено одной возрастной группой, в которой они растут. В Интернатной системе наблюдается авторитарный стиль общения ребенок-взрослый, когда ребенок стремится заслужить одобрение учителя любыми способами, так называемая депривация потребности в положительном контакте с наставником. Воспитанники в большинстве случаев, не умеют общаться вне своего коллектива, что в будущем приводит к массе нерешенных проблем эмоционального характера: неумение заводить друзей и налаживать отношения.

Одним из самых слабых мест Интернатной системы является чрезмерная опека детей. Дети весь период пребывания в Интернате находятся в искусственно созданных «тепличных условиях», которые не учат жить в обществе и соответственно не готовят детей к переходу во взрослую жизнь. Воспитанники интернатов не умеют организовать свой быт, беречь вещи, отличать плохое от хорошего, бороться за жилье и рабочее место, планировать расходы и смотреть с перспективой в будущее.

  • Повторение судьбы своих родителей

Увы, но доказан и тот факт, что дети-сироты, которые не имеют личный опыт воспитания в семье, очень часто повторяют судьбу своих же родителей. Не понимая, как строится семья, как воспитывать собственного ребенка, как его растить, любить и заботиться, они часто повторяют ошибки своих же родителей, лишаются родительских прав и тем самым, расширяют поле «социального сиротства».

Дети, которые воспитываются в семьях, общаются не только с детьми разного возраста, но и с взрослыми разной возрастной категории – бабушками, дедушками, прабабушками и прадедушками, родителями. Такие взаимоотношения накладывают свой отпечаток на дальнейшую социализацию ребенка. Этот опыт в дальнейшем влияет и на формирование жизненной перспективы и позиции, отношению к миру, умению общаться с людьми разного возраста, уважать старших, заботиться о близких, уметь планировать будущую семью и всю свою жизнь.

«Интернатная система абсолютно не соответствует интересам ребенка, потому что самая естественная форма пребывания ребенка-сироты - семья или приближенная к семье форма», - говорит Дарья Касьянова, руководитель программ и проектов фонда Рината Ахметова «Развитие Украины».

Осознавая, что воспитание ребенка вне семьи, это само по себе противоестественное явление, которое травмирует его психику и социальное развитие, все больше и больше голосов среди известных политиков и общественных деятелей звучит в поддержку развития семейных форм воспитания детей-сирот – детских домов семейного типа, усыновления и опеки.

К сожалению, процесс реформирования Интернатной системы в Украине идет очень медленными темпами. С одной стороны, из-за дефицита бюджетного финансирования в социальной сфере и сфере образования, а с другой стороны, сама по себе Интернатная система не стремится устраивать своих воспитанников в семьи, чтобы сохранить себе рабочие места. Чтобы сдвинуть этот вопрос с мертвой точки, необходимо больше обсуждать, говорить и пытаться что-то делать, чтобы общественность, наконец-то, осознала, что никогда интернатная система не сможет заменить ребенку семью. Сколько бы мы все не занимались благотворительностью, сбором средств и закупкой подарков детям-сиротам, никакой пользы это воспитанникам системы не принесет. Все свои силы мы должны направить на то, чтобы каждый ребенок смог обрести семью.

Полезная информация:

www.sirotstvy.net - Всеукраинский портал национального усыновления, на котором сегодня размещено более 10 тысяч анкет детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. За год существования портала более 1000 детей нашли семью.

О необходимости реформирования интернатной системы в Украине

Автор: Элина Скляренко