Учить сирот учиться

Автор

Когда начинают говорить о проблемах детей-сирот, то, прежде всего говорят об их не умении общаться, выстраивать отношения, иждивение и много чего еще. Но это уже – как итог их жизни в детском доме и работы самих учреждений, уже после того, как они выйдут за его стены. Можно рассказать и об иных проблемах, их так много, но все же, одним из важных пробелов, после неумения трудиться в жизненном росте сирот, является низкий уровень образования. К примеру, сироты вообще не читают и отвратительно учатся. Следствием этого является их низкий уровень социальной адаптации, развитие личностных качеств, низкий уровень знаний литературы, нравственных ориентиров, неумение мыслить системно, и это приводит к тому, что через некоторое время сирота садится на батарею и подоконник и перестает вообще принимать знания. Или пуще того, вообще перестает ходить в школу. По умолчанию эта проблема обязана решаться двумя субъектами – детским домом и школой, но в связи с тем, что ответственность разделенная, то можно говорить смело, что ребенок сирота остается один на один со своим нежеланием учиться. Безусловно, на это влияет низкий уровень мотивации, непонимание, что образование является основой получения не только хорошей профессии и более высокого качества жизни, но и перспективы в выстраивании своей жизни. Но сегодня уровень образования сирот крайне низок, что приводит к низкому уровню адаптации детей-сирот в самостоятельной жизни. Потому что, привыкнув не учиться в рамках детства, сироты перестают учиться потом, имея «память неучебы в детском доме», при этом живя комфортно и получая качественные услуги, еду, одежду, сон, мягких добровольцев. То есть, привыкнув ничего не делать, сирота осознает, что еда и кровать никуда не денутся, да и персонал будет рядом, аж до 23 лет. Да и потом, всех кто находиться рядом дети-сироты воспринимают как персонал, даже добровольцы разных НКО ими также воспринимаются.

В рамках школы ребенок из детского дома не сразу перестает учиться, это падение происходит несколько лет, начиная со второго и третьего класса. Еще в первом-втором классе ребенок вовлечен в процесс, да и внутренняя жизнь детского дома еще не так влияет, но уже тогда, когда ребенок вынужденно начинает бороться за выживание в рамках детского дома и школы, это становится большим препятствием в желании учиться. Уже через некоторое время начинаются изменения в восприятии школьных дисциплин, низкая концентрация на получение знания. Да и возникающие конфликты заставляют учителя все чаще отправлять сирот один за другим на задние парты, что становится для них победой и гетто на все годы обучения в классе. Через некоторое время одноклассники перестают видеть этих же сирот выступающими у доски, процесс обучения сирот в отдельно взятой школе закончился. Все усаживается, улаживается, сироты получают оценки автоматом, но ими полученная тройка равна единице для домашнего ребенка, но это выявится уже позже, после того, как дети-сироты не смогут учиться в ВУЗАХ, даже если их туда насильно затащили добровольцы. Привычки нет, моторики. Пока же все выстроено именно так. Это удобно и учителю, который не несет личной и гражданской ответственности за обучение сирот, да и возможность больше тратить время на домашних детей, так как их родители более требовательны. Детский же дом доволен просто тем, что сироты хотя бы ходят в школу, и сидят там, на задних партах. А затем и в жизни, задние ряды и парты. А домашняя подготовка становится мукой, как для сирот, так и для воспитателей, которые также не ориентированы на качественную подготовку сирот к школе. Они видят основную функцию в контроле за детьми, не более того. А когда организуются всевозможные курсы для обучения сирот на стороне, это приводит к тому, что система обучения продолжает работать отвратительно, и для того, чтобы изменить ее нет никаких предпосылок. В некоторых детских домах к сиротам приходят преподаватели с воскресных школ, чтобы только дотащить неуча сиротку до порога выпуска из стен детского дома, а там как пойдет. Это плохо, потому что у школы и детского дома атрофируется основная их функция -качественная работа с теми, кому вверило государство обучение и жизнь детей-сирот.

Что же делать и как сделать так, чтобы сироты получали и качественное образование, и потом не плелись в хвосте не только в своем классе, но и будущей жизни?

Важно, чтобы детский дом повысил к себе требования по учебному процессу в рамках школы и детского дома. Как отдельного воспитателя в группе детского дома, так и учителя в отдельном классе. За нравственную и материальную мотивацию. Для этого главным критерием оценки эффективности работы детского дома является именно этот компонент – уровень образования детей-сирот, получение качественных знаний, повышение ответственности педагогического коллектива за выполнение обязанностей по получению знаний детьми-сиротами. Для этого, также, участие НКО просто обязано подвигать систему детского дома, школы к этим изменениям, ведь двигать отдельного сироту куда накладнее, нежели чтобы качественнее работала целая система. Да и для тех, кто придет в эту систему, эти изменения были и для них качественными. Образовательные услуги должны оказываться так, чтобы сирота получал их осознанно, без тычков и пинков. Возможно, многие учителя так и не знают, что из-за их ими же созданного комфорта в работе с сиротами, это приводит к трудностям у последних в будущей жизни. Это необходимо до них донести, повысить их уровень гражданской позиции. Ведь уровень качественной адаптации зависит от сложения усилий, как самих сирот, так и тех, кто рядом с ними работает. Надо над этим работать рядом с ними, а не на стороне. Так выстраивать систему, чтобы она давала качество и обучения, а затем и жизни. И когда кто-то организует проекты поддержки сирот, которые и так хорошо учатся, тогда становится ясно, что остальные 90% неучей будут незамечены и далее. Давайте об этом думать, работая с сиротами.

Статья любезно предоставлена сайтом

Александр Гезалов. Статьи и книги.